Зима фоторепортаж Греют машины от розетки и покупают бананы за 120 рублей. Гуляем по Салехарду — городу на полярном круге

Греют машины от розетки и покупают бананы за 120 рублей. Гуляем по Салехарду — городу на полярном круге

Показываем загадочную тундру, теплые остановки, разукрашенные дома и пугающие цены на продукты

Зимник Салехард — Лабытнанги

У Тюмени с северными автономными округами крепкая связь. Многие жители Ямала и Югры покупают здесь квартиры, отправляют учиться своих детей или просто приезжают в отпуск. В итоге многие северяне буквально живут на два региона. Это даже становится поводом для шуток среди коренных тюменцев. А многие ли из них бывали на Севере? Наш корреспондент Лена Леушина впервые побывала на Ямале — ей понравилось, но осталось много вопросов. Смотрите в фоторепортаже, почему здание правительства Ямала построено на окраине, какие традиции коренных жителей понравились северянам, как разукрашивают фасады многоэтажек и правда ли, что машины обогревают от розетки.

Аэрофобам поездка не понравится

От Тюмени до Салехарда более 1000 километров. Добирались мы на самолете: в городе нет железной дороги, поэтому приехать на поезде нельзя. Без пересадок можно долететь только авиакомпанией «Ямал».

Здание аэропорта Салехарда совсем небольшое, места внутри мало. Около стоек регистрации собираются длинные очереди до самых дверей

По пути из аэропорта встречаем одну из главных достопримечательностей города — стелу «66-я параллель». Она установлена на месте прохождения линии полярного круга. Первую версию установили еще в 1980 году, но позже ее пришлось перенести. Оказалось, что памятник поставили не в том месте. Новая скульптура полностью повторяла черты старой. Самая высокая точка стелы достигает 24 метров.

Днем стела отражает голубое небо, а ночью — подсвечивается. По задумке автора переливающиеся огни имитируют северное сияние

Местные жители придумали шуточный ритуал посвящения в полярники: нужно три раза обойти вокруг стелы и загадать самое заветное желание.

С такого ракурса стела напоминает небоскреб в мегаполисе

На машине по льду

Если поехать от стелы в противоположную от Салехарда сторону, можно доехать до самой реки Оби. На другом берегу виднеется другой город — Лабытнанги. Добраться до него можно за считаные минуты — по зимнику. Это привычный для жителей Севера вид дороги. Ее эксплуатируют только в холодное время года, при минусовой температуре.

Проезд по ледовой переправе контролируется: между машинам должно быть определенное расстояние

Для многих городов Севера зимник является единственным средством сообщения между населенными пунктами.

Зимник Салехард — Лабытнанги
А здесь мы заметили краны, возвышающиеся на фоне заката

Местные власти любят тишину

Первым делом водитель Валерий показывает правительство ЯНАО. Руководство региона работает в новом здании, построенном в 2010 году. Рядом расположены небольшой сквер, фонтан и ледяной чум. Территория очень ухоженная и светлая, но, к нашему удивлению, мы не встретили гуляющих людей. Непривычная картина, если сравнить с Тюменью: площадь напротив областного правительства — одно из любимых прогулочных мест горожан.

Причина кроется в том, что местные власти почему-то решили работать подальше от других жителей города. До здания правительства не очень просто добраться: вокруг только река, пустыри и элитная гостиница «Юрибей». Говорят, что именно там останавливаются именитые политики, спортсмены и музыканты, когда приезжают в Салехард.

Какое здание правительства вам нравится больше: современное ямальское или советское тюменское?

Едем в центр и натыкаемся на большую строительную площадку. На улице Арктической возводят храмовый комплекс в честь Преображения Господня. Объект строят с 2012 года, по задумке архитекторов он должен стать самым высоким храмом в Арктике — 57 метров. Срок сдачи постоянно откладывается из-за нехватки денег, хотя в стройку вкладывались даже из областного бюджета. Пять миллионов рублей насобирали пожертвованиями от граждан.

Место возведения храма в 2015 году посещал патриарх Кирилл. Тогда он пообещал, что лично освятит собор после окончания строительства

Снегу добавляют красок

Напротив храма расположен уютный квартал, который напоминает улочки Екатеринбурга. Эти многоквартирные дома выбиваются из общегородской стилистики и цветом, и стилем фасада. В Салехарде замечаешь одну жизнерадостную фишку: многие дома здесь покрыты красочными иллюстрациями. Художники рисуют картины на фасадах зданий по заказу местных властей. Изображают природу, местные достопримечательности, животных, детей и многое другое.

Яркие стрит-арты радуют ямальцев в зимнее время, когда вокруг только снег и серость. Узнаете, что нарисовано на этом доме?
А здесь расположено сразу три шикарных арта! Глаза разбегаются

А что с общественным транспортом?

Продолжаем прогулку по городу. По центральным улицам часто проезжает общественный транспорт. К сожалению, приезжему сложно найти расписание и маршрут движения автобусов. В Тюмени эту проблему легко решают такие сервисы, как 2GIS или «Яндекс.Карты», но в Салехарде они не работают.

В Тюмени ходят зеленые автобусы, а в Салехарде — очень много синих. На кузов наносят северный орнамент

Остановочные комплексы выполнены преимущественно в едином стиле. В целом ухоженные, но есть и разбитые и разрисованные. То, что впечатляет и радует, — теплые остановочные павильоны. Помещения закрытые и снабжены лавочками с подогревом. Они появились в 2020 году в микрорайоне Ямальском, у школы № 4, АТП, храма Петра и Павла, Ледового дворца и в 17-м микрорайоне. В планах установка еще 12 остановок: поддержку обещал оказать губернатор Дмитрий Артюхов.

В остановочных комплексах реально тепло: зашли проверить и погреться. В Тюмени такие пришлись бы очень кстати

Единственный нюанс в этой затее — отношение самих людей. В социальных сетях можно найти сообщения с жалобами на то, что теплые остановки облюбовали бомжи и любители выпить. Естественно, когда павильон занят такой компанией, туда не хотят заходить горожане, ждущие автобус.

Машины от розеток: миф?

Заходим в первый попавшийся двор и видим знаменитые провода, идущие к машинам. У тюменцев это излюбленная тема для шуток, а для северян — обычное дело. Захочешь завести машину — протянешь обогрев прямо из окна квартиры. Да, даже с пятого этажа.

Климат на Ямале суровый: люди выдерживают, а машины — нет. Водителям приходится ухищряться, чтобы утром поехать на работу в тепле

Невырвиглазные скверы

На улице Чубынина в сентябре 2020 года появился новый сквер. В нем установили беседки и скамейки необычной формы, в которых можно даже зарядить гаджеты. Выглядит необычно и даже немного дерзко для такого маленького города: городок черный, с элементами из дерева и металла. Такая смелость местных властей вызывает воодушевление. Наверняка летом здесь соберется много людей, но зимой он пустует.

Сам парк выглядит стильно и современно, но не вписывается в окружение

Передозировка ярких красок

В Салехарде замечаешь, что жители обожают украшать город северными орнаментами и скульптурами животных. Национальный колорит пробивается отовсюду: фасады домов, кузова транспорта, заборы, вывески магазинов, баннеры, одежда и аксессуары горожан. Честно говоря, с оленями в Салехарде даже перебор.

Посмотрите на этот забавный забор с северным орнаментом. По классике жанра он еще и ярких цветов: чтобы не грустить в белоснежном городе

Еще мы обнаружили любовь северян к странным вывескам. Цвета «вырви глаз».

А вы бы рискнули зайти в салон красоты с таким названием?
Вывеска родом из 90-х
Владельцы этого магазина не парились и назвали его как микрорайон, в котором он расположен

А продукты дорогие?

Заходим посмотреть цены на продукты в известный сетевой супермаркет. Булка обычного белого хлеба здесь стоит 61 рубль, в то время как в Тюмени ее можно купить за 25–30 рублей. Литр молока местного производства — 66 рублей, яйца — 80 рублей (дешевле, чем в Тюмени?), куриное филе — целых 359 за килограмм. В среднем все товары стоят процентов на 20% дороже, чем в Тюмени.

Зимой тюменцев шокировала цена бананов — 60–90 рублей за килограмм. Северяне бы на это ехидно улыбнулись

Ягоды, рыбу и оленину, которым так славится Север, можно купить на рынке «Дары Ямала». Это еще одно здание, от которого с непривычки рябит в глазах. Приезжие покупатели несут отсюда товары пакетами и даже ящиками. В продаже морошка, брусника, клюква, ежевика, муксун, щёкур, пыжьян, ряпушка и привычные тюменцам скумбрия, форель, кижуч и щука. Оленина представлена во всех существующих видах: сырое мясо и субпродукты, колбасы и копчености, полуфабрикаты, тушенка, вяленые и сушеные закуски к пиву и другое.

