Почему в Тюмени из крана иногда течет грязная вода? Можно ли требовать перерасчет за нее? Чем вода из Туры отличается от воды из подземных источников? Когда мы сможем пить воду из-под крана? И можно ли смывать туалетную бумагу в унитаз? Задали эти вопросы главному инженеру «Росводоканала Тюмени» Виталию Гурскому.
— В последнее время читатели 72.RU часто пишут о грязной воде из-под крана и шлют нам ужасающие фото из ванных комнат. Жалуются на качество воды в Комарово, ЖК «Новин», в Зареке. Почему это происходит и что с этим делать?
— С каждым случаем надо разбираться индивидуально. В новых районах потребление воды низкое (потому что не все квартиры в домах еще заселены. — Прим. ред.), происходит застой в сетях, в том числе во внутридомовых, от этого люди и могут страдать. Со своей стороны мы контролируем, но за стеной здания уже не наша зона ответственности.
Мы сейчас строго спрашиваем с застройщиков. Перед сдачей дома и подключением к централизованным сетям мы проводим телеинспекцию. Этой практике уже больше года. Застройки у нас в городе много, и раньше не всегда удавалось их проконтролировать. Сейчас мы это делаем.
— А как вы инспектируете?
— Специальным телевизионным комплексом просматриваем трубы внутри. У нас есть специальный робот, запускаем его по принципу проведения телеинспекции на сетях водоотведения. В результате определяем чистоту и качество промывки сетей. Только после проведения таких работ даем разрешение на подключение.
— Но иногда люди пишут, что грязная вода потекла у них впервые, хотя в этом доме они живут давно.
— С водозаборов у нас вода всегда выходит нормативного качества. Это подтверждается лабораторными исследованиями. Здесь не может быть никаких отклонений.
— Есть такое объяснение (оно очень популярно сейчас в городе): грязная вода идет оттого, что новые районы, жилые массивы подключают к старой магистрали. Когда в нее врезают новые трубы, то вода взбаламучивается, в ней появляются ржавчина и грязь. Что вы скажете на этот счет?
— Не буду лукавить, такое действительно возможно. При подключении особо больших районов, вообще при проведении подобных работ (как, например, подключение новой магистрали 15 января), где-то может поменяться течение в трубах. Это поднимает осадок в трубах. Но дополнительно во время таких работ мы промываем водопроводы перед тем, как снова дать воду. У нас определены точки, где мы проводим промывку, сбрасываем грязную воду, чтобы она по минимуму попадала к жителям.
— Давайте подытожим. Есть две причины, почему из крана течет грязная вода. Первая — это проблема внутридомовых коммуникаций, за которые вы ответственности не несете. Вторая — это может происходить после масштабных работ на сетях «Водоканала», когда подключаются новые жилые массивы или магистрали и временно течет грязная вода. Правильно я понимаю?
— В целом да. Но это слишком упрощенно. В последнее время мы проводим большие работы, которые раньше никогда не проводили, — это замена сетей, в том числе больших диаметров. За три года в Тюмени было проложено почти 160 километров водопроводов. В прошлом году — 63 километра. Это колоссальный объем работы! Для сравнения: за предыдущие пять лет — с 2013 по 2017 год — было проложено всего 80 километров.
— То есть это временные проблемы, связанные с тем, что идет масштабное обновление коммуникаций? Именно поэтому может течь грязная вода?
— Да, но мы предпринимаем все меры, чтобы этого избежать. Стальные, чугунные трубы были проложены в 70–80-х годах. Сейчас мы их меняем. На сегодняшний день у нас уже 64% сетей — полиэтиленовые. Они не ржавеют, не образуют вторичного загрязнения.
— А если проблема во внутридомовых системах?
— В новых домах, конечно, используют современные материалы, а в старых — ржавые трубы. Это всё к управляющей компании. Иногда бывают проблемы с бойлерами, передавливание водопроводной воды сетевой (что такое бойлер и как он работает, можно почитать здесь. — Прим. ред.).
— Но так ведь не должно быть. Техническая вода не должна попадать в водопроводную?
— Если бойлер протекает, то техническая вода может попадать в горячую воду. Мы получаем много жалоб, что холодная вода — чистая, а горячая — с примесями. Это может быть проблема теплоснабжающей организации.
— Можно ли по районам разделить качество воды в Тюмени?
— Нет, во все районы подается вода одинакового качества.
— То есть ее качество зависит от состояния труб в каждом конкретном районе и доме?
— Не совсем, когда мы работаем на сетях, мы делаем промывку труб.
— Промывку труб вы делаете, когда у людей вода отключена?
— Да, перед тем как запустить путепровод, мы промываем трубы, проводим химические, бактериологические анализы воды.
— Чем промываются трубы?
— Водой со специальными обезвреживающими веществами, она сливается, и только после этого потребителям дается чистая водичка.
— То есть запах лекарств от воды, на который временами жалуются люди, связан с промывкой труб?
— Нет, это вообще никак не связано!
Есть ли в Тюмени довоенные трубы и чем обрабатывается вода?
— Сколько лет нужно, чтобы все имеющиеся стальные и чугунные трубы в городе были заменены?
— По тем трубам, которые у нас на обслуживании (переданы нам в рамках концессионного соглашения), есть конкретные планы, но, сколько лет нужно, пока сказать сложно. Это будет зависеть от финансирования.
— Кто финансирует эти работы?
— У нас заключено концессионное соглашение — это наше партнерство с правительством области и администрацией города, есть инвестпрограмма. Совместно мы проводим эти мероприятия.
— Финансирование в том числе складывается и из оплаты потребителей, когда люди оплачивают подачу воды и ее отведение?
— Да, но в большей степени это всё компенсируется областью.
— Есть ли в Тюмени довоенные трубы?
— Нет, таких уже нет.
— Могут ли люди требовать перерасчет за грязную воду?
— Да, могут. Если отобрали пробу, увидели, что вода по качеству не соответствует, и это документально подтверждено, то перерасчет делается. Есть определенный порядок действий.
Если у вас из крана течет грязная вода, нужно сообщить об этом в диспетчерскую службу «Водоканала». Потребитель должен сказать (письменно или устно, в том числе по телефону) свои имя и фамилию, адрес, где он живет и где течет грязная вода. Будет проведена проверка, и если факт нарушения качества услуги подтвердится, то перерасчет возможен начиная с даты и времени обнаружения «Водоканалом» этого факта или начиная с даты и времени сообщения в диспетчерскую службу. Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным с даты и времени, когда сотрудники «Водоканала» зафиксируют факт восстановления качественного водоснабжения.
— Расскажите, как обрабатывается водопроводная вода? Это хлор?
— Да, но сейчас обработка происходит по-другому. Раньше поставлялся жидкий хлор в контейнерах. Сейчас на водоочистных сооружениях хлор вырабатывается на месте из поваренной соли. Методом электролиза добывается хлорная вода, и уже ею обеззараживается вода, поступающая в дома.
— Это более щадящий способ обработки воды?
— Нет, оба способа одинаковые, их задача — не допускать наличие микроорганизмов в воде. Но второй способ безопаснее, поскольку рядом с водозаборами находятся населенные пункты, а перевозка контейнеров с жидким хлором может быть сопряжена с опасностью.
— Какие еще есть способы обработки воды в мире? Можно ли обойтись без хлора?
— Способов много, но везде в крупных городах обеззараживание делают хлорной водой. Водопроводная вода проходит через многие и многие километры сетей, чтобы, не дай бог, в воде ничего не завелось, никакие бактерии не начали размножаться, и делается хлорирование.
— А обработка озоном?
— Она направлена на другое. Это просто очистка воды.
— В чем особенность тюменской воды в отличие от других регионов?
— Наша особенность — в сложности Туры. Воду из Туры сложно чистить. И она в течение года меняет свои свойства. В период паводка, или осенью, или когда идет цветение, она меняет органолептические свойства — это тот запах, на который и жалуются люди. В рамках реконструкции метелёвских водоочистных сооружений (она будет длиться до 2024 года) предусмотрены мероприятия, которые позволят от этого избавиться. Будет применяться угольная фильтрация. Сейчас готовят проект, и в этом году мы начнем реконструкцию и модернизацию метелёвского водозабора.
— И тогда можно будет пить воду из-под крана?
— А я и сейчас пью.
— Там же хлор!
— Он в тех дозах, которые не опасны человеку.
— Но она не очень вкусная, она же пахнет!
— Нормальная. Я ее пью. (Смеется, - Прим. ред.)
Где Тюмень берет воду?
— Вода берется не только из Туры, но и из подземных источников?
— Да, велижанский водозабор на подземных источниках — это порядка 40% воды. Там скважины.
— Он питает заречную часть города?
— Да, и центральную. Но однозначно сказать, что здесь велижанский, а там — метелёвский, нельзя. Точно можно сказать, что в южной части Тюмени, где объездная дорога, — метелёвская. В Зареке не только велижанская, но частично и метелёвская. Зоны выделить сложно, потому что система общая.
— Можно ли сказать, что подземная вода лучше?
— Нет, я бы так не сказал.
— Способы обработки и очистки у воды из подземных источников и из Туры одинаковые?
— Разные. У велижанского водозабора свои способы. На реке другая система.
— Планируется строить новые водозаборы в Тюмени?
— В ближайшее время нет.
— Мощностей двух хватает, чтобы питать город?
— Да, сейчас мы еще обеспечиваем и Тюменский район из своих источников. За 10 лет нам удалось снизить водопотребление в городе за счет установки приборов и уменьшения потерь на сетях, а это очень важный показатель.
— Есть ли планы подводить воду к СНТ или ДНТ?
— Нет. Мы сейчас подводим воду в частный сектор Тюмени, где ее не было. Что касается СНТ и ДНТ, они могут сообща через председателя решить этот вопрос самостоятельно.
