Недвижимость Планы на новый… 2040 год!

Планы на новый… 2040 год!

В уходящем году мы мечтали о том, какой будет Тюмень в ближайшем будущем. Вернее, предметно планировали развитие сибирской столицы вплоть до 2040 года. В сентябре решением Тюменской гордумы были внесены изменения в генеральный план города, принят его седьмой вариант. Коррективы в документ подготавливали в течение четырех лет. Насколько он выглядит логичным, перспективным, а также реальным?

Кухня генплана

Первый генплан 1951 года рассчитан был на 175 тысяч жителей Тюмени. Современный генплан был принят в 2008 году и запрограммирован на 950 тысяч – один миллион человек. Наряду с Правилами землепользования и застройки этот документ является частью Комплексного проекта управления градостроительным развитием на территории Тюмени.

Новую редакцию генплана заказали специалистам омского института территориального планирования «Град». На счету организации генпланы для Нового Уренгоя, Магадана, Казани. Почему Тюмень планируют нетюменские специалисты? У нас нет института подобного уровня, который бы мог координировать работу примерно сотни человек, свести воедино сведения от архитекторов, кадастровых инженеров и транспортников, юристов, экологов, программистов и других профильных специалистов. Знакомясь с местной ситуацией, в течение двух лет «Град» работал и общался со специалистами, рекомендованными отраслевыми структурами администрации, рассмотрел более чем 650 предложений от частных лиц и представителей организаций. Что было учтено и стало руководством к действию?

Комплексная застройка

Тюмень занимает второе место по России по вводу жилья. На карте города присутствует множество областей роста, только жилых комплексов здесь реализуется порядка двадцати. За модным речевым оборотом «жилой комплекс» сегодня стоит конкретный стиль планировки, способ благоустройства территории. Теперь ни один застройщик не утвердит проекта, если не будет предусмотрено дворовой и спортплощадки, ландшафтного озеленения, стояночных мест, коммерческих площадей и других видов инфраструктуры. Подобные требования предъявляются и к созданию общественных, коммерческих объектов.

Новый генплан предполагает точное следование правилам землепользования и застройки. В частности, не допускает прецедентов точечной застройки. Однако у ряда владельцев земельных участков и строящихся объектов на руках старые разрешения, не успевающие за изменениями в федеральном законодательстве. Согласно новым правилам, какие-то объекты надо сносить, а другие планировать по-новому.

Тюмень – город контрастов в архитектурном смысле. Здания из стекла из бетона часто соседствуют с барочной архитектурой. Точечная застройка уже сгубила архитектурную целостность многих районов, причем не только исторических. Распределение земель в пределах города также остается хаотичным. Иногда собственник земли препятствует сносу ветхого жилья, прокладке дорог и других объектов. Чтобы город обрел стройность и целостность, администраторам города необходимо вооружиться не только генпланом, но и твердой волей.

Архитекторы критикуют невнятную дорожную инфраструктуру Тюмени, образование «мертвых общественных зон», аппендиксов и тупиков, зачастую перегороженных заборами или шлагбаумами. Такая атмосфера не отвечает задачам формирования безопасного, открытого, однородного характера социальной среды. Генплан должен скорректировать эти образования, оздоровить город. Ведь не секрет, что городская среда, и в частности архитектура, задает тон общественному поведению горожанина.

Мосты, еще мосты

Главный архитектор ИТП «Град» Ирина Стуканева в рамках проекта «Публичные лекции» в архитектурно-строительном университете говорила об интуитивном понимании городского развития, при котором он должен быть охвачен широким кольцом объездной дороги для транзитного транспорта. Город будет соединен с объездной радиальными лучами транспортных артерий. Спасением же от пробок представители института называют общественный транспорт, в частности скоростной трамвай.

По топографии Тюмень, скорее, Питер, чем Москва, ее план развития, скорее, линейный, чем круговой, развивающийся из одной центральной точки. Ее перечеркивают две «артерии» – река Тура и Транссибирская магистраль. Каждую из них можно назвать проблемой для свободного перемещения транспорта. Обе требуют построения большего количества мостов. Никакого революционного решения в генплане не заложено в силу того, что бюджет не осилит перенесение железнодорожной ветки из города. Скорее, тут перспективнее было бы в союзе с РЖД развивать дополнительные станции и сопутствующие объекты сервиса, которые могут в будущем превратиться в общественно-деловые центры, в общем, сделать движение поездов через город более цивилизованным.

Миграция в стиле «дом-работа»

В городе деловой центр сконцентрирован в пределах центра исторического. 80 процентов рабочих мест находятся на 20 процентах территории. Хорошо бы не заставлять передвигаться людей на работу через весь город, создав условия для развития локальных промышленных центров. Разработчики генплана предлагают в будущем отделить научный, студенческий и общественно-деловой центры Тюмени. Предполагается, что система субцентров решит ряд логистических и других задач. За исторической частью города можно будет оставить функцию общественного центра культуры, досуга, студенчества. Административную и деловую функции при этом могут выполнять отдаленные районы. В частности, институт «Град» считает перспективным перенести деловой центр в район в Плеханово, где также будут зоны науки и производства. В этой части города для развития промышленности наиболее благоприятная роза ветров.

Зеленые легкие надо расправлять

Еще одно важнейшее направление – развитие зеленого каркаса областного центра. Сегодня в Тюмени его катастрофически не хватает. На одного человека по экостатистике должно быть четыре дерева, у нас сейчас нет даже одного. Река Тура является естественным насосом пыли и вредных газов, и это ее свойство можно использовать, запараллеливая водную артерию с дорогами. Существуют и другие способы оздоровления организма города, обсуждаемые с экологами.

Подвижная версия города

Седьмая утвержденная версия генплана размещена на официальном сайте администрации города. Для облегчения координации различных заинтересованных структур «Град» создает электронный документ, цифровой аналог генплана, который могут использовать все желающие. При этом понятно, что он существует не в застывшем варианте и будет видоизменяться согласно требованиям растущего города. Нужно учитывать и динамично развивающуюся загородную застройку, появление новых поселков и пульсацию транспортных потоков по восьми трактам города. В среднем изменения в генплан вносятся раз в четыре года. Если создать эффективную службу мониторинга изменений, то можно более плавно организовать процесс, внося ежегодные изменения, как это происходит в Ярославле.

Хочется надеяться, что новые крупные инвесторы не смогут концептуально влиять на город. То есть по определению не появится «свечка» высотного отеля рядом с храмом в историческом центре. Известно, что у региональной власти есть планы по превращению Тюмени в промышленный центр. Тем не менее надеемся, постройка вредных производств не будет согласована. При правильном следовании генплану смогут гармонично развиваться его составляющие: инженерное развитие, экономика, экология, социальный и культурный комфорт.

Фото: Фото с сайта Building-cincinnati.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем