Бизнес фоторепортаж

«Неделю уже бабушки плачут»: тюменцы — о том, почему снос Червишевского рынка — ошибка

Эмоциональный репортаж с торговых рядов, которые уже заметно опустели

Торговцы боятся остаться без заработка и с миллионными кредитами, которые они взяли на закупку товара. Покупатели тоже возмущены — на рынке они могли взять товар в долг, до пенсии

В Тюмени бурно обсуждают новость о закрытии Червишевского рынка, который работает с 90-х. Торговцам дали время до конца февраля, чтобы собраться и уехать. Для многих это стало потрясением: люди останутся с закупленным в кредит товаром на миллионы рублей, без работы и клиентов. Что они будут делать дальше, большинство не знает.

При этом шокированы не только продавцы и держатели точек. Жители района, которые ходили на этот рынок больше 20 лет, тоже возмущены: супермаркеты они привыкли обходить стороной не только из-за однообразного ассортимента, но и потому, что на рынке они могли набрать продуктов в долг. В основном этой «услугой» могли пользоваться пожилые. Так и говорили продавцам: «Возьму — с пенсии отдам».

Что касается самого рынка, то Червишевский больше десяти лет назад уже переживал переезд. Но тогда торговые ряды перекочевали всего лишь через дорогу, а на прежнем месте сделали небольшой сквер. Больших перемен никто и не заметил. Сейчас же речи о строительстве нового рынка не идет. Ведь на углу Червишевского тракта и улицы Ставропольской планируют возвести высотные дома.

Что же происходит с рынком в преддверии возможного закрытия? Мы отправились на место и поговорили с людьми. Мнения оказались разные: для одних это настоящая трагедия, для других — новые возможности. Подробнее — в нашем репортаже.

Синие здания, небольшие ряды с навесом и обледеневшие дорожки — визитные карточки Червишевского рынка
Рядом раскинулся еще один — стихийный. Его продавцы здесь тоже торгуют годами, обзавелись постоянными клиентами. И теперь переживают из-за предстоящих перемен и коллег, для которых торговля на рынке — единственный способ заработка

— Мы выходим торговать ягодами только зимой. О том, что рынок скоро закроется, говорят с начала года. Все очень переживают, особенно сами покупатели. Они привыкли сюда ходить и не хотят, чтобы что-то менялось. Прям подходят люди, спрашивают: «А что? А когда? Почему? Что же такое делается, совсем там, что ли, обнаглели?» — так обычно они говорят, — рассказывает женщина. — Ну, мы доработаем, пока можно, а дальше найдем другое место. Для нас это не такая проблема, как для тех, кто по 20 лет именно на рынке работает.

«Нас сносят!»

На улице с каждым сезоном меняются торговые ряды: в канун Нового года здесь продают хвойные ветки и елки, ближе к весне торгуют ягодами, осенью — садовыми цветами, а летом — урожаем с огорода

Рынок делится на две части: крытым называют тот, что находится в большом ангаре, а открытым — уличные палатки позади. Основной поток посетителей всегда был именно на крытом. Здесь на первом этаже делили площадь больше десятка торговцев: одни продавали овощи и фрукты, другие — орехи со сладостями, третьи — заморозку и мясо. Каждый день тюменцы приезжали или приходили сюда за продуктами, хотя в шаговой доступности полно магазинов. С недавних пор помещение рынка стало пустеть. Торговцы постепенно покидают свои места, обменявшись телефонами с постоянными клиентами. Те, кто продолжает продавать, остаются в ожидании неизвестности. И надеются, что планы руководства рынка изменятся. А потому готовы кричать о проблеме на каждом шагу.

Некоторые помещения уже закрыты
Эта женщина торгует газетами в крохотном киоске у самого входа на рынок. Устроилась сюда в 2014 году. До нее тоже дошла весть о скором закрытии «Червишевского». Весь разговор с журналистом женщина заметно переживала: всё время опускала глаза, поправляла журналы и старалась коротко отвечать на вопросы. И судя по тому, что она сказала, ей и самой пока непонятно, где предстоит работать после закрытия рынка
В торговом зале тоже появились пустые квадраты, которые еще недавно занимали витрины и холодильники, забитые товаром

— Нас сносят! Всё! Закрываемся! — громко возмутилась женщина, продавая колбасу покупателю. — А где мы будем... Откуда я знаю!

Слухи о скором закрытии разнеслись очень быстро. От продавцов — к покупателям и дальше. Мы подошли к женщинам, которые держат здесь точки много лет. Они возмущены тем, что их буквально поставили перед фактом.

— Да, нас сносят, это правда! Сначала до нас доходили слухи: тот один пройдет, скажет, то второй, то третий. А сейчас нам уже администрация рынка сказала, что мы должны выехать с 1 по 10 февраля. Мы 16 лет здесь отработали! Теперь мы остаемся без работы! Нам некуда идти. Нам предлагают помойку — рынок на Чаплина, который был построен еще при конной милиции. Там делать нечего, три человека ходит. Туалеты на улице, вонища — не подойти. Какая это работа? — возмущается одна из женщин. — Туда пойдут только те, кому нужно допродать товар. А так там делать нечего. Здесь, на Червишевском рынке, выручка даже больше, чем на Центральном. Зачем его сносят?

С ее слов, с Червишевского рынка начали съезжать уже с начала месяца. Часть точек закрылась. Вторая — ждет окончания договора аренды. Продавцы говорят, что предчувствовали скорое закрытие, поскольку в новом году с ними подписали договор на срок до 28 февраля, хотя в обычное время документ подписывается минимум на полгода.

— Разговоры вообще-то о закрытии рынка были еще в прошлом году. Нам обещали новый рынок. Его-то мы и ждали! А что вышло? Обманули! — вмешивается в разговор другая продавщица.

— Куда мы пойдем — не знаю. На других хороших рынках нас никто не ждет. У каждого свой клиент. Нам придется начинать всё с нуля. На пузе ездить, грубо говоря! Как есть, всё так и говорю! — добавляет предыдущая собеседница.

Когда мы приехали, рабочий процесс на рынке буквально остановился: все хотели выговориться

На шум сбежались и покупатели. Они внимательно слушали, что говорят продавцы, и охотно делились своим мнением.

— Я здесь живу с 1982 года. Сначала рынок был через дорогу, потом его сюда перенесли. Девочек столько лет знаем, ходим сюда с палками, — говорит пожилая женщина, показывая на тросточку и пакет с рыбой. — Они наши кормилицы. В магазинах таких продуктов нет. Может, случится чудо? Оставьте рынок...

Продавцы хотят, чтобы рынок проработал хотя бы до конца года

— Собрали бы всех, нормально поговорили, поблагодарили за столько лет работы. Нет, нам никаких бумаг не дают на руки, ничего не говорят. Только аренда заканчивается 28 февраля. А съехать надо едва ли не за неделю. А у меня товара под миллион рублей! Куда мне его? Я же не одежкой торгую, у меня скоропорт! — продолжает возмущаться одна из продавщиц.

Поток клиентов здесь и в самом деле немаленький, к шести часам вечера покупателей заметно прибавилось
Только вот ассортимент у рынка уменьшился. Пустые холодильники стоят в зале как памятники

— Вот свежие карасики, вкусно всё, аккуратно, чистенько! Я очень недовольна, что рынок закрывается. Столько лет здесь покупаю продукты. Куда мне теперь ходить? В вонючий магазин? — возмущается женщина из очереди к прилавку.

Женщина не хочет, чтобы рынок сносили, и надеется, что собственники услышат народ
Этот мужчина торгует на рынке с 2013 года. Он тоже пока не придумал, куда пойдет после закрытия «Червишевского». Открывать магазин боится — слишком большая конкуренция и риски, а у него семья, которую нужно содержать

Рынок хотели снести еще в 2022 году

Мы выслушали едва ли не всех продавцов. Все они эмоционально реагировали на вопросы, делились проблемами и историями. И только один из них — Спартак — не увидел ничего плохого в закрытии старого рынка.

— Я работаю на рынке 20 лет, не на этом конкретно, а вообще. И мы еще 15 лет назад мечтали, чтобы построили что-то новое. И потому, когда открылся рынок «Михайловский», то мы по-доброму завидовали, — говорит мужчина. — На самом деле сносить рынок хотели еще в прошлом году. Нас предупреждали, что первый квартал 2022-го проработает, а потом он закроется, поэтому просили не закупать много товара. Но в феврале 2022 года, после начала СВО, планы резко изменились, всё сдвинули на неопределенные сроки. В конце года начали приходить строители и разнорабочие, изучали площадь. Мне стало понятно, для чего это делается. А в начале 2023 года нам дали договоры на аренду до конца февраля. Обычно такие документы подписываются сроком на полгода или на год. После этого я сразу проверил сайт собственника земли и обнаружил, что здесь планируют построить дома, можно уже даже бронировать квартиры.

Мужчина даже выяснил, что в новом ЖК будут нежилые площади, как небольшой торговый центр. Он считает, что было бы здорово сделать там современный красивый рынок

Мужчина говорит, что представители УК «Мост», которая руководит этими торговыми площадями, предложили арендаторам съехать на Центральный и Южный рынки. Другое дело, что никто из предпринимателей не хочет терять деньги и клиентов. Кроме того, торговцы опасаются и новых цен за аренду площадей. Если они будут значительно выше, чем сейчас на Червишевском рынке, то стоимость товара взлетит.

Оптимизм мужчины не поддерживает его коллега Азиза Нормухамедова, которая много лет торгует на рынке овощами и фруктами. Она узнала о закрытии, когда была на родине, в Ташкенте. Неприятную новость ей сообщили знакомые по телефону. Женщина тут же купила билет на самолет и вернулась в Тюмень.

Азиза приехала жить в Россию 25 лет назад. У нее многодетная семья. Всех благодаря торговле на рынке смогла поставить на ноги. Теперь считает своим долгом помогать другим:

— Я 25 лет работаю на рынке. Мне все уже как родные. Неделю уже бабушки плачут, звонят, говорят: «Ты слышала, ты слышала, что рынок убирают?» Почему они плачут? Потому что берут в долг, у меня есть целая тетрадь, — рассказывает женщина и достает листки бумаги с долговыми списками. — Девочки, у меня здесь долгов на полтора миллиона рублей. Это все, кто берет овощи в долг до пенсии. Разве так можно? Куда они пойдут? Куда я сама пойду? Этот магазин мы сами сделали. Оборудование купи на 38 тысяч. Налоги заплати на 129 тысяч. У меня нет слов. Я тоже гражданин России! Куда мне пойти?

Торговля на этом рынке — единственный заработок семьи женщины. Она живет напротив «Червишевского», собственной машины нет. Весь товар, купленный и привезенный с разных баз, Азиза доставляет на такси и разгружает сама. Как теперь всё забирать из магазинчика и куда девать, даже не представляет

Женщина говорит, что ей жалко бабушек, которые приходят к ней и просят дать в долг картошку и лук. Порой она даже угощает их фруктами. И хотя ей самой бывает нелегко держать бизнес, старается всегда помочь и не отказывает пенсионерам в просьбе. Ни одна из покупательниц за 25 лет работы не обманула Азизу, все держат слово и возвращают деньги за товар с пенсии.

Фрукты и овощи в лавке Азизы немного дороже, чем можно найти в дешевых магазинах, но они привезены из разных стран

— Ваша «Пятерка» в долг не дает. «Монетка» в долг не дает! Хоть плачет бабушка, хоть нет. А я так не могу. Они мне как мамы, бабушки родные. Как им не помочь? — говорит женщина. — Я снимаю квартиру недалеко от рынка. Нога после перелома. Поэтому я не могу уехать на другой рынок, мне будет очень тяжело. 25 лет моей жизни — это только рынок-дом-рынок. Я про другие точки вообще не знаю, что и где находится. Если рынок снесут, пойду просить у администрации разрешения торговать на улице где-то здесь. Но с района не уеду.

Женщина показала и грамоту, которую ей вручили за помощь в восстановлении храма

Женщина получила гражданство России и теперь в родном Ташкенте не может находиться больше месяца. Она очень переживает за будущее и бизнес, построенный с нуля.

Таких, как Азиза, для кого торговля — единственный заработок, десятки. Многие из них стоят на рынке и в знойную жару, и трескучий мороз, иначе останутся без денег.

Мешки с макаронами, горы мороженой рыбы, спортивные костюмы... Чем только не торгуют здесь
Эта женщина здесь работает продавцом. Ей тоже сказали, что пока она может торговать только до 28 февраля. На вопрос, что будет делать дальше, разводит руками и улыбается
Кто-то из продавцов ушел в отпуск до конца месяца. То ли человек не знал о планах руководства рынка, то ли он уже подыскивает новое место для торговли. А чтобы не растерять постоянных покупателей, оставил номер телефона
Одежду, говорят продавцы, хорошо берут. Людей не смущают даже уличные раздевалки. Покупатели идут сюда за недорогими вещами, а не за удобствами

Несмотря на то что продавцы уже буквально сидят на чемоданах, собственники говорят, что об официальном прекращении деятельности «говорить пока рано». Мы связались с руководством компании «Эскада», которая владеет объектом, там нам прокомментировали слухи о сносе торговых рядов и строительстве на этом месте жилых домов.

Пост директора в ООО «Эскада» занимает Александр Басов. Принадлежит компания Владимиру Пискайкину, депутату Тюменской областной думы. Он передал свою долю в доверительное управление другой фирме. Чистая прибыль «Эскады» в 2021 году (новее данных нет) составила 54,2 миллиона рублей.

До этого мы рассказывали, что в Тюмени закрылся бар «Дом Культуры». Осенью прошлого года в центре города перестал работать пивной ресторан.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем