После начала спецоперации с российского рынка ушло много компаний, которые производили бытовую технику. Логично, что их продукция должна была вовсе исчезнуть с полок тюменских магазинов — ну, в крайнем случае, крупные ритейлеры к концу года могли продавать остатки. Однако в магазинах до сих пор спокойно можно приобрести и корейцев из LG и Samsung, и немцев из Bosch.
В прошлый раз мы сходили по тюменским магазинам и посмотрели, что там происходит и кто пришел взамен известных брендов. В этот раз мы отправились именно для того, чтоб посмотреть на ушедшие. Рассказываем о том, что есть на этих полках, сколько стоит техника, и пытаемся понять, повысятся ли цены на нее с нового года и с чем это связано.
Кто ушел?
Из России ушли несколько известных брендов — Bosch, Electrolux, Samsung, LG, Gorenje. Но на тюменских полках они есть — по крайней мере, значки на бытовой технике присутствуют. Только продавцы не сильно советуют брать известные бренды, перенаправляя покупателей к другой технике.
— То, что привозят новое из этих брендов, не самое лучшее. Сейчас появились аналоги — и некоторые машинки, например, вовсе бесшумные. И стоят они дешевле, — рассказывает продавец.
По словам продавца, технику по параллельному импорту привозят всё реже. И действительно — на полках больше производителей, о которых раньше практически и не слышали. Например, стиральные машинки Midea — как говорит продавец, их возят напрямую из Китая, и это дешевый аналог ушедших дорогих брендов.
Параллельный импорт — это специальная схема, при которой технику ввозят без согласия правообладателя товарного знака или уполномоченных дилеров. В ноябре прогнозировали, что общий объем всех товаров, ввезенных в Россию, может достигнуть 15 миллиардов долларов — с учетом всей техники, машин, парфюмерии и прочих товаров.
— Да и цена у старых брендов выросла, примерно на 30–40%. Сейчас люди приходят и покупают то, что подешевле. С чем это связано, я не знаю, — поделился продавец.
Но и известные бренды тоже присутствуют. Достаточно много холодильников марки LG, несколько стиральных машинок Samsung. Это, по заверению продавцов, остатки. Хотя и новые тоже привозят, но цены на них выставляют уже с учетом новой реальности.
— Сейчас цена складывается непредсказуемо. Вот смотрите — стиральная машина Samsung. Раньше ее производили в России. Сейчас в Узбекистане. Стандарты одни, но на цену они влияют, потому что пока найдешь продавца, пока получишь, пока привезут, пока пройдет через 10 компаний с разной наценкой, вот и получается 44 тысячи. Раньше такая стоила тысяч 30, но сейчас ее не стоит брать за такие деньги, — говорит продавец в магазине.
Аналогично происходит с любым известным брендом и их продукцией — это что касается произведенных товаров в 2022 году.
Редакции также рассказали, какие еще бренды официально покинули рынок и как российские организации справляются с отсутствием прямых поставок.
— С началом специальной военной операции в розничной сети DNS прекращены прямые поставки товаров марок Apple, Samsung, LG, Sony, Intel и других. Сейчас у нас работает схема параллельного импорта. Отдельное разрешение на ввоз товаров по этому случаю получать не нужно, — прокомментировали в DNS.
А что будет с ценами?
Мы решили спросить у экономистов, что будет с ценами в следующем году и стоит ли бежать в магазин и брать технику прямо сейчас.
Иван Вилков, доцент кафедры экономики и финансов ТюмГУ, кандидат экономических наук, считает, что цены повысятся, но техника никуда с полок магазинов не исчезнет.
— Бытовая техника не закончится, пока есть альтернативные поставщики. Просто поменялись каналы поставок. Стоимость бытовой техники очень сильно будет зависеть от курса рубля. Есть вероятность того, что он в следующем году снизится. Из-за этого и бытовая техника несколько подорожает, поскольку она импортная. Но и даже если она собирается в России, то там много зарубежных компонентов, — считает Вилков.
Совсем техника не исчезнет — в этом также уверен и экономист Константин Селянин. По его словам, на рынок она будет поступать тремя путями.
— С техникой будет всё так же, как и было с продуктами. Так, например, известный немецкий порошок заменили на белорусский, но порошок на полках остался. Поставки будут менее качественного товара из дружественных для России стран. Либо будет импортозамещение, но там мы можем увидеть странные примеры. Как это было с белорусским ноутбуком, который показали один раз — и всё. Третий путь — параллельный импорт, — говорит Селянин.
В последнем случае техники будут поставлять всё меньше и меньше. По словам экономиста, сами компании, ушедшие из России, недовольны поставкой их товаров на рынок. Они будут пытаться перекрыть каналы поставок — и это тоже отразится на ценах в сторону увеличения.
— Вырастут издержки на логистику, юридические. Потому что везти технику из условной Польши и условного Ирана — это две большие разницы. Из Европы путь короче — а в итоге за всё заплатит потребитель. Ну и компании, которые занимаются параллельным импортом, будут брать плату за риск, раз, по мнению международного права, занимаются незаконным ввозом. Хотя в России это и разрешено. В итоге на рынке получится такая ситуация: либо цены останутся прежними и ухудшится качество, либо цены вырастут и качество останется тем же, — рассказывает Селянин.
А еще мы рассказывали, что традиционные новогодние салаты тюменцев в 2022 году выросли в цене. Тюменьстат всё посчитал и назвал стоимость основных продуктов, из которых делают оливье и селедку под шубой.
Следим мы и за ценами на бензин на заправках Тюмени. Рассказываем о ситуации в декабре — в этом материале мы сравниваем стоимость бензина с февралем. И, по традиции, удивляемся.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.