Специальная военная операция, которую 24 февраля объявил Владимир Путин, серьезно повлияла на жизнь россиян. Экономические потрясения, санкции, уход иностранных компаний, бытовые переустановки. Медленно и постепенно ассортимент в тюменских магазинах меняется. Дефицита не наблюдается, но нишу занимают другие игроки. Прогулялись по супермаркетам и посмотрели, какие товары можно там встретить.
А что случилось?
Полки в российских магазинах заметно поредели на громкие бренды после ухода многих международных корпораций. С собой они забрали привычные нам названия, а на их место пришли неизвестные в широком обиходе нейминги отечественных компаний.
Это повлекло визуальные изменения на полках в магазинах. Цены тоже изменились.
Кола из Ирана
Наглядный для этого пример — газировка. Coca-Cola и Pepsi ушли. Массово остатки их товаров продавали минувшим летом. Затем полки даже не успели опустеть, как их заняли российские аналоги — «Добрый Cola» (от российского завода Coca-Cola); Fantola, «Кола» (от «Черноголовки»), CoolCola («Очаково»).
Протиснулась сюда и газировка белорусского производства.
А также малоизвестная в России RC Cola — американская марка напитка. К нам в страну завозят товар грузинского производства. Особо выделяется объем газировки — три литра.
Но совсем недавно заработал так называемый параллельный импорт. Американскую Coca-Cola стали возить из Казахстана.
Долгое время федеральные ритейлеры не занимались параллельным импортом. Подобный товар можно было найти в маленьких, местных магазинах. Теперь за дело взялись крупные игроки. Недавно газировка казахского производства появилась на полках гипермаркета «Лента». Двухлитровый напиток продают за 169 рублей.
Более экзотичную кока-колу можно найти в «Саянах». Их бело-синие ларьки расположены в разных частях города. Продают там теперь не только мороженое. В их ассортимент добавилась продукция Coca-Cola иранского производства. Особенность и необычность в ней выдает надпись на фарси. Банку 0,33 мл газировки можно купить за 70 рублей.
— Coca-Cola — бренд достаточно известный, который ушел из России. И в рамках параллельного импорта разрешена торговля этим продуктом. От этого родилась идея. Посмотрели разных производителей — Киргизия, Азербайджан, Монголия. В Иране нашли продавцов. Попробовали. Поняли, что их газировка лучшая среди других по качеству. Начали возить. Нам назвали цену. Мы проработали логистику, таможню. Всё устроило. Coca-Cola идет прямо из Ирана. В будущем мы планируем везти газировку в пластике. Этот вопрос тоже обсуждается. Мы подстраиваемся под рынок. Если конечный покупатель платит, голосует рублем, значит, всем выгодно, оправдано. На продукцию есть спрос. Людям она нравится, — рассказал в беседе с корреспондентом 72.RU представитель компании «Саяны».
Бытовая химия из Турции
На фоне спецоперации и ухода западных компаний особое внимание обращается на иностранные упаковки. И таких в магазинах предостаточно. Не исключено, что ряд из них продавали и ранее. Но теперь взор к ним пристальнее.
На полках в «Ленте» недавно появилась продукция турецкой компании ABC. У себя на родине они являются одним из самых продаваемых брендов. В России турки продают средства для стирки, мытья посуды, мыло и так далее. Их упаковки не русифицированы — надписи на английском, казахском, украинском и других языках. К каждой пачке приклеивают инструкцию на русском языке.
Что еще заметно? Белорусская продукция — стиральные порошки и прочая бытовая химия. На ценниках особо подмечают, что такие товары — новинка в магазине. В каких-то случаях выставляют красный — значит, большая скидка.
Также в глаза бросается обилие азиатской продукции. На их пачках тоже не напечатана инструкция на русском языке. Ее приклеивают уже в нашей стране. Если вы покупаете товары, привезенные к нам из Азии, то напишите свой отзыв на них.
Изменения коснулись и другой продукции. Летом компания «Милфудс», выкупившая бизнес у финской Paulig после их ухода из России, занялась производством кофе под итальянским именем Poetti в Твери. Продукция не заставила себя долго ждать, и осенью ее завезли к нам в регион. Автор данного текста не любитель кофе, поэтому сравнить Poetti с его западными, качественными, конкурентами не может. Просьба к любителям кофе: напишите в комментариях, как вам этот напиток нового производителя.
Хуже и дороже
Экономист Константин Селянин отмечает, что объем импорта в нашу страну с 90-х годов рос. Пика достиг в 2012–2013 годах, когда он составил порядка 315 миллиардов долларов. В прошлом году — около 296 миллиардов долларов. Эксперт перечисляет самых крупнейших импортеров — Евросоюз и Китай, товары — машинное оборудование, продукция химической промышленности, продовольствие и сельхозсырье.
Селянин рассказывает, что в марте этого года произошло резкое падание импорта — на 91% по сравнению с январем. А за девять месяцев оценивается в 180 миллиардов долларов (годом ранее за этот же период равнялся 213,5 миллиарда долларов).
Экономист уточняет, что ни Турция, ни Иран не были в числе крупнейших торговых партнеров России до начала спецоперации. Поэтому, добавляет Селянин, рассчитывать, что они заменят как импортеры Западную Европу, совершенно не приходится. Замена возможна только частично.
— Делать ставку на параллельный импорт, на мой взгляд, опасно. С точки зрения России, всё легально, а во всём остальном мире думают, что это незаконно. Понятно, что сейчас по мере того, как санкции вступают в силу, будут обращать внимание не на введение новых, а на соблюдение действующих. Есть возможности надавить на тех, кто занимается параллельным импортом. Рычаги давления есть, — рассуждает экономист.
Селянин отмечает, что Россия сможет покупать товары у стран, которые не присоединились к санкциям. Но добавляет, что это, как правило, продукция хуже по качеству и дороже.
— Они могут закрыть бреши только в наиболее простых секторах. Мы не заметим еще года два-три, что нам не поставляют станки и оборудования. Но в следующем году мы заметим, что нам не поставляют детали для самолетов. Еще через какое-то время заметим, что у нас начинаются аварии на объектах энергетики, потому что нет западных деталей. Мы будем это замечать с каждым годом всё больше и больше. А заменить стиральный порошок западногерманский на иранский — это сделали, справились. Происходит упрощение потребления, переход на менее качественные продукты, товары, услуги. Как правило, еще по более высокой цене, — подытоживает рассуждения собеседник.
Что мы еще пишем про экономику?
Эксперты предполагают, что в следующем году Евросоюз и США ждет рецессия в экономике. Затронет ли это Россию?
Цены на продукты в Тюменской области существенно выросли в этом году. Особенно сахар — на 22,8%.
Недавно сравнивали цены в тюменских и грузинских магазинах.
Каким будет курс доллара к концу года? Узнайте в этом материале.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.