Бизнес «Справедливая цена» на нефть – 70–80 долларов за баррель

«Справедливая цена» на нефть – 70–80 долларов за баррель

Прогнозы справедливой цены на нефть оказались в эпицентре обсуждения на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, проходившем в начале июня. Одна из ключевых сессий форума так и называлась: «Сколько стоит нефть?». Этот сакраментальный вопрос

" width=

Прогнозы справедливой цены на нефть оказались в эпицентре обсуждения на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, проходившем в начале июня. Одна из ключевых сессий форума так и называлась: «Сколько стоит нефть?». Этот сакраментальный вопрос журналисты задавали практически каждому участнику, имеющему хоть какое-то отношение к нефтяному рынку.

Отмечавшийся в последнее время рост нефтяных цен недостаточен для перевода нефтедобычи в России из стагнации в фазу роста. Для этого потребуются дополнительные крупные финансовые вливания и изменения в законодательной базе, которые защитят эти инвестиции. Такой вывод можно сделать из высказываний глав крупнейших мировых энергокомпаний, с которыми в рамках форума встретился президент РФ Дмитрий Медведев.

Ожидания президента

Президент РФ Дмитрий Медведев выступил первым, он не стал называть цифр, но все же поделился ожиданиями, что в ближайшее время цена на нефть установится на уровне, отвечающем интересам как производителей, так и потребителей энергоресурсов. «Мы все стремимся к тому, чтобы цены на энергоносители, в том числе цены на нефть, были действительно справедливыми. Я надеюсь, что в ближайшее время все-таки определенный баланс по ценам будет достигнут», – сказал президент.

Первые ценовые прогнозы сделал вице-премьер Игорь Сечин. Он сообщил, что наиболее благоприятная для России цена на нефть – 75 долларов за баррель, и призвал инвестировать в нефтяные проекты. «Нам нужно, чтобы нефть была не меньше 75 долларов, тогда проекты по добыче будут развиваться, а если не будет этой цены, то они не будут развиваться. В ближайшее время мы поддержим рынок добычи, но если инвестиций не будет, то он упадет», – сказал Игорь Сечин.

В свою очередь, совладелец и исполнительный директор ТНК-BP Виктор Вексельберг считает оптимальной для российских нефтяных компаний цену на нефть в 80–90 долларов за баррель. «Мы считаем, что именно для российских компаний оптимальной ценой является 80–90 долларов за баррель», – сказал Виктор Вексельберг журналистам.

Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин дал менее оптимистичные прогнозы. Он считает, что цены на нефть могут оставаться в районе 50 долларов за баррель в течение трех–пяти лет. «Мы исходим из прогноза в 50 долларов за баррель на ближайшие годы», – заявил он журналистам в кулуарах экономического форума.

Хрупкое счастье нефтяников

В ходе интерактивного голосования большинство участников сессии «Сколько стоит нефть?», назвали справедливой ценой «черного золота» 70–80 долларов за баррель. Президент НК «Лукойл» Вагит Алекперов согласился с прогнозом большинства. «Фактически все – и общество, и руководители крупнейших компаний – склоняются к тому, что цена нефти 70–80 долларов за баррель отвечает тем затратам, дает возможность на перспективу гарантировать нашим потребителям стабильную поставку энергоносителей», – подчеркнул он. По словам Вагита Алекперова, сложившаяся ситуация в экономике дает возможность анализировать сценарии развития исходя из следующего: с одной стороны, государства будут стимулировать энергосбережение и переход на альтернативные виды топлива, с другой стороны – будет наблюдаться рост потребления в Юго-Восточной Азии, а развитые страны будут стабилизировать или снижать потребление.

Между тем, главный исполнительный директор Chevron Corp. Дэвид О'Рэйли не разделяет ожидания широкого использования альтернативных источников энергии. В своем выступлении он сообщил, что альтернативные источники энергии не заменят нефть и газ. «С учетом общего роста в мире, мы не думаем, что альтернативные источники энергии смогут дать надлежащий объем, чтобы удовлетворить спрос. Нефть и газ нужны в будущем», – сказал он.

Глава ОАО «Газпром» Алексей Миллер считает, что «уровень цен на нефть, который мы видим на рынке в последние недели, около 70 долларов за баррель, – это не техническая коррекция и не случайная флуктуация, а возвращение к докризисному тренду». «Сегодня мы видим, что рынок отразил изменение настроений в экономике. Наблюдаемый нами тренд абсолютно приемлем для потребителей. По-видимому, цена нефти к концу 2009 года достигнет уровня 85 долларов за баррель», – резюмировал он.

Менее оптимистичен глава НК «Роснефть» Сергей Богданчиков. Он прогнозирует цену на нефть в 2009 году максимум в 55 долларов за баррель. «Колебания могут быть до 60 долларов и даже до 70 долларов, но реально – 50 долларов, максимум – 55. Это тот предел, который может быть сегодня», – сказал глава компании «Роснефть».

Слишком высоко – тоже плохо

Поддерживая дискуссию о стоимости нефти, Игорь Сечин предостерег от слишком резкого скачка цен. Это, по его мнению, может произойти при недостаточных инвестициях в отрасли. По прогнозу Международного энергетического агентства, инвестиции в геологоразведочные работы и производство в этом году снизятся на 21%. «Это не может не привести к сокращению производства, что, в свою очередь, приведет в автоматическом режиме к увеличению стоимости нефти. И прогноз, высказанный министром нефти Саудовской Аравии в 150 долларов за баррель, через два-три года может оказаться реалистичным», – сказал он.

Игорь Сечин также призвал участников рынка не опираться на завышенные прогнозы. «Озвучиваемые ранее прогнозы цен на нефть негативно влияли на ситуацию в нефтяной сфере. Мы помним, как прогноз цены в 200 долларов, который был объявлен одним крупным банком, вызвал реакцию рынка. Однако ошибочность аудиторских и рейтинговых агентств может негативно влиять на ситуацию в нефтяной сфере», – считает он.

Чтобы прогнозы были «безошибочными», Игорь Сечин пообещал помощь России, которая готова участвовать в обсуждении создания глобального нефтяного агентства. Такое предложение выдвинул глава Eni SpA Паоло Скарони. «Несколько дней назад я с интересом слушал предложение главы Eni о создании глобального нефтяного агентства. Это очень актуальная идея. Мы готовы принимать участие в обсуждении этого вопроса. Оно может способствовать повышению прозрачности нефтяной отрасли», – сказал Игорь Сечин.

В свою очередь непосредственный участник подготовки нынешних прогнозов нефтяных цен – исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА) Нобуо Танака – не стал называть конкретных цифр и лишь предложил учитывать долгосрочную перспективу при прогнозах цены на нефть.

Трудно решить: повышать или нет

Глава РФ признал, что постоянное увеличение налогов может негативно отразиться на бизнесе. «Многие государства, идущие по пути увеличения налогов, боятся, что развалится налогооблагаемая база. Это реальный риск, потому что если говорить о ситуации в России, у нас налогооблагаемая база сжимается, это, к сожалению, медицинский факт, – сказал Дмитрий Медведев. – Но, с другой стороны, есть вероятность загнать бизнес в угол». «В каких-то ситуациях неснижение налогов, когда речь идет об особо крупных и эксклюзивных проектах, означает их повышение», – добавил президент.

Он назвал проблему выбора в данном случае самой трудной в рамках задачи определения действий правительства в условиях финансово-экономического кризиса. По его словам, в России не принималось резких решений в сфере налоговой нагрузки. «Мы пока в России не шарахались из стороны в сторону, у нас не было ни решений о том, чтобы увеличить налоги существенно, ни решений о том, чтобы их снизить, хотя запросы на это в бизнесе существуют», – отметил он.

Однако нефтяники очень рады тем налоговым решениям, которые были приняты в прошлом году. Так, по словам Вагита Алекперова, его компания сэкономит в 2009 году два миллиарда долларов от изменения налоговой базы. Решение правительства об изменении налогообложения отрасли, принятое в 2008 году, оказывает благоприятное влияние на нефтяную отрасль, уверен он. Как известно, с нового года ставка отсечения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) была повышена с девяти долларов за баррель до 15 долларов за баррель, ставка налога на прибыль была снижена до 20%, а период расчета экспортной пошлины еще в конце прошлого года был сокращен до одного месяца.

Главный исполнительный директор Shell Йерун ван дер Вир подчеркивает, что внесение изменений в систему налогообложения нефтегазовой отрасли РФ может ускорить освоение новых регионов. Он отметил, что существующие месторождения постепенно вырабатываются – и для сохранения Россией статуса крупнейшей нефтегазовой державы необходимо освоение новых регионов, таких как Ямал и Восточная Сибирь. При этом стоимость добычи нефти, например, в Восточной Сибири, при сохранении существующей системы налогообложения и формирования экспортной пошлины, может достигнуть 80 долларов за баррель. Однако внесение изменений в налоговую систему позволит снизить стоимость добычи на 40 долларов за баррель.

Президент РФ согласен, что необходимо продолжить развитие темы фискальной поддержки энергетики, однако ее обсуждение станет актуальной после выхода из острой фазы кризиса. «После того, как мы действительно все убедимся в том, что самая острая фаза кризиса миновала, разговор о фискальной поддержке, в том числе энергетических компаний и энергетического бизнеса, все равно встанет в повестку дня», – заявил Дмитрий Медведев на встрече с руководителями российских и зарубежных энергетических компаний.

Нет инвестиций – нет нефти

Проблема дефицита инвестиций в отрасль, которая усугубляется глобальным экономическим кризисом, может привести к сокращению добычи нефти, дефициту сырья на рынке и к новому взлету цен.

Исполнительный директор Chevron Дэвид О'Рэйл уверен, что альтернативные источники энергии не заменят нефть и газ. «С учетом общего роста в мире мы не думаем, что альтернативные источники энергии смогут дать надлежащий объем, чтобы удовлетворить спрос. Нефть и газ нужны в будущем», – заявил он. В связи с этим Дэвид О'Рэйли призвал инвестировать в нефть и газ. «Я настаиваю на долгосрочном подходе – если мы будем инвестировать, мы выберемся из дыры, которая нас всех сейчас топит», – подчеркнул он.

Вагит Алекперов считает, что ухудшение состояния сырьевой базы и снижение добычи нефти в странах, не входящих в ОПЕК, скорее всего, является долгосрочной тенденцией. По его мнению, эта тенденция будет преодолена только с началом полномасштабного освоения нетрадиционных запасов, в частности месторождений глубоководного шельфа, месторождений битуминозной нефти и нефтеносных песчаников. При этом снижение спроса на углеводородное сырье, которое сейчас наблюдается, носит, по мнению специалистов компании, временный характер и прекратится с началом оживления мировой экономики.

Для поддержания баланса между спросом и предложением, а значит и ценовой стабильности на рынке, отрасли требуется все больше инвестиций. Однако приток инвестиций, в свою очередь, остается неустойчивым вследствие ценовых колебаний. По мнению Вагита Алекперова, для того, чтобы разорвать этот «замкнутый круг», необходимо, во-первых, снизить долю финансового сегмента в мировой нефтяной торговле, а во-вторых, создать максимально благоприятные условия для притока как частных, так и государственных инвестиций в освоение новых регионов, а также в модернизацию и строительство перерабатывающих мощностей. «Надо инвестировать в будущее, инвестировать в геологоразведку, не только в стабилизацию объемов производства, но и в рост объемов производства, что позволит нашей стране перестроиться с моноэкспорта на достаточно развитую нашу промышленность», – подчеркнул глава компании «Лукойл».

Вагит Алекперов даже назвал способ, как простимулировать геологоразведку – это возможно путем изменения закона «О недрах». «Отдельные законы нашей страны сегодня – в частности, закон «О недрах» – не стимулируют геологоразведочные работы, потому что месторождения, открытые инвестором, переходят государству, и государство принимает решение по ним. Для того, чтобы создать инвестиционный климат в топливно-энергетическом комплексе, необходимо создать стимулы, в том числе, через законодательные акты и нормативные документы, которые позволят гарантировать инвесторам, что инвестировав деньгами, они получают премию в виде открытого проекта», – сказал Вагит Алекперов.

Недавно «Лукойл» уже выступил за автоматическую передачу лицензий на добычу полезных ископаемых недропользователям, открывшим месторождения. В то же время Министерство энергетики против такого предложения компании. Министр энергетики РФ Сергей Шматко сказал журналистам в Санкт-Петербурге, что предложение «Лукойла» рассматривается в установленном порядке, но при этом пока не планируется вносить изменения в существующее законодательство.

Материал подготовлен специалистами НАУФОР (г.Москва).

Фото: Фото с сайта Transferof.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем