Тюменский регион и дальше будет развивать нефтяную промышленность, делая ставку на черное золото. Об этом заявил губернатор Моор на последней пресс-конференции. Хотя последние несколько лет федеральные власти активно говорили о переводе России на «зеленую» энергию и отказ от «нефтяной иглы». Почему чиновники так быстро сдались и отказались от альтернатив и есть ли еще у региона достаточные запасы нефтяных ресурсов, мы спросили у экспертов.
— Много что изменилось, тем не менее потенциал, который был и есть у Тюменской области, на мой взгляд, получает новое дыхание. Мы занимались созданием нефтегазового кластера и сделали правильную ставку, — заявил Александр Моор на пресс-конференции.
— Так называемая «нефтяная игла», с одной стороны, — это хорошо, с другой — плохо. В более «сытные» времена действительно ставилась задача развить какие-то другие сектора экономики, помимо основного для Тюменской области нефтяного кластера. Это правильная идея. Можно посмотреть опыт тех же Арабских Эмиратов, которые поднялись на нефти, но тем не менее сегодня там доходы от нее составляют только порядка 15% бюджета. Поэтому попытка диверсифицировать экономику от зависимости от одной отрасли — это правильная идея, и к ней, конечно же, еще нужно будет вернуться. Но другое дело, когда происходит то, что происходит у нас сейчас, и весьма велика угроза потерять эти доходы, которые хотелось бы диверсифицировать. Риторика поменялась в сторону сохранения. Вместо того чтобы тратить деньги на новые отрасли, которые нужно было развивать в лучшие времена, сейчас время сохранять то, что есть. Например, тот нефтяной кластер, который исторически сложился в Тюменской области, на котором держится экономика региона, который дает рабочие места. Эта задача более приоритетная, — высказал свою точку зрения уральский экономист Константин Селянин.
По его мнению, переход на альтернативные источники энергии — вынужденная мера для европейских стран. Россия пока еще может себе позволить эксплуатировать свои ресурсы. По его мнению, «если у нас нет вынужденности строить "зеленую" энергетику, то и не надо ее строить, по крайней мере сейчас».
О том, что ставка на нефть — рациональное решение, говорит и другой эксперт.
— Это самое логичное решение, чтобы развивать наш регион, потому что у нас рядом крупнейшие нефтегазоносные позиции. И глупо этим не воспользоваться. Нефтесервис, нефтехимия, нефтепереработка — так или иначе всё связано с этими природными ресурсами. Почему сейчас такое повышенное внимание снова, потому что ощущается нехватка углеводородов. Все видят ценовую динамику. Это результат того, что в свое время недоинвестировали в разработку нефти и газа. По поводу того, что нам долго рассказывали про переход на альтернативные источники энергии. Об этом пока рано говорить — это дорого. Они не такие уж и экологичные, как показывает практика, и стабильность энергосистемы не обеспечивают. Поэтому мир и дальше будет использовать нефть и газ, в ближайшее время мы никуда от этого не уйдем, — уверен доцент кафедры экономики и финансов ТюмГУ, кандидат экономических наук Иван Вилков.
Федеральный эксперт Станислав Митрахович считает, что необходимость поисков альтернативных источников энергии стала менее актуальной для России ввиду новых условий. Повестка стала менее навязчивой, а углеводород, напротив, — более востребован на Западе.
— Я думаю, что для России как страны, которая имеет большие запасы нефти, и в частности Тюменской области, было бы крайне странно не использовать все эти возможности и сравнительное преимущество, которое у нас есть в силу особенности географии, геологии. Поэтому использование нефти — это совершенно нормально. Новая экономика, которая не является нефтяной, должна развиваться параллельно и рядом, а не вместо. Тем более сейчас, когда стало понятно, что «зеленая» повестка отчасти пересматривается, становится менее агрессивной, чем раньше. Потому что на Западе из-за конфликта с Россией видно увеличение потребления угля, они ходят по миру в поисках нефти, готовы дружить с поставщиками газа — альтернативными России, — отмечает Станислав Митрахович, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ.
Одним из крупных нефтяных предприятий в регионе был Антипинский НПЗ. Но несколько лет назад там начались большие проблемы. Арбитражный суд Тюменской области признал банкротом Антипинский нефтеперерабатывающий завод в конце декабря 2019 года. Общая задолженность перед кредиторами составила 252 миллиарда рублей, из которых 170 миллиардов рублей — долг Сбербанку. Бывшего директора Антипинского НПЗ Геннадия Лисовиченко задержали в Италии после трех лет поисков. Его разыскивали в связи с делом о мошенничестве на крупнейшем тюменском предприятии по переработке нефти — АНПЗ. Сейчас он находится под арестом в Италии. Итальянский суд отказал в иске Генеральной прокуратуре России по его экстрадиции.
О чем еще говорил Моор на пресс-конференции?
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.