Бизнес Финансовую безграмотность нужно ликвидировать

Финансовую безграмотность нужно ликвидировать

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) провело исследование: насколько хорошо россияне информированы об основных финансовых услугах в стране. Оказалось, что население относительно неплохо ориентируется в банковских вкладах и потребительских

" src=

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) провело исследование: насколько хорошо россияне информированы об основных финансовых услугах в стране. Оказалось, что население относительно неплохо ориентируется в банковских вкладах и потребительских кредитах. Однако граждане почти не имеют представления о работе паевых инвестиционных фондов и брокерском обслуживании. А больше всего интересует россиян информация об ипотеке.

Исследователи предложили 1600 гражданам в 46 регионах страны разместить по степени их осведомленности десять основных финансовых услуг. На первом месте оказался срочный вклад в банке, что неудивительно – дело это известно еще с советских времен. На втором месте, с едва заметным отставанием – потребительские кредиты. На третьем месте стоит страхование жизни. Это отнюдь не означает, что россияне пользуются этими услугами. А вот то, что четвертое и пятое места фактически разделили страхование имущества и ипотека, стало для исследователей сюрпризом. Впрочем, предыдущие опросы НАФИ показали, что в слово «ипотека» наши соотечественники зачастую вкладывают не совсем правильный смысл, не ведая, в частности, что жилье при получении денег отдается в залог. Особняком в рейтинге, в самой его середине, стоят кредитные карты. Чуть меньше граждане информированы о платном медицинском страховании, еще хуже – о добровольном страховании автомобилей. Темный лес для большинства россиян – работа паевых инвестиционных фондов и брокерское обслуживание.

Не менее любопытно и то, о каких услугах граждане хотели бы знать больше. Тут ипотека вообще вне всякой конкуренции – она интересует каждого третьего опрошенного, причем вне зависимости от уровня доходов. Большой информационный голод по этой теме ощущают россияне моложе 34 лет, живущие в городах с населением менее 500 тысяч человек. На второй и третьей позициях по уровню интереса расположились ПИФы и брокерские конторы. О них в большей степени хотели бы знать молодые (до 34 лет), более образованные и состоятельные люди, что в отличие от той же ипотеки, которую у нас пока ну никак нельзя назвать массовой услугой, вполне естественно.

В конце 2006 года, выступая в роли председателя G8, Россия предложила разработать международную методологию по оценке уровня и динамики повышения финансовой грамотности населения. Еще в прошлом году в стране должна была заработать правительственная программа по ликвидации финансовой неграмотности. Но этого не случилось. Между тем низкий уровень финансовой грамотности населения сдерживает реализацию многих проектов правительства, в частности по добровольному пенсионному страхованию.

Очевидно, что даже в наиболее популярных финансовых услугах – банковских – по-прежнему сложно разобраться подавляющему большинству населения. «Люди совершают недопустимые ошибки, когда, например, записывают пин-код банковской карты на ней самой, чтобы его не забыть, – говорит операционист «РусьБанка» Ирина Прохорова. – У клиентов нет элементарных представлений о банковском деле. Думаю, если в рамках школьной программы для старшеклассников введут обзорный курс – хотя бы один урок в неделю, – то, думаю, следующее поколение россиян будет более подготовлено к жизни в современных условиях финансового рынка».

Отрицательный опыт, приобретенный населением в 90-е годы при участии финансовых пирамид и государственного дефолта, еще дает о себе знать. Но проходит время, старые истории забываются, а новые создаются на наших глазах. По словам заместителя генерального директора по развитию бизнеса «Альфа-Капитала» Ивана Хлебникова, последние три-четыре года интерес к финансовым услугам просыпается: «Об этом свидетельствует объем вложенных в ПИФы средств россиян. Видна положительная тенденция – объемы растут с каждым годом в разы. Видны перспективы роста и в объемах индустрии коллективных инвестиций. За последние три года показатель вырос почти в десять раз».

Пока ликвидацией финансовой безграмотности занимаются сами финансовые учреждения. С каждым годом линейка страховых и банковских продуктов становится шире, и компании вынуждены для привлечения максимального количества клиентов тратить немалые средства на организацию бесплатных семинаров и рекламных компаний. Проблему ликвидации информационного голода отчасти решают и финансовые ярмарки (ближайшая состоится в Тюмени 28–29 марта). Их организаторы всегда подчеркивают: ярмарки проводятся для широкого круга лиц, а не только для специалистов. Если же еще и государство снабдит граждан неким минимумом финансовых знаний, то в российском обществе и экономике могут произойти существенные качественные изменения.

Фото: Рисунок с сайта Museum.edu.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем