![](https://n1s1.hsmedia.ru/30/16/5b/30165b0794afabd14e32b91c268ecd7d/656x438_1_e7bde8eb40e29756fb060a29b43fc145@764x509_0xVL7Oovd9_1047833992132463438.jpg.webp)
Электромобили Evolute — в России пока редкость: вроде бы, российский бренд, липецкая сборка, широкий модельный ряд... Но за прошлый год разошлось чуть более двух тысяч «Эволютов», то есть вдвое меньше, чем более дорогих Zeekr или Voyah. И если младшая модель Evolute i-Pro еще мелькает в такси, то остальные в городе и не увидишь. Но они есть, и мы поговорили с Сергеем, владельцем Evolute i-Joy, чтобы понять — может быть, россияне незаслуженно игнорируют «родную» марку? Рассказ Сергея оказался интересным: для затравки скажем, что купленная в прошлом году машина с осени прошлого года стоит без движения, ожидая своей участи.
Что такое электромобили Evolute? В основе своей — это китайские Dongfeng/Seres, которые липецкий завод «Моторинвест» с 2022 года делает в режиме крупноузловой сборки. Российский вклад пока минимален, так что правильнее называть машины всё же китайскими. Модельный ряд включает седан i-Pro, кроссоверы i-Joy, i-Sky, i-Jet и минивэны i-Van и i-Space. По итогам прошлого года 70% продаж пришлось на i-Pro, остальное — кроссоверы i-Joy и штучная примесь i-Sky. Остальные три модели появились позже.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5c/8e/47/5c8e474ca484663ae2269c01f6d42655/656x492_1_09a9d7b92c00710beb52a7a1b360d1f1@800x600_0xGQYtQcK2_5799617334492948851.jpg.webp)
Сергей рассказывает, что 20 лет ездил только на Toyota Camry, постепенно переходя на всё более новые модели, но цикл прервался в 2022 году, когда Toyota покинула Россию. Первоначально Сергей не думал об электромобиле: он просто поехал по салонам глянуть, что предлагают китайские марки. В шоурум Evolute он заглянул больше из любопытства, и кроссовер i-Joy ему сразу понравился: симпатичный салон, подходящий размер, отзывчивость на разгоне. Поскольку дневные пробеги Сергея редко превышают 100 км, а в частном доме легко установить зарядное устройство, он решил, что вполне готов к владению электромобилем. Тем более от цены в 3,5 миллиона рублей при покупке в кредит скидывали более 900 тысяч за счет государственной субсидии.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/59/b9/eb/59b9eb25c99c718da65cc3582a319571/656x401_1_effa2109d1c572155b724a3c482a4afc@1500x915_0xuSk889gN_9850980646091033311.jpg.webp)
Сергей признается, что заявленные 400 км пробега на зарядке достижимы едва ли: он ориентируется, скорее, на 250 км. При включенном кондиционере или отопителе и обычном ритме движения расход получается на уровне 18–20 кВт*ч/100 км. Кстати, это немало: столько же в нашем тесте показал более крупный и мощный Lixiang L7.
Следим за зарядкой батареи
Первый раз с лимитированностью пробега Сергей столкнулся в день регистрации автомобиля: хотя запаса вроде бы хватало до дома, примерно за 10 километров до нужной точки пробег вдруг сократился до минимума, и пришлось останавливаться на экстренную дозарядку от обычной розетки в строительном магазине. После этого казуса Сергей стал тщательнее следить за зарядом батареи, и особенных проблем не было.
Рачительность электромобиля не была приоритетом для Сергея, но всё же он посчитал, что относительно Camry экономит около 11–12 тысяч рублей в месяц, заряжаясь по тарифу 3,6 рубля за кВт*ч. Также ему нравились легкость управления, хорошая динамика и бесшумность. В общем, первые пару месяцев всё шло неплохо, и Evolute i-Joy выглядел оптимальной машиной для пригородных разъездов. Тем более для дальних пробегов в гараже оставалась Toyota Camry.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4d/49/cb/4d49cb764170f1b8fc8e0bf4c3bbf6cf/656x438_1_23c7e4516fd4bbce4ec906a6f729a6ba@800x533_0xLXDZZEtq_7354260090370994833.jpg.webp)
Правда, Сергея огорчило, что у якобы российского электромобиля не было русификации, а по навигатору проще было проложить маршрут где-нибудь в Бангладеш, чем в России, иронизирует он. Кроме того, выяснилось, что для комфортной езды зимой требуются подогреватели батареи и салона (по 70 тысяч каждый), а еще неплохо бы установить защиту батареи (60 тысяч).
Три эвакуации за два месяца
Когда пробег перешагнул пятитысячную отметку, случилась первая остановка на трассе, из-за которой пришлось вызывать эвакуатор. Оказалось, вышел из строя блок зарядки 12-вольтового аккумулятора, от которого питается электроника. Блок заменили, сняв с автомобиля в шоуруме дилера, а сам Сергей посчитал случившееся недоразумением.
Еще через месяц машина снова остановилась на трассе: заряженная на треть батарея внезапно опустела, спровоцировав второй вызов эвакуатора. Найти неисправность не удалось, и представители дилера сообщили Сергею, что он просто заехал в лужу и нужно было лишь зарядить батарею полностью.
— Я им ответил, что в лужу я не заезжал, — рассказывает автомобилист. — И в любом случае машина должна надежно работать в любую погоду. Я их предупредил, что если ситуация повторится, решать будем через суд.
И проблема действительно возникла снова. Доставив машину в сервис в третий раз, Сергей снова выслушал версию, что дело просто в разряженной батарее. Его это не устроило, поэтому он написал претензию с требованием расторгнуть сделку, а после обратился в суд. По его словам, ездить на машине он не хочет, опасаясь отключения в самый неподходящий момент.
Связана ли неисправность с глобальной причиной или с последствиями первого ремонта (когда меняли блок зарядки), он не знает. С осени машина стоит в гараже, и Сергей обратил внимание, что если скинуть клемму 12-вольтового аккумулятора, тяговая батарея перестает саморазряжаться. Не исключено, что проблема не столько в самом Evolute, сколько в неспособности одного из сибирских дилеров диагностировать и устранить поломку.
Хотя отношения с Evolute у Сергея не сложились, в электромобилях он не разочаровался: говорит, следующая машина вполне может быть электрической. Но, скорее всего, более дорогой: он смотрит в сторону Zeekr, Avatr, Voyah, Lixiang.