— А мне плевать, — откровенно заявляет тучная и усталая пенсионерка, сидящая на входе в маленькую лавочку в окружении яиц и молочки, — народа всё равно нет, чего толку здесь сидеть. Хоть сегодня закроют, хоть завтра: у меня пенсия маленькая, я поэтому тут сижу.
На женщине надеты уже засаленный нейлоновый фартук и пилотка темно-синего цвета. Она безнадежно зазывает покупателей в свой магазин и провожает их грустным взглядом. В продуктовом и вещевом отделах огромных лабиринтов Минского рынка — своя особая атмосфера с налетом нулевых. Запах рыбы, бабушкиной коровы и бетона смешался в целый оркестр ароматов. Даже в будний день здесь снуют десятки покупателей с пакетами. Весь рынок гудит. Главная новость для обсуждения — грядущее закрытие. Сотням продавцов, которые разместились на тысячах квадратов торговых площадей, придется съехать. Чаще всего все называют дату 1 июня. Однако многие предприниматели до сих пор пребывают в неизвестности, в том числе и о том, куда уходить с насиженного места. О судьбе Минского рынка и его старожилах — в нашем репортаже.
«Сижу ровно на попе и не истерю»
Возле стеклянных витрин с мороженой рыбой и колбасой что-то оживленно обсуждают несколько женщин. Предпринимательницы и продавщицы говорят об одном. Одна из женщин, которой принадлежит точка с мороженой рыбой, морепродуктами и мясом, убеждена, рынок давно пора было или закрыть, или отремонтировать. По ее словам, на следующей неделе владельцам торговых точек, в том числе и ей, выдадут предписание: к началу июня освободить площадь.
— 1 июня [сказали] покинуть помещения. Мы еще с февраля месяца знаем [о сносе]. Зачем куда-то обращаться? Всё уже решено, нас попросили удалиться, так что поздно шумиху поднимать. Это всё было предсказуемо на самом деле, посмотрите по сторонам, — оглядываясь вокруг себя говорит бизнесвумен. — Конечно, тяжело [съезжать], у нас наработаны клиенты. Не 100%, что они поедут за всеми. Мои поедут, потому что у нас эксклюзивный товар. Я за себя говорю: сижу ровно на попе и не истерю. Да, мы потеряем и много потеряем. Вот, когда нас из-за пожарки закрывали, мы были все вам благодарны, а сейчас все понимаем, что здесь всё решено уже: собственник помещения его продал. Всё.
Ее точке на Минском рынке уже 10 лет. Есть еще одна — на Ватутина. Туда после закрытия торговых площадей и собирается переехать женщина. Но не у всех есть запасные варианты. Многие, с кем мы пообщались, надеются на то, что руководство Минского одумается и не станет так скоро закрывать торговые площади.
— Мне кажется, до Нового года мы простоим, потому что я вот недавно общался с человеком, он говорит: до октября будете стоять, а может и дольше. Он вроде адвокат какой-то, но я не спросил, — говорит пожилой мужчина Леонид, владелец небольшого магазина одежды.
К нашей беседе присоединяется другая владелица точки.
— А покупателей как жалко! Тут пятиэтажки в основном — живут люди в возрасте. Они далеко не могут ходить, — добавляет Нина Степановна.
Последнее место для людей со «средним кошельком»
По убеждению коллег Леонида и Нины Степановны, Минский рынок — последнее место в Тюмени, где простой тюменец со «средним кошельком» может одеться, обуться и купить качественные продукты. По словам Анны и Луизы, многие из их клиентов — люди с улицы, трудяги и пенсионеры, которые не смогут позволить себе товары из модных бутиков.
— Центральный рынок — там другие цены, аренда, уровень. На весь район Минский — единственное место, где можно что-то по скидке купить, подешевле. Здесь обыватели, покупатели со «средним карманом». Богатые тут не ходят. 20 лет работаем, как относиться к этому, если мы все остаемся без заработка? А людям куда идти? У нас последний рынок остался для среднего контингента покупателей, — говорит владелица магазина верхней одежды Анна.
С ней соглашается и продавец сумок Луиза. Она также недовольна возможным закрытием торговой площади, потому как от этого зависит, будет у нее работа или нет.
— У нас вообще никакой информации нету, — возмущается Луиза. — Каждый сочиняет по-своему. Говорят, что закроют рынок, говорят, что снесут, говорят, что построят новый комплекс, говорят, что построят ЖК. Я простой продавец, здесь 15 лет проболталась. Мне сейчас в какую сторону плюнуть, я ума не приложу.
Надежды на лучшее
По словам некоторых предпринимателей, слух о закрытии рынка появился еще в октябре. Недавно владельцы торговых точек объединились и буквально за день собрали около 200 подписей под письмом президенту. Его отправили 17 марта.
— Писали в СМИ, что с предпринимателями якобы проведены беседы, разъяснения и будут предоставлены места. Ничего не было! — утверждает женщина. — Надежда какая-то внутренняя [есть], что останемся. Уже 20 лет мы тут. Клиентов постоянных много, даже отправляем клиентам в другие города товар, кто переехал. Мы и вкус людей знаем. А пенсионеры из Дома ветеранов? Они постоянно к нам ходят. Спрашивают: «Вы уедете, а мы куда?».
Пока конкретного запасного плана у многих предпринимателей нет, говорят, что хоть и вариантов много, но проблемы будут решать по мере их поступления. В глубине души все-таки надеются, что сроки закрытия отложат.
— Кто его знает, — надеется Елена. — В нашей стране всё непредсказуемо: сегодня так, завтра по-другому.
В феврале стало известно о закрытии Червишевского рынка. На его месте хотят построить ЖК. Сначала всем предпринимателям рекомендовали освободить площадь до конца месяца, а после продлили срок аренды до мая 2023 года. Многих продавцов и покупателей возмутило скорое закрытие и решение о сносе рынка они называли ошибкой. Они были готовы бороться за рынок и в случае необходимости обратиться даже к родителям губернатора, которые живут неподалеку.
Как считаете, нужно ли закрыть и снести Минский рынок?