Фасад очень яркий, даже слишком. Но стоит признать то, что художник очень постарался: даже при близком рассмотрении рисунки выглядят прекрасно

Спальные районы

Есть в Салехарде и менее приметные дома. Забрели в тихий двор в микрорайоне Солнечном: сайдинг на фасаде, стандартные детские площади и узкие проезды.

Машин во дворе очень много. Это место чем-то напомнило тюменский МЖК с его плотной застройкой и нехваткой парковок

А машин в Салехарде действительно много. Во время поездки в час пик мы даже постояли в небольшой пробке.

Вот таких великанов можно встретить во многих северных городах, в том числе и Салехарде. Говорят, на такой машине удобно ездить по зимнику (дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре. — Прим. ред.)

Перемещаемся на окраины: жилой фонд здесь ветхий и может удивить своим видом. В Салехарде мы нашли дома-бочки, сталинские бараки и деревянные двухэтажки. Читайте об этом районе и других бедных в нашем большом фоторепортаже об аварийном жилье города.

Дома-бочки были временным жильем для рабочих на месторождениях, но некоторые вынуждены жить в таких условиях до сих пор
А еще салехардцы любят лодки. На Ангальском мысу мы нашли больше пяти припаркованных судов
А это необычный гараж. Почему-то на окраинах они сделаны из дерева

Связь с тундрой

Север славится не только нефтью и газом, ягодами и рыбой, но и самобытной культурой местных народов. Самый любимый праздник северян — День оленевода — собирает тысячи людей. О том, как в этом году он прошел в Салехарде, рассказывали в фоторепортаже. Там мы показали, как коренные народы собирают чум, катают гостей на оленях и соревнуются в спортивных состязаниях.

Крошки-олени ждут своего звездного часа: скоро они станут участниками гонок 

Кстати, большинство коренных жителей Севера (ненцев, хантов, коми, селькупов) уже не живут в тундре. Для многих это осталось как хобби и дань уважения предков. Мы побывали в Горнокнязевске, в этом небольшом поселке живет много бывших кочевников. У многих домов можно заметить нарты, на которых бережно хранятся шкуры.

Оленьими шкурами чум покрывают зимой. Мехом внутрь — так теплее. Чумы многих молодых северянам остались от старших родственников. Всё хранится: вдруг пригодится

В Горнокнязевске мы побывали и в природно-этнографическом комплексе. Там профессиональные экскурсоводы рассказывают о всем богатстве и разнообразии культуры коренных народов. Вас сводят в настоящий чум, расскажут о его устройстве, быте обычной северной семьи, обязанностях членов семьи, традициях и поверьях. Это очень атмосферное место, посещение которого наталкивает на размышления. В этом и прелесть погружения в чужую культуру.

Есть на Севере милая традиция — повязывать ленточки на деревья. Говорят, что если хорошо попросить, то дерево исполнит ваше желание. Священной коренные жители считают березу и относятся к ней с большим трепетом

Что еще почитать о Севере?

Почитайте большой фоторепортаж из бедных районов Салехарда о том, как некоторые северяне до сих пор живут в бочках, топят дом печкой и выращивают помидоры на крыше гаража. Мы нашли бараки, построенные пленниками сталинских лагерей, и дом-неудачник (что?).

А здесь большой репортаж Елены Леушиной и фотографа Ирины Шаровой со Дня оленевода. Рассказали нашим читателям, как быстро можно собрать чум, зачем коренные жители Севера играют в «танчики», что можно купить на местной ярмарке и почему на этот праздник в Салехард съезжаются со всей страны.

Наш журналист Артур Галиев в своей авторской колонке рассказал о жизни в одном из северных городов — Ноябрьске. Он сравнил его с Тюменью и задался вопросом, почему ямальские города не процветают.

Посмотрите и потрясающий фоторепортаж из района вечной мерзлоты. Фотограф Слава Степанов отправился в лагерь сейсмопартии и смог увидеть лично, как идут работы по поиску и разведке нефтяных и газовых месторождений.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем