Бизнес Факторинг, который просто лучше

Факторинг, который просто лучше

Не каждая сфера услуг, а тем более такая консервативная, как финансовая, похвастается такими бешеными темпами роста. Однако, факторинг в России динамично развивается – ежегодно молодая отрасль демонстрирует двукратный рост. По оценке РА «Эксперт»...

Дмитрий Нестеров,
директор Тюменского представительства банка «Национальная факторинговая компания» (ЗАО)

Не каждая сфера услуг, а тем более такая консервативная, как финансовая, похвастается такими бешеными темпами роста. Однако, факторинг в России динамично развивается – ежегодно молодая отрасль демонстрирует двукратный рост. По оценке РА «Эксперт», к факторингу в 2007 году прибегли лишь 10% российских предприятий, представителей сегмента SME, но, в то же время он как перспективное решение привлекает внимание все большего числа предпринимателей. Однако, существует ряд причин, препятствующих выбору факторинга в качестве инструмента развития бизнеса, и главная из них – невысокая осведомленность потенциальных пользователей о возможностях и специфике этой услуги.


Разный факторинг

Прежде всего, стоит определить саму суть факторинга. Факторинг – это комплекс услуг, в ядре которого находится не финансирование, как часто принято думать, а профессиональная система риск-менеджмента и управление дебиторской задолженностью. Выбирая фактора, обратите внимание на то, что высокая в свое время доходность факторинговых операций породила довольно широкое предложение, и зачастую участники рынка предлагают под упаковкой факторинга совершенно иной продукт, имеющий малое отношение к настоящему коммерческому факторингу.

Самое важное при выборе фактора, с которым предстоит работать, – определить приоритеты вашего бизнеса. Если цель компании – расширение географии поставок, повышение их частоты и увеличение их объемов, вам стоит обратить внимание на возможности полного коммерческого факторинга. В случае, если вы не уверены, что дебитор заплатит вовремя, факторинговая компания выдаст вам поручительство за ваших дебиторов в размере до 90% от суммы поставки.

Если есть необходимость ликвидировать кассовые разрывы, решением может стать просто факторинговое финансирование, которое фактор должен осуществлять в любой день после предоставления отгрузочных документов. Предоставление оператором информации по дебиторам и разработка системы минимизации рисков решит сложности, связанные с нехваткой кадров в сфере риск-менеджмента вашей компании. Используя предпоставочный факторинг, вы можете получить финансирование, превышающее объем дебиторской задолженности, существующей в компании на данный момент, поскольку оно ограничено не сегодняшними продажами, а планами продаж в будущем.


Разные факторы

Услуги факторинга предоставляют три типа операторов: структурные (факторинговые) подразделения банков, факторинговые монобанки (то есть компании, имеющие банковскую лицензию, но оказывающие только факторинговые услуги) и специализированные факторинговые компании, не имеющие банковской лицензии.

Независимый факторинговый оператор обладает рядом преимуществ, так как имеет возможность сосредоточить максимум усилий на факторинговых операциях, избежать внутренней конкуренции факторинга и банковского кредитования, внедрить особую систему риск-менеджмента, адаптированную под специфику рынка. Наличие у специализированного фактора банковской лицензии, помимо прочего, нивелирует юридические риски. Отсутствие банковской лицензии и, как следствие, регулирование факторинговой деятельности только ГК РФ, оставляет фактору широкое поле для злоупотреблений при работе с клиентами и дебиторами.

Важно помнить о том, что факторинг – это долгосрочное сотрудничество, а не единовременная сделка. Выбирая партнера, обратите внимание на его репутацию, мнение компаний, имеющих опыт работы с данным фактором, которое может стать ценным источником информации. Существенное значение имеет IT-обеспечение факторинговой компании: возможность вести работу с использованием технологий электронного документооборота значительно повышает скорость и удобство взаимодействия.

Оцените, хватит ли человеческих ресурсов компании: сравните количество клиентов, обслуживаемых фактором, с числом его сотрудников; соотнесите количество продавцов в компании с общим числом работающих там людей – если сейлзов много, вопрос – а кто занимается факторингом, если большая часть персонала его продает? Членство компании в специализированных ассоциациях и другие статусные отличия (кредитные рейтинги, партнерство с иностранными компаниями) также говорят в пользу фактора.


Разная цена

Необходимо, чтобы предельные расходы на оплату услуг фактора были определены заранее, до подписания договора, а схема вознаграждения была прозрачной и доходчиво разъяснялась на этапе консультирования. Комиссия, как правило, состоит из нескольких составляющих:

  • комиссия за обработку документов;

  • комиссия за финансирование;

  • комиссия за управление дебиторской задолженностью;

  • в случае использования услуг по покрытию риска неплатежа дополнительно взимается фиксированный процент от суммы, за которую факторинговая компания поручается по обязательствам дебитора.

Существует множество уловок, как фактор может ввести своего будущего клиента в неоправданные расходы. Вариант их избежать – внимательно читать не только мелкий шрифт, но и само «тело» договора и тарифов. Первый возможный способ вести в заблуждение – показать низкую стоимость факторингового финансирования, которая покажется клиенту на первый взгляд крайне привлекательной. Однако такая схема образования тарифов зачастую может предполагать существенное увеличение стоимости услуг, когда дебиторы начинают допускать незначительные просрочки в оплатах. Попросите такого фактора посчитать, сколько будут стоить услуги, например, на 10, на 30 и на 90 день просрочки со стороны дебитора – разница может быть весьма заметная.

Второй возможный вариант – многофакторные модели таблиц в тарифах, такие, что сложно разобраться в зависимости одного параметра от другого. Фактор может выдавать только итоговую стоимость, весьма путано объясняя, как формируется цена внутри такой модели. Добивайтесь четких ответов на поставленный вопрос – как формируется цена и, каким образом клиент может на нее влиять.

Третий путь – зафиксировать различные проценты (размер авансов) финансирования по разным дебиторам. Например, в зависимости от истории платежей дебитора до перевода его на факторинг – чем менее дисциплинированным он был, тем ниже размер финансирования может быть по нему. Т.о. размер финансирования на разных дебиторов может быть абсолютно разный – по одним он может достигать 90%, а по другим – только 30-40%, хотя факторинговое комиссионное вознаграждение будет платиться со всей суммы поставки. До подписания договора следует просчитать различные варианты, разобраться и зафиксировать окончательную стоимость факторинговых услуг с учетом предполагаемой платежной дисциплины и качества уступаемой дебиторской задолженности.

Выбор фактора в условиях развивающегося российского рынка – довольно сложный процесс, требующий внимания к деталям. Однако, сделав его верно, вы гарантируете для себя стабильные отношения с партнерами и высокопрофессиональное обслуживание, учитывающее ваши интересы и способное предлагать оптимальные решения для вашего бизнеса.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем