Город Психология вокруг родов

Психология вокруг родов

С медицинской точки зрения перинатальный период ограничивается строгими рамками: он длится с 28 недели внутриутобной жизни младенца и по седьмые сутки после его рождения. Однако перинатальные психологи охватывают более широкую временную перспективу, включ

С медицинской точки зрения перинатальный период ограничивается строгими рамками: он длится с 28 недели внутриутобной жизни младенца и по седьмые сутки после его рождения. Однако перинатальные психологи охватывают более широкую временную перспективу, включающую зачатие, беременность, роды и первые месяцы постнатального периода. Рождение ребенка они видят не как отдельное событие, представленное точкой на оси времени, а как длительный процесс, начинающийся с зачатия и охватывающий весь пренатальный период, сами роды и первые месяцы после рождения.

«Психологи называют перинатальным период, пока существует диада «мать-дитя». Все, что вокруг родов: это и проблемы зачатия, и роды, и потом уже родившийся ребенок до трех лет, то есть до тех пор, пока он не начнет говорить «я», не уйдет от мамы, когда мама станет нужна уже не так, как раньше», – считает доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования Игорь Добряков. В минувшие выходные именитый психолог, психиатр и автор книги «Перинатальная психология» проводил семинар в Тюменском центре психологии, делясь знаниями с психологами, психотерапевтами, психиатрами, акушерами-гинекологами, неонатологами, работающими с беременными женщинами, младенцами, с семьями, ожидающими ребенка.

Основой программы обучения Игоря Добрякова послужили лекции автора по различным вопросам перинатальной психологии, психопатологии, прочитанные в разное время в Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии будущим врачам-педиатрам, в Санкт-Петербургском государственном университете студентам-психологам, а также слушателям курсов детско-подростковой психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.

С низкого старта

В последнее время интерес к перинатальной психологии резко увеличился. Во многом это связано с необходимостью притормозить стремительный рост количества новорожденных с нервно-психическими расстройствами. Причин этого явления много: и успехи медицины, приводящие к уменьшению смертности детей с патологией, в прошлые годы несовместимой с жизнью, и неудовлетворительная психопрофилактическая работа с беременными, и ошибки родовспоможения, и ухудшение экологии, и рост наркомании.

Низкий уровень знаний в области перинатальной психологии, отсутствие навыков ранней диагностики нервно-психических расстройств у беременных, недостаточная разработка методик психокоррекционной и психотерапевтической помощи беременным женщинам, молодым мамам и членам их семей, являются основной причиной широко распространенных осложнений в акушерско-гинекологической и педиатрической практике.

«Задача перинатального психолога – сделать так, чтобы для будущей мамы эта беременность стала желанной. Она должна увидеть все плюсы, позитивные моменты, ощутила ресурсы своего организма, – считает Игорь Добряков. – Любая женщина, отправляющаяся на аборт, должна быть проконсультирована психологами. Ни в коем случае специалист не должен принимать тон прокурора и говорить, что женщина, сделавшая аборт, станет убийцей. Мы бережно относимся к личности, уважаем ее, но смотрим, какие могут быть трудности, в чем плюсы, показываем разные варианты. Стараемся повернуть ситуацию таким образом, чтобы акцентировать внимание на плюсах, помогаем найти поддержку».

Важна также, по мнению Игоря Валериевича, работа с парой, гармонизация отношений мужа и жены, и это тоже профилактика абортов. «Аборт – это огромное зло, и мы категорически против них, но мы и против их запрещения. Необходимо бороться с ними другими методами. Кроме того сейчас так много хороших противозачаточных средств, что аборт в XXI веке – это просто бескультурье», – подчеркивает он.

Перинатальный период вообще во многом может определить сценарий жизни человека. Он рождается, а родители уже чего-то от него ждут и начинают воспитывать в определенном ключе. В перинатальный период человек может получить какую-то травму, и это скажется на всей его дальнейшей жизни – профессиональной, личной и так далее. «Но с другой стороны не следует преувеличивать влияние перинатального периода, как это встречается у некоторых психологов, которые считают, что если женщина родила определенным образом ребенка, например, с помощью кесарева сечения, то какие-то проблемы уже не исправить. И так настраивают женщин, а они потом приходят ко мне в панике – и родила не сама, и лекарства эти врачи-убийцы давали, и перинатальная матрица по Грофу была не такая, поэтому ребенок будет склонен к депрессиям и самоубийствам», – рассказывает психиатр.

К семье по ступенькам

«Хороший родитель – тот, кто обеспечивает хорошую адаптацию ребенку на трех уровнях социально-психологического развития: ребенок здоров, доволен собой и имеет полный достаток того, что ему нужно (не излишек). В иерархии ценностей ребенка хороших родителей должны быть не меркантильные соображения, а общечеловеческие ценности», – говорит Игорь Добряков.

C точки зрения перинатальной семейной психотерапии целесообразно выделять стадии жизненного цикла семьи, исходя из отношений между супругами, того, каким образом они пытаются разрешить возникающие конфликты. Есть стадии формирования супружеских отношений, на которых возникновение беременности делает супругов еще ближе, они беременны вместе, трогательно держат друг друга за ручки, друг другу доверяют, ребенок делает их только еще ближе. Есть такие стадии, когда возникновение беременности делает женщину холодной, она замыкается на ней и муж становится как бы не нужен, и начинает компенсироваться – пьет, уходит с головой в хобби, заводит любовницу.

Иногда на этой стадии и мужчина и женщина хотят иметь ребенка, и беременность наступает желанная. «Патовая ситуация – супруги все время ругаются, в то же время друг без друга не могут. Разбежались, потом почувствовали притяжение, помирились. Большой страх потерять друг друга – и они решают завести ребенка. Это, в свою очередь, порождает проблему: муж начинает ревновать жену к ребенку, он деликатный, умный, тактичный со всеми, кроме сына. Задача перинатального психолога – если беременность возникла в стадии конфронтации, нужно быстрее перевести конфронтацию в стадию компромиссов. И это мощная профилактика многих проблем в будущем», – рассказывает Игорь Валериевич.

Всего можно разграничить шесть стадий развития супружеского союза:

  1. стадия добрачных отношений;

  2. стадия конфронтации;

  3. стадия компромиссов;

  4. стадия зрелого супружеского союза;

  5. стадия кризиса середины жизни (экспериментирования с независимостью);

  6. стадия «ренессанса» супружеских отношений.

Закономерность чередования стадий прослеживается в большинстве семей, однако, сроки смены одной стадии другой весьма относительны. Это связано как с личностными особенностями членов семьи, так и с влиянием факторов внешней среды. На третьей, четвертой и шестой стадиях развития семьи, как правило, создаются условия, благоприятные для зачатия ребенка, течения беременности, родов, для формирования раннего диалога родителей с малышом, его гармоничного воспитания.

На первой, второй и пятой стадиях развития семьи чаще возникают отклонения в формировании гестационной доминанты, раннего диалога в системе «мать-дитя», типа семейного воспитания. Семьи, находящиеся на этих стадиях развития, составляют группу риска по развитию у их членов психосоматических и нервно-психических расстройств. Они нуждаются в особом внимании семейных врачей, часто нуждаются в консультациях и в лечении у перинатальных и семейных психотерапевтов.

Доминанта – всему голова

Психотерапия на этапе беременности играет особую роль, так как медикаментозная помощь может неблагоприятно сказаться на развитии плода. Ребенок должен быть желанным, прежде всего. Хорошо, что женщина здорова, беременность протекает в приятны условиях, правильно питается, находится в покое. Но принимать во внимание только это не совсем правильно. «Представим ситуацию: женщина пребывала в идеальных условиях, самостоятельно родила, ребенок здоров, но после родов этого малыша отобрали у мамы, и дальше он воспитывался в детском доме. И другой случай – беременность у женщины оказалась тяжелой, на работе проблемы, в общем, все плохо. Потом этот ребенок попадает домой за ним ухаживают, его любят. И какой ребенок оказался в более выгодных условиях? Конечно, второй», – приводит пример Игорь Добряков.

Случайность беременности или ее планирование, мотивы, побудившие женщину забеременеть, ее жизненные ценности, установки, условия микросоциума, внутрисемейные отношения, личностные особенности, соматическое и психическое здоровье в значительной степени отражаются на формировании гестационной доминанты в целом. Под психологическим компонентом гестационной доминанты психологи и психиатры понимают механизмы психической саморегуляции, включающиеся у женщины при возникновении беременности, способствующие ее сохранению и созданию благоприятных условий для развития будущего ребенка. В норме это приводит к позитивному отношению женщины к беременности, формирует новые поведенческие стереотипы, имеющие для плода охранительное значение.

