Город Задержали за угон, посадили за убийство. Как тюменца заставили признаться в преступлении, которого он не совершал

Задержали за угон, посадили за убийство. Как тюменца заставили признаться в преступлении, которого он не совершал

В это время реальный преступник успел скрыться

Артему важно рассказать публично о том, что в убийстве он был невиновен. На протяжении всего разговора мужчина отмечает — в своей жизни он не раз совершал поступки, о которых приходится жалеть до сих пор, но никого не убивал

В один из майских дней 2019 года Артем Щукин поехал к родителям на машине знакомого. Когда вернулся, чтобы отдать автомобиль, его задержали сотрудники ГИБДД в подозрении на угон. Через несколько часов мужчину повезли в отделение полиции.

— Меня позвали в кабинет и спрашивают: «А ты в курсе, почему ты так долго здесь находишься? Ты совершил убийство. Запинал ногами женщину. Ты в курсе, что это ты сделал?» — вспоминает Артем.

В этот же день он признался в преступлении, показал, как убивал, и объяснил зачем. Еще через пять месяцев мужчину отпустили — оказалось, что Артем был невиновен. Настоящий убийца в это время успел скрыться. Рассказываем, как получилось, что задержанный за угон стал обвиняемым в убийстве, и что с делом сейчас.

Убийство

Всё произошло в Тобольске в конце мая 2019 года. Утром 55-летняя Ирина шла по аллее возле Вечного огня, недалеко от Кремля. Это ухоженный парк, который окружают пятиэтажки. В это время на улице было немноголюдно. Неожиданно на женщину напал незнакомец. Он повалил ее на асфальт и начал пинать по голове, Ирина пыталась сопротивляться. Одна из очевидцев заметила, что нападал молодой и хорошо одетый мужчина.

Имя убитой женщины изменено.

Изувеченную Ирину без сознания, в синяках и с другими травмами нашли в полседьмого утра. Женщину увезли в больницу, она скончалась через две недели, не приходя в сознание. В день ее смерти силовики установили личность нападавшего. Описали его так: мужчина славянской внешности с голубыми глазами и светлыми волосами. Он был одет в черную кожаную куртку, голубые джинсы и спортивную обувь. По этим признакам начали искать подозреваемого. Еще почти через месяц Следственный комитет опубликовал новость о том, что преступника задержали и он признался в убийстве.

— Он сообщил, что в тот день потерпевшая попросила у него немного денег, но получила отказ. В результате конфликта он нанес женщине множественные удары по голове и телу и скрылся с места происшествия, — рассказали в пресс-службе регионального СКР.

На этом для общественности история закончилась.

На своем сайте Следственный комитет сразу опубликовал фотографии после «признания» преступника. Опровержения этой информации на их ресурсах не было

«Думали, что мы выпившие»

За несколько дней до задержания Артем Щукин поругался с родителями. Из дома он уехал жить в хостел. Собеседник в этот момент разговора несколько раз упоминает, что в своей жизни совершал много ошибок: суммарно почти восемь лет провел в заключении за воровство. После конфликта в семье Артем познакомился с мужчиной, который предложил ему работу: нужно было помочь организовать бизнес по аренде машин в Тобольске. В момент ареста Артем с новым знакомым были вместе.

— Этот парень дал мне в аренду машину. Я ему сказал: «До родителей доеду и обратно приеду». Я приехал к дому и припарковался чуть дальше от того места, где автомобиль обычно стоит. Парень посмотрел в окно и подумал, что его машину украли. Вызвал полицию, — рассказывает Артем Щукин.

Задержали Артема в этих окрестностях

Артем вспоминает, что когда узнал про обращение в полицию, сразу привез документы на машину. В это время полицейские уже ждали его на парковке. В нескольким метрах от места, где убивали Ирину. Силовикам показалось, что мужчина и его знакомый выглядят пьяными, и они повезли их в наркологию. Когда экспертиза, по словам собеседника, показала, что они трезвые, мужчин увезли в Следственный комитет. Артему сказали: необходимо подписать какие-то документы по поводу инцидента с машиной.

Мужчина помнит, что знакомого отпустили, а его привели в кабинет на втором этаже. Он вспоминает небольшое помещение, в котором стоял диван, два стула, компьютер сейф и шкаф. Там его встретили трое полицейских.

— Я сел на диван. Мне сказали, что я до смерти запинал ногами женщину. А я вообще юмора не могу понять. Меня же привезли сюда из-за машины. В кабинете в это время сидели начальник уголовного розыска и двое его подчиненных из Тюмени. Убеждали, что если я ничего не скажу, то ему не составит труда запихать меня в машину и увезти в Тюмень. В этот момент я подумал: мне сейчас просто прилетит 10 лет на спину просто так, — говорит Артем.

Артем говорит, что во время его признания в кабинете сидели трое полицейских

«Я понял, что выхода нет»

Артем вспоминает, что сидел в кабинете весь день. Говорит, что всё это время силовики ему говорили: он сильно похож на фоторобот, который составили очевидцы, и заставляли признаться. При этом, по его словам, других доказательств у них не было.

— Я вышел курить. Начальник сказал: «Давай отжимайся здесь». Ответил ему: «Вы здравый человек?» Он ответил матами. Мы ушли в кабинет. Я сидел в наручниках, они были у меня за спиной. Все трое били руками в грудь и голову. Сломали ухо. Принесли мне материалы уголовного дела и сказали: «Подписывай».

С этим фотороботом силовики сравнивали Артема

Артем говорит, что в один момент наступило отчаяние: не смог выдержать физического и морального давления.

— Я понял, что выхода нет, и признался. Начал выдумывать то, что было в тот день. Я якобы шел от дома, пошел прогуляться. Увидел бабушку. Она попросила 50 копеек. У меня что-то там сорвало, мы поругались. Я ее запинал ногами и убежал. Мне подсказывали, что говорить, где-то мои слова корректировали. В это время звонили из соседнего кабинета и уточняли, где именно это происходило. Иногда приходилось пересказывать, мне говорили: «Стоп, здесь нужно говорить по-другому».

После этого, по словам Артема, в кабинет привели свидетелей: женщину и мужчину 50-ти лет. Во время очной ставки они подтвердили, что в парке женщину убивал именно он. Кем были эти люди — собеседник сказать не может.

— Потом повезли на следственные действия. Сперва я пошел не туда, куда надо. Люди смотрели в окошко, я кричал: «Люди, смотрите, невиновного садят!» Положили манекен, сначала показали, как я должен пинать. Показал то же самое. В это время меня фотографировали, снимали. Потом привезли обратно в Следственный комитет. Снова начали пихать бумаги, чтобы я подписал. Но в этот раз я им отказал. На меня снова натянули наручники. В это время я кричал.

Мужчину перевели в изолятор временного содержания. Он вспоминает, что весь в ушибах и ссадинах упал на кровать.

— Чувствовал злость. Я боялся, что не смогу доказать, что был дома. Ни с одним сотрудником не разговаривал. Писал бумаги Бастрыкину, в Следственный комитет. Я писал, что невиновен, — говорит он.

Артему назначили государственного адвоката, который, по его словам, убеждал признаться в преступлении, потому что так удастся получить минимальное наказание. Родные нашли для него другого защитника: Валерий Пескин начал разбираться в деле.

— С бытовых мелочей начали потихонечку картину восстанавливать. И так выяснилось, что он не мог находиться на улице и кого-то избивать, — говорит адвокат Валерий Пескин.

«Вы совсем на приколе? Я невиновный человек»

Всё время Артем надеялся, что найдутся доказательства его невиновности. В день убийства, по его словам, он проводил время дома с девушкой и только один раз вышел в магазин, после чего сразу вернулся в квартиру. По счастливой случайности в подъезде пару месяцев назад установили камеры — они зафиксировали момент, как Артем выходит из дома и снова заходит в него.

— Родные принесли записи с камер, где в момент убийства я был дома. Все были в шоке. Ко мне в СИЗО приехал адвокат и говорит: «Артем, нормально всё. Но не верят, что видео не поддельное. Отправили его на экспертизу в Екатеринбург».

Артем провел в СИЗО почти четыре месяца — ждал результаты экспертизы, которая покажет, что видео подлинное. 18 октября, в день рождения мужчины, состоялся суд.

— Мне сказали, что мы оставляем меру пресечения без изменений. Это значит, что по бумагам осталось пять дней досидеть в изоляторе. Я говорю: «Вы совсем на приколе? Я невиновный человек», — отмечает Артем.

Обвинения в убийстве с Артема сняли. По его словам, чтобы как-то оправдать задержание, ему вменили статью за кражу. В картотеках суда информации об этом мы не нашли.

— Парень, с которым я был в день задержания, сказал, будто я у него украл три тысячи рублей. В итоге мне дали год условно. Это чтобы меня не реабилитировали и выплату не дали, — говорит он.

Сюда привезли Артема, чтобы он сознался в преступлении

Мужчина говорит, этого преступления не совершал, но тогда возражать не стал — боялся, что могут снова посадить. Уже после заседания пять дней Артем провел в изоляторе, и только 23 октября его отпустили на свободу. Он полгода не мог найти работу, некоторые знакомые не верили в его невиновность и продолжили осуждать. Со сложностями с окружающими столкнулись и родные — в маленьком Тобольске об убийстве практически в центре города знали все.

— Боялся, что будут пальцем тыкать. К примеру, у меня был друг. Его мама говорила: «С кем ты общаешься? Он же убийца». Потом нашел работу на стройке, жизнь начала налаживаться.

В следственном изоляторе мужчина провел около четырех месяцев

Через два года Артема посадили за кражу, которая с делом об убийстве, по его словам, не связана, и приговорили к одному году и шести месяцам лишения свободы. Но об этом в разговоре с нами он не упоминает. Почему только сейчас мужчина решил рассказать о несправедливом обвинении в 2019 году? Говорит, до сих пор не получается забыть то, что пережил. Артем хочет, чтобы перед ним извинились полицейские, под давлением которых он сознался в убийстве.

— В Тюмени почему раскрываемость преступлений большая? Потому что люди на себя всё сами берут. Мои родители много переживали. Но никаких извинений я не получил, — говорит он.

Реального преступника в убийстве женщины в Тобольске до сих пор не нашли. На вопросы о том, как сейчас проходит следствие и какое наказание понесли силовики, которые разбирались в деле Артема, редакции не ответили. В Следственном комитете по Тюменской области сослались на статью о недопустимости разглашения данных предварительного расследования.

Как сложилась судьба силовиков?

По словам Артема, о необходимости дать признательные показания говорил один из полицейских. На тот момент он работал на должности начальника уголовного розыска Тобольска. Позже стал оперуполномоченным отдела по борьбе с мошенничествами и кражами в сфере информационных технологий УМВД по Тюменской области.

В 2021 году с тезкой силовика произошла неприятность. В приговоре по делу сказано, что в аэропорт «Кольцово» мужчина, чье имя совпадает с именем полицейского, приехал пьяный и громко ругался матом. Из-за это представители авиакомпании не допустили его до рейса. Двое младших инспекторов полиции потребовали дебошира пройти с ним в отделение, чтобы составить административный протокол. Он был с этим не согласен, начал оскорблять полицейских и ударил одного из них в грудь. Через год мужчину осудили по статье за применение насилия в отношении представителя власти, наказали штрафом в размере тридцати тысяч рублей и уволили из УМВД.

Два других силовика, которые тоже фигурировали в деле, приезжали в Тобольск из Тюмени. Об их судьбе неизвестно ничего.

Что говорит закон?

У Артема нет права на реабилитацию. Изначально в полицию с заявлением на угон обратился его знакомый, после — дополнил заявление жалобой на мелкое хищение. По документам основанием для задержания стали именно эти два поступка, за один из которых впоследствии осудили мужчину. Формально, по документам, силовики сделали всё правильно. Если бы основанием для ареста стало убийство, дело могло развернуться иначе.

— Гражданин имеет право на определение иска к казне Российской Федерации о возмещении морального вреда и материального, если такой был. То есть за незаконное привлечение к уголовной ответственности. В этом случае ему нужно будет доказать, что именно в связи с убийством его поместили в следственный изолятор. Списать на кражу, если об этом в постановлении речи не шло, не получилось бы. Никаких определенных тарифов по сумме, которую он может получить, нет. В моей практике была реабилитация в 2014 году. За три года колонии взыскали 450 тысяч рублей. Думаю, за четыре месяца в следственном изоляторе сумма будет небольшая, — рассказал Павел Руснаков, адвокат.

Ранее мы писали про двоих полицейских, которые обвиняются в превышении должностных полномочий с применением насилия и спецсредств. По данным 72.RU, в октябре 2021 года житель Тюмени обратился в полицию после угона автомобиля, но в итоге сам оказался на Тульской, 3. Сотрудников полиции Присяжного и Плотникова обвиняли в том, что они всю ночь избивали молодого человека и пытали его током. В итоге задержанного заставили подписать явку с повинной — якобы он угнал свой и другие автомобили. Затем тюменца закрыли в ИВС. Суд не стал арестовывать задержанного из-за отсутствия доказательств, кроме подписанной им явки.

Также пострадал друг задержанного. Ему сломали ключицу. Уголовное дело на Присяжного и Плотникова возбудили в мае 2023 года. Ленинский районный суд не стал заключать под стражу сотрудников полиции, так как обвинение не представило достаточно доказательств, что силовики могут скрыться от суда и следствия.

В конце декабря 2023 года журналисту 72.RU запретили присутствовать на первом судебном заседании по делу о пытках, хотя тогда процесс был открытым. Во время судебного заседания подсудимые и прокурор ходатайствовали против присутствия журналистов.

За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.

Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED6
Гнев
ANGRY13
Печаль
SAD5
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Цены на рынке зависят от того, как вы выглядите». Турист рассказал, чем Абхазия встречает гостей в этом сезоне
Алексей Петров
Внештатный корреспондент
Мнение
По дороге чуть не задушила жаба: во сколько россиянам обойдется путь по платным трассам к Черному морю
Диана Храмцова
выпускающий редактор MSK1.RU
Мнение
Закономерность? Почему автобусники устраивают смертельные ДТП — взгляд директора тобольского ПАТП
Сергей Кугаевский
Директор Тобольского ПАТП
Мнение
Что будет, если год не есть сахар? Сибирячка рассказала, чем питается и как сильно похудел ее муж
Полина Бородкина
Корреспондент NGS24.RU
Мнение
«Мы тоже люди»: сотрудница пункта выдачи — о штрафах за отзывы, неадекватных клиентах и рейтингах
Анонимное мнение
Рекомендуем