Сегодня долги населения перед коммунальными службами составляют порядка 50 процентов от общей суммы задолженности. По данным департамента городского хозяйства администрации Тюмени задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги – 500 миллионов рублей. Своевременно плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят около 85 процентов потребителей, 10 процентов делают это с опозданием, пять процентов – не платят вовсе.
Бороться с коммунальными должниками сложно, потому что если телефон, к примеру, можно отключить, то оставить человека без тепла запрещено законом. К тому же нельзя отключить тепло в отдельной квартире многоквартирного дома, где единая система отопления. Чем и пользуются некоторые жители города. В результате практически все предприятия ЖКХ являются убыточными и, не имея средств, не могут своевременно рассчитаться с внебюджетными фондами, вернуть долги поставщикам топливно-энергетических ресурсов, в срок погасить налоги и оказать жителям в полном объеме коммунальные услуги.
Предприятия ЖКХ пытаются решить эту проблему самостоятельно, для чего содержат штатных юристов, которые в своей работе используют, как правило, метод досудебных и судебных мер воздействия. Но чем крупнее организация, тем больше объем долгов, и руководители жилищно-коммунальных структур начинают понимать, что справиться с этой проблемой собственными силами становится все труднее. Для этого надо либо увеличивать штат юристов, либо пользоваться услугами коллекторских агентств.
В Тюмени решением проблемы взимания долгов с населения за услуги ЖКУ занимается Тюменский расчетно-информационный центр. В его задачи входит начисление и распределение средств по управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям. Здесь, как на ладони, видна вся исходная информация. Небольшая операция на компьютере, и на мониторе всплывают нужные цифры: сколько начислено, сколько и когда оплачено, какой долг числится за клиентом.
Если говорить о размере оплаты этих услуг, то подход к ней очень дифференцированный. Процент, на который рассчитывает фирма, зависит, по словам генерального директора ОАО «ТРИЦ» Олега Туровинина, от объема сделанной работы и суммы уже полученных долгов. Пока предприятий, с которыми сотрудничает ТРИЦ, немного, но это достаточно солидные клиенты, например, ООО «Управляющая компания по СЖФ», которая занимает третье место в объеме всех поставщиков жилищно-коммунальных услуг после ОАО «Тюмень Водоканал» и ОАО «Уральская теплосетевая компания».
Сейчас Тюменский расчетно-информационный центр готов, как выразился Олег Михайлович, «расширяться» на юг Тюменской области. Такую задачу поставили перед ним учредители, в числе которых правительство Тюменской области и администрация Тюмени. Работа по начислению платежей в одном информационном пространстве с применением единых технологий взаимодействия с кредитными учреждениями удобна, прежде всего, самим плательщикам, так как оплатить жилищно-коммунальные услуги и получить консультацию по нормативным документам можно будет в любом населенном пункте. Что касается проблемы взимания долгов, то под этот фронт работ в ТРИЦе создана определенная структура и набран штат опытных юристов.
Так, в июле текущего года с просьбой помочь в работе с должниками в ТРИЦ обратилось руководство ТМУП «Управляющая компания по ЖКХ «Север». Предыстория этой просьбы такова: раньше компания обслуживала жилищный фонд (1600 домов), но с 1 мая 2008 года ее функции изменились – сегодня это аварийно-диспетчерская служба, которая осуществляет аварийное прикрытие города в ночные часы, а также обслуживает объекты соцкультбыта, в том числе школы и детские сады. У предприятия хорошая производственная база, оно прекрасно вписалось в городскую систему ЖКХ, но за МУП УК «Север» шлейфом тянутся прошлые долги населения. На момент перерегистрации предприятия их общая сумма составляла девять миллионов рублей.
«После некоторых раздумий мы заключили договор с ОАО «ТРИЦ», – рассказывает директор ТМУП УК «Север» Владислав Желябовский, – потому что у нас нет ни полной информации, ни достаточного количества юристов, чтобы работать с такой массой должников. На сегодняшний день у нас уже 2354 должников, не заплативших в целом пять миллионов 320 тысяч рублей, получили письма-напоминания. И это дало свои результаты. За два-три месяца долги возвратил 721 человек на общую сумму один миллион 72 тысячи 404 рубля. Также по должникам уже подготовлено более ста исковых заявлений в суд».
Отметим, своевременная оплата жилищно-коммунальных услуг позволит жителям города избежать судебных разбирательств, а коммунальным предприятиям – в полном объеме предоставлять свои услуги населению.