Ровно 26 дней смогла прожить на МРОТ журналистка 72.RU. Даша Макеева четко распределила все 16 242 рубля, составила план и старательно его придерживалась. Но главные враги жизни на МРОТ — форс-мажоры в виде порванного башмака и желание развлекаться. Это и помешало довести начатое до конца. Всего пять дней отделили Дашу от заветного финала. Почему 2000 рублей оказались жизненно важны и при чем здесь вино — читайте в ее колонке.
Пилим бюджет
В самом начале эксперимента я была уверена, что мне не составит труда прожить на МРОТ, нужно лишь максимально туго затянуть пояс и не рассчитывать ни на что, кроме гречки с овощами. Первое, что я сделала — конечно же, распределила деньги на нужные траты. 3500 рублей я отложила на оплату услуг ЖКХ. Такой максимум вышел в январе за мою 30-метровую студию. Машины у меня нет, и на работу я добираюсь на общественном транспорте, 58 рублей в обе стороны. На март я отложила 1334 рубля. На интернет и мобильную связь мне понадобилось 940 рублей, на ингалятор для астматиков — около 500 рублей, еще 800 рублей — на сухой корм кошке. Сначала я отложила сумму в два раза меньше, наивно думая, что Василиса сядет на диету и ограничится 400-граммовой упаковкой корма по скидке с Ozon. Пришлось добавить сверху еще 500 рублей и взять две пачки.
Собаку я кормила тем же, что и ела сама: овсяная каша на молоке утром и крупы/ макароны с овощами или суп вечером.
Остальные деньги я могла тратить как хотела, а именно — на еду. Всего у меня осталось 9168 рублей. Продукты сразу на семь дней вперед закупать не стала, решила, что походы в магазин будут для меня развлечением и способом разнообразно питаться. Продукты нужны были для завтраков и обедов. Так как я не ем мясо, то на ужин — пила протеин. Его цена тоже учитывалась в бюджете.
Недельная изоляция
Первая неделя (не вся) шла хорошо. Я даже думала, что если так будет идти дальше, то весь эксперимент пройдет как по маслу. Но я никогда так не ошибалась. В первую же субботу простудилась и ушла на больничный. Так как у меня с «ковидных» времен оставались бесплатные лекарства от врачей, поэтому нужно было лишь докупить спрей для горла за 369 рублей. Ну зато экономила на проезде целую неделю.
Всю вторую неделю я просидела дома. Из-за неважного самочувствия аппетит периодически пропадал, и ела я в основном ближе к вечеру. Что, знаете ли, тоже очень экономит бюджетные средства. Лишь на выходных я добралась до магазина и закупила фруктов и овощей, чтобы как-то восстановиться после болезни. С 6 по 12 марта потратила 2020 рублей. Идеально, с учетом того, что на неделю без учета проезда есть 2065 рублей (по 295 рублей в день).
Но если с хлебом всё было в порядке, то зрелищ мне явно не хватало, а за неделю в обществе кошке и собаки я немного одичала. А тут и родственники как раз на 8 Марта отправили 1000 рублей. «Нужно срочно окультуриться», — подумала я и купила билеты в театр. Правда пришлось добавить еще 200 рублей.
Результатами второй недели стали сплошные минусы: 200 рублей в недельном бюджете и два килограмма на весах. Только последний пункт оказался приятным.
На волне самоедства и раздражения
Я уже говорила, что форс-мажор — главный враг жизни на МРОТ. На третьей неделе мне пришлось отдать обувь в ремонт. Починка башмака обошлась в 300 рублей. А еще после вечернего дежурства не успела на автобус, дорога домой на такси стоила 234 рубля. Но за темной полосой обязательно идет светлая, и когда я получила квитанции на оплату ЖКХ, была приятно удивлена — всего вышло лишь 2890 рублей (отопление и водоснабжение — 1739 рублей, содержание дома и другие услуги УК — 904 рубля, электроэнергия — 247 рублей). После этого я окончательно осмелела и решила, что могу позволить себе небольшую спонтанную поездку.
За 2000 рублей купила билет на фестиваль вина в Екатеринбурге. Перспектива жить ближайшие 12 дней на 2000 рублей меня не испугала. А зря, об этом решении я совсем скоро пожалела. Тем более что мой положительный настрой дойти до конца начал стремится к нулю. Всю третью неделю эксперимента я раздражалась по поводу и без: бесило даже дыхание соседа по маршрутке.
На такой волне негатива я врываюсь в четвертую неделю эксперимента. Провожу перерасчеты: первые несколько дней я еще пыталась тратить не больше 166 рублей, чтобы как раз дотянуть до 31 марта. А потом в какой-то момент мне стало всё равно. Это произошло так же спонтанно и неожиданно, так же, как появилась идея провести этот эксперимент. У меня просто был выбор не продолжать его, и я им воспользовалась.
Финальным гвоздем в крышку мротовского гроба стал винный вечер с коллегами. Я разом потратила больше 500 рублей. Итого за 26 дней я потратила 16 694 рубля — на 452 рубля больше всего месячного бюджета. На этом мое выживание на МРОТ закончилось на пять дней раньше поставленной цели.
Жизнь в ограничениях
Скажу честно, что за своим питанием пристально следила лишь первые две недели эксперимента. Каждый день — по два контейнера с завтраком и обедом носила на работу. С середины третьей недели моим главным принципом в питании стали простота, наименьшая трудозатратность и экономичность. Пару раз я даже заказывала еду на вынос вместе с коллегами, но при условии, что сегодня никаких покупок в магазине не будет.
Постоянные попытки свести дебет с кредитом вывели меня из равновесия. Всё чаще начала думать про то, что людям, постоянно живущим в ограничениях, сложно быть эмоционально стабильными и позитивными. В идеале для полного месяца эксперимента мне как раз не хватило тех денег, которые я потратила на развлечения. Но это был единственный глоток свежего воздуха в душной комнате «Дом/работа».
Жару добавляли и комментаторы. В самом начале эксперимента я охотно общалась с читателями в комментариях, объясняла то, что они пропустили в тексте или же наоборот, соглашалась в какими-то моментами, которые забыла обозначить. Однако позже стало сложнее воспринимать критику, пускай где-то и неоправданную, без аргументов. Меня бесило, что люди по 100 раз спрашивала одно и то же, только потому что прочитали заголовок и не вчитывались в текст. Раньше бы на эти комментарии я даже внимания не обратила. Сейчас это понимаю.
Сила или покорная адаптация к жизни в нищете?
Какие итоги эксперимента? Он однозначно провален, потому что на самом деле у меня были деньги на карте и я об этом знала, но не пользовалась ими. У того, кто реально живет на МРОТ или на прожиточный минимум такой подушки безопасности нет. Я сорвалась, потому что могла себе это позволить. А вот пенсионерка Мария Степановна, которая получает 16 400, так не может. И это злит.
Ради эксперимента я отказалась от маникюра и педикюра, некоторых косметических процедур, покупок. Не стоит забывать, что в бюджет не были заложены деньги на уходовую и декоративную косметику. Не покупала также и бытовую химию для уборки и стирки. А если бы пришлось пополнять и эти запасы (обычно это происходит раз в 2–3 месяца), то выживать было бы вообще не на что. Или эксперимент длился бы одну-две недели от силы.
В комментариях под последней колонкой, где честно призналась, что не прожила на МРОТ, многие написали, что я слабачка, выращенная в тепличных условиях, и мое поколение в принципе не способно выживать в трудных условиях. Кто-то даже поспешил добавить, что я глупая. Хочется ответить за себя и трудоспособных людей из «слабого» поколения (не буду учитывать пенсионеров, людей с инвалидностью и некоторые другие категории россиян): слабость — это мириться и адаптироваться под те условия, в которые тебя загнали. Не дают хорошо жить, значит не будем и пытаться. Так ведь гораздо проще жить, чем, например, найти другую более высокооплачиваемую работу (может даже переехать для этого), больше трудиться, получить дополнительное образование или навыки. В целом тратить больше усилий, чтобы жить как хочешь. Хотя бы попытаться сделать это. Вот что, по-моему мнению, сила. А никак не покорная адаптация к жизни в нищете.
Согласны с автором?
Как прошли предыдущие дни?
Начало и первая неделя (здесь я объясняю, как распределила бюджет);
вторая неделя, где я похудела на два килограмма;
на третьей неделе я сделала неверный выбор и дала отсчет последним дням эксперимента;
на четвертой неделе я сдалась;
здесь отвечала на некоторые вопросы комментаторов о своих расходах.