— Сколько стоит человеку подключить свой дом? Вы же ведете только основную магистраль.
— Всё зависит от расстояния до водопровода, от площади дома. В среднем порядка 40 тысяч рублей.
Сколько стоит вода в колонке
— В частном секторе Тюмени до сих пор сохраняются колонки. Там вода бесплатная?
— С жителями частного сектора заключены договоры. Есть определенная плата, она составляет порядка 50 рублей с человека в месяц. Таких абонентов у нас осталось порядка 3000. Колонки — это плохая практика, пытаемся от нее уйти.
— Потому что водой из колонки пользуются все, а не только те, кто рядом живет и платит?
— В том-то и дело. Платят единицы, а воруют…
— Когда планируете убрать колонки совсем?
— У нас программа есть по безводным районам. Точной даты нет, но мы постепенно сокращаем, в 2013-м было 466 колонок, а сейчас — 192. Убираем колонку только тогда, когда близлежащие дома уже оборудованы централизованным водоснабжением. По-другому мы не имеем права.
— Не все хотят 40 тысяч платить, а хотят ходить и набирать воду, наверное.
— Некоторые ходят, чтобы просто пообщаться у колонки.
— В колонке такая же водопроводная вода, которая подается в квартиры?
— Да. Никаких скважин там нет.
— В некоторых регионах колонки делают платными. У вас есть такие планы?
— Мы планируем одну в Тюменском районе в качестве эксперимента. Посмотрим, как к этому отнесутся жители. Предусмотрено, что там будет карточка, на которой должны быть деньги. Но пока это пилотный проект. В первом полугодии попробуем реализовать. Где и когда, сообщим дополнительно.
Куда девается использованная тюменцами вода (и не только)
— Теперь давайте про канализацию. Куда деваются стоки?
— Канализационные стоки всего города собираются по системе водоотведения. У нас много станций, порядка 100 штук. По самотечным напорным коллекторам стоки приходят на очистные сооружения, которые находятся на улице Раневской (это в сторону Антипино). Там происходит очистка — механическая, биологическая. В конце они у нас проходят обеззараживание УФО-лампами и затем уже подаются обратно в реку.
— А то, от чего вы их очистили, куда девается?
— Проходит обработку, вылеживание на специальных полях. Вообще это актуальная проблема, мы с городом и областью разрабатываем мероприятия по дальнейшей утилизации остатков. Пока мы просто проводим обработку, но уже получили сертификат на производство рекультиванта, который планируем использовать в дальнейшем.
— И что в итоге с массой происходит, это просто как земля?
— Вроде того. Ее даже можно использовать как удобрение. Но мы ее не используем как удобрение, хочу это особо отметить.
— Эта масса просто лежит на специальных полях?
— Мы прорабатываем вопрос, чтобы на полигонах ТБО, то, что туда свозится из города, пересыпали этим материалом. Еще в рамках инвестиционной программы у нас предусматривается термическая обработка осадка.
— Если вы планируете это жечь, то, наверное, будет запах?
— Есть специальные технологии, которые позволяют делать это без запаха.
— Этого осадка, наверное, скопилось уже очень много? Насколько это серьезная проблема для Тюмени — канализационный осадок?
— Нельзя говорить о какой-то критической ситуации. Главная задача, чтобы в нем не было никакой заразы. Но в целом это проблема для всех современных городов. У нас в рамках инвестпрограммы предусмотрено решение этой проблемы.
— Сейчас будет очень важный вопрос. Можно ли смывать в унитаз туалетную бумагу? А то кто-то пишет: «Не кидайте». Кто-то, наоборот: «Кидайте».
— Если на упаковке написано, что она растворимая, то можно.
— А если нет?
— Обычная туалетная бумага растворимая. Если не смывать жир, остатки пищи, наполнители туалетов для животных, тряпки, салфетки, строительные смеси, то у нас будет всё хорошо.
— То есть туалетную бумагу можно?
— Можно.
— Ну слава богу. Спасибо, Виталий Алексеевич. Будем надеяться, что тюменцы ограничатся сбросом только туалетной бумаги и перестанут выбрасывать в канализацию все те вещи, которые вы там находите.
В прошлом году мы разговаривали с заммэра Тюмени Павлом Переваловым, он нам в подробностях рассказал, как работает система горячего водоснабжения и можно ли сократить опрессовки. Читайте это интересное интервью здесь. Недавно сотрудники «Водоканала» проводили ревизию канализационных люков. Посмотрите, какие забавные крышки они нашли. Время от времени жители Тюмени выкидывают в канализацию самые неожиданные вещи, например, лосиные рога, которые летом вызвали серьезный засор. Водопровод в Тюмени появился в 1864 году, он был первым в Сибири. Хотите знать, как в царские времена тюменцы мылись, ходили в туалет и где брали питьевую воду? Мы подробно рассказывали об этом минувшим летом.