Дорога до 28-го сектора на Червишевском кладбище от въезда занимает около получаса. Земля с одной стороны окружена огромными соснами, с другой — свежими могилами. Если идти пешком, то можно заметить, что с фотографий чаще смотрят морщинистые женщины или мужчины — многие умерли в старости. Реже попадаются портреты молодых людей. Среди обильной россыпи крестов выделяется 28-й сектор: на квадрате земли не так много свежих захоронений. Возле ритуальных символов развеваются разноцветные флаги, рядом с ними — снимки исключительно молодых, а иногда совсем юных парней в военной форме.
Этот сектор больше года назад выделили для захоронений военнослужащих. Но хоронить начали весной 2022-го. Теперь в эту землю в сопровождении оркестра и залпов кладут участников спецоперации. Правда, далеко не всех и это совершенно не отображает весь список потерь: из десятка погибших тюменцев тут похоронено всего несколько человек. Окончательное решение, где будет покоиться погибший, принимают его родственники: кого-то похоронили в родном селе или районе, других — на мусульманских кладбищах.
— Этот сектор больше года назад выделили для захоронений ветеранов ВОВ, участников войн и локальных конфликтов, военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении долга. Инициатором выделения стали представители ветеранских организаций Тюменской области, — рассказал Алексей Куличков, военный комиссар Тюменской области.
«Теперь молодежь гибнет». Монолог на кладбище
На квадрате 28-го сектора еще недавно росли деревья. Сейчас их потихоньку выкорчевывают, чтобы подготовить место для новых захоронений. Конечно, близкие погибшего могут сами выбрать, где захоронить своего родственника. Но город предлагает специальный сектор, в пределах которого лежат только военные. Также бесплатно предоставляются некоторые услуги: доставка тела до места захоронения, погребение, гроб, траурный зал и некоторые ритуальные атрибуты.
— Захоронения на кладбищах производятся исходя из волеизъявления умершего. Обязанность по захоронению берет на себя либо родственник, либо любое лицо, пожелавшее произвести захоронение. Места предоставляются бесплатно на любое открытое кладбище в городе Тюмени. Также возможно и подзахоронение к родственнику, если имеется свободное место. В связи с этим все умершие, в том числе и погибшие герои, участвующие в спецоперации, захоронены исходя из их волеизъявления по заявлениям родственника либо лица, взявшего на себя обязательство по захоронению, на любом секторе и кладбище, — рассказали в городской администрации, которая отвечает за работу кладбищ.
Когда мы приехали, на месте работал экскаватор. Машина чистила территорию, готовила участок к завтрашней церемонии. Утром должны были привезти еще одного военного. Весь процесс контролировал сотрудник организации «Некрополь», которая отвечает за похороны.
— В документах обычно указано место гибели, обстоятельства гибели. Привозят обычно с осколочными ранениями. Ни один противника в лицо не видел. Почти у всех жены остались. У одного мальчишки молоденького только жены нет. Его осенью забрали на срочную. Он вообще в десанте, в морской пехоте хотел служить. А там если хочешь служить, надо контракт подписать. Осенью отправили, а весной уже погиб. Жалко их. Молодые парни, — говорят на кладбище. — Одного офицера хоронил его сослуживец. Они вместе в одной группе учились в ТВВИКУ. Он командовал парадом.
Мужчина, как он нам сам сказал, отвечает за организацию похорон уже давно. Специалист «Некрополя», по его словам, знаком с документами, где есть информация о погибших. Для себя он сделал вывод: как правило, остаются по контракту молодые люди из деревень и городков, где работы мало.
— Одного солдата привезли как безродного на Родину. Когда он уехал служить — биография превратилась в белый лист. А приехали — у него 7 дочерей там оказалось. Из всего привезли крестик, колечко, и всё. Он воевал еще со Второй Чеченской. Люди, видите, как воевать начинают, не могут остановиться. Это же как наркотик, — говорит работник кладбища.
Мужчина говорит, что за время своей работы слышал десятки истории о судьбах людей. О всех военных он говорит «наши солдаты».
— Хоронят солдат за счет государства. От военкомата. В это входит доставка тела с места боя. Если военный сразу погиб, то родные получат компенсацию. Если получил ранение, то рассчитывается по-другому. Есть случаи, что ранили солдата на спецоперации, а умер он уже в госпитале. Выплаты идут как за раненого, — говорит мужчина.
Мы не можем назвать общее число тюменцев, погибших на спецоперации. Но будем сообщать про каждого, о котором нам удалось узнать.
Не так давно стало известно о смерти двоих добровольцев из Тобольска. Мужчины одними из первых по собственному желанию уехали на Украину. Их могилы находятся рядом на тобольском кладбище.