Клинические наблюдения позволили выделить пять типов психологического компонента гестационной доминанты: адекватная (оптимальная), эйфорическая, гипогестогнозическая, тревожная и депрессивная. Выявление у женщины одного из четырех последних типов свидетельствует о большой вероятности развития осложнений течения беременности и родов, а также последующего процесса лактации и становления отношений в системе «мать-дитя».

Первая группа состоит из практически здоровых беременных, находящихся в состоянии психологического комфорта, имеющих адекватный тип психологического компонента гестационной доминанты. Во вторую группу, как правило, входят женщины истерического склада. Такая дама вне себя от счастья, она смотрит на мир в розовом свете, уверена, что ребенок будет как минимум гениальным, а она станет самой замечательной мамой на свете, у которой буквально телепатическая связь с ребенком. «Однако в родах такая женщина ведет себя неадекватно: ей больно, ее обманули, просит сделать кесарево, ребенок какой-то страшненький», – объясняет Игорь Добряков. По его мнению, из таких женщин получаются холодные мамы, которые совершили подвиг – родили ребенка, а как он будет развиваться дальше, их мало волнует.

Еще один непростой тип беременных – гипогестогнозический. Такие будущие мамы ведут себя как будто они и не беременны. Они работают также, как и до беременности, курят, посчещают вечеринки, не ходят на занятия по подготовке к родам. У акушеров-гинекологов к такми мамам претензий не бывает – она исполнительна и дисциплинирована во время родов. Но потом от ребенка отворачивается, грудью кормить не хочет, поручая малыша няне. Часто это бизнес-вумен, для которых ребенок – лишь небольшая досадная помеха работе. Но к этому же типу относятся и студентки, родившие во время обучения. Они передают новорожденного родственникам, как эстафетную палочку, а сами бегают на лекции, сдают зачеты и экзамены, пишут диплом. Как ни странно, но к этому же типу можно отнести и некоторых многодетных матерей. Для них беременность и роды стали банальностью, никакое уже это не событие. Также гипогестогнозическая домиананта может быть у женщин, решившихся на ЭКО, если, конечно, мотивом такого оплодотворения было не искреннее желание иметь ребенка, а ощущение своей неполноценности.

Тревожным тип охватывает довольно большую группу беременных, которую можно разделить на две группы. В первую входят женщины, чья тревога имеет под собой почву: проблемы со здоровьем, натянутые отношения в семье, неприятности на работе и так далее. Вторая группа включает женщин, не понимающих, с чем связана их тревога. К ним нужно относиться крайне внимательно, так как за этой тревогой могут скрываться различные психические расстройства, как на невротическом, так и на психопатическом уровнях. Депрессивный тип – самый тяжелый. Здесь трудности возникают еще и потому, что зачастую депрессию будущей мамы списывают на беременность – дескать, родишь, и все пройдет. Часто депрессия сопровождается фобиями. Оказать помощь в данном случае труднее всего.

Жизнь после рождения

За несколько дней до родов в крови матери возрастает уровень адреналина и норадреналина, подготавливающих организмы будущей матери и ребенка к стрессовым воздействиям. Ее психологическое состояние и готовность к родам, знания о том, что будет происходить с ней и что она должна делать, в большой мере влияют на успешность родоразрешения. После родов начинается процесс адаптации ребенка к новым условиям. После разъединения с матерью ребенок проходит три стадии: протеста, отчаяния и отрешенности. В родах ребенок получает острую психологическую травму. При неправильном отношении к нему в постнатальном периоде младенец может попасть в хроническую психотравмирующую ситуацию. В результате возможны нарушения процесса адаптации, отклонения и задержки психомоторного развития.

Практически уже закончились дискуссии по поводу того, как поступать с новорожденным сразу же после появления на свет. Доказано, что уровень его базальной тревоги будет снижаться, если он будет приложен к груди и далее будет неразлучен с матерью. После выписки из родильного дома необходимо четкое распределение между членами семьи новых функциональных обязанностей, появившихся в связи с рождением ребенка. Помощь семье, имеющей новорожденного, получила название в англоязычной литературе «раннее вмешательство».

«Чем гармоничнее отношения между отцом и матерью, тем лучше будет адаптироваться ребенок к новым для него условиям, тем лучше он будет развиваться. Для детей, имеющих родовую травму, это особенно важно. Чем больше проблем у родителей, тем вероятнее, что их конфликты будут проецироваться на ребенка и формировать у него нервно-психические, соматические расстройства», – говорит Игорь Добряков.

Фото: Фото с сайта Studio222photography.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем