Авто Год 2010: надежда на сервис

Год 2010: надежда на сервис

Мировые и отечественные компании продолжают дискутировать по поводу перспектив автомобильной промышленности в первый год надежды, как можно сегодня назвать 2010-й. Впрочем, надежды очень осторожной, ибо большинство специалистов сходятся во мнении, что нас

Мировые и отечественные компании продолжают дискутировать по поводу перспектив автомобильной промышленности в первый год надежды, как можно сегодня назвать 2010-й. Впрочем, надежды очень осторожной, ибо большинство специалистов сходятся во мнении, что наступивший год по показателям повторит или лишь совсем немного превзойдет предыдущий. Однако за это время производители и дилеры уже могут похвастать определенным опытом работы в экстремальных кризисных условиях. А кто не справился с проблемами и сошел с дистанции – ну что ж, на резко сжавшемся рынке это обычное дело.

Ряд экспертов вовсе остерегаются давать прогнозы по финансовым показателям и объемам продаж. Российский рынок вступил в фазу своей полной непредсказуемости, считают они. Это подтвердил в своем ежегодном итоговом докладе эксперт автомобильной промышленности, партнер и руководитель практики по оказанию услуг в автоотрасли PricewaterhouseCoopers (PWC) Стенли Рут. Среди факторов, затрудняющих надежное прогнозирование продаж автомобилей в 2010 году, эксперты выделяют:

  • обменный курс рубля;

  • процентные ставки;

  • объем автокредитования;

  • уровень потребительской уверенности;

  • ВВП;

  • состояние мировой экономики и цен на сырьевые товары.

«Запасы, продававшиеся с большими скидками, значительно снизились, но безработица остается высокой, а уверенность потребителей – низкой, – констатирует Стенли Рут. – Вследствие затоваривания складов и снижения спроса на автомобили, как российские, так и зарубежные автопроизводители были вынуждены существенно снизить объемы выпуска – общее сокращение составило 60 процентов». Согласно предварительным результатам за 2009 год, производство иномарок сократилось меньше, чем производство российских марок. По оценке PWC, в 2010 году рост внутреннего производства будет опережать рост рынка в целом, так как автопроизводители сумели распродать излишки запасов, остававшиеся с 2008 года.

По оптимистическому прогнозу PWC, продажи легковых автомобилей в стране могут вырасти на 15 процентов по сравнению с 2009 годом, то есть до 1,6 миллиона машин, пишет «Российская газета». Другой весьма авторитетный орган по части предсказаний дальнейшего развития событий – Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) – спрогнозировала, что в 2010 году в России будет продано 1,5 миллиона машин. Стабилизация, а также последующий рост авторынка произойдут за счет господдержки, в частности, программы по утилизации старых авто и льготному автокредитованию, считают эксперты ассоциации.

Напомним, что сдать в утиль старую машину и получить при этом 50 тысяч рублей бонуса для покупки нового авто россияне смогут с 8 марта. А программа льготного автокредитования, утвержденная в марте 2009 года, на текущий год продлена, правда, соответствующего постановления пока не подписано, из-за чего банки временно приостановили их выдачу. Впрочем, при пессимистическом сценарии развития рынка снижение объемов продаж продолжится и составит пять процентов при общем объеме 1,3 миллиона автомобилей.

В PWC предполагают, что полное восстановление российского авторынка к докризисному уровню произойдет только через пять лет. По данным агентства, за прошлый год объем российского рынка подержанных и новых автомобилей сократился на 56 процентов до 1,4 миллиона штук. Импорт б/у машин рухнул сразу на 97 процентов (до 12 тысяч штук) из-за увеличения таможенных пошлин на иномарки. В результате общий объем рынка в денежном эквиваленте сократился на 61 процент – до 26,8 миллиарда долларов.

Из-за сильной зависимости автопрома страны от импорта автомобилей, ослабления рубля и, соответственно, падения покупательной способности россиян выход из кризиса потребует немалых усилий и долгого времени. При этом российский автомобильный рынок имеет значительный потенциал развития. По прогнозам экспертов агентства, расчетный показатель насыщения рынка на уровне 400 автомобилей на тысячу человек населения может быть достигнут к 2025 году, при этом коэффициент утилизации старых автомобилей составит шесть процентов.

Ключевая роль в восстановлении рынка теперь будет принадлежать господдержке, которая во всей своей силе должна проявиться как раз в 2010 году, хотя в большинстве стран, где авторынок пострадал от кризиса, правительственные меры были успешно реализованы еще в прошлом году.

Между тем, как стало понятно еще в прошлом году, все, что остается сейчас дилерам, это зарабатывать на сервисе. Благодаря значительному росту продаж новых иномарок в последние годы существенно вырос их парк, отмечают в PWC. В краткосрочной перспективе гарантийное обслуживание этих машин может частично помочь дилерам компенсировать снижение прибыли от продажи новых автомобилей. Однако в ближайшие годы парк машин, находящихся на гарантийном обслуживании, может значительно снизиться в связи с падением объема продаж новых автомобилей. Зато произойдет существенный рост парка иномарок в возрасте от трех до семи лет, то есть сегмента автомобилей, которые традиционно активно торгуются на вторичном рынке. Добавим, что некоторые дилеры пытаются оперативно реагировать на тенденцию, в частности, компания «Рольф» еще в прошлом году запустила сеть постгарантийного обслуживания «Белый сервис».

В целом эксперты по-прежнему считают, что российский автомобильный рынок имеет огромный потенциал. Однако дорога к этой долгосрочной цели будет долгой и трудной из-за сильной зависимости российской экономики от мировых экономических условий. «В краткосрочной перспективе на рынке все еще сохраняется значительный уровень неопределенности, в том числе в отношении обменных курсов, уровня доверия потребителей и процентных ставок, – констатирует Стенли Рут. – Позитивные факторы, такие как государственная поддержка и программа утилизации старых автомобилей, «компенсируются» негативными, включая снижение скидок со стороны автопроизводителей и сохранение высоких импортных пошлин. В целом результатом этого может стать дальнейшее падение рынка. В лучшем случае можно рассчитывать на умеренный рост рынка в 2010 году».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем