
Около ржавеющей бочки стоит иномарка стоимостью более миллиона рублей. Как вам такой контраст?
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
Ямал часто называют сердцем нефтегазовой России. В этом регионе находится более
Но за богатством, пришедшим в регион вместе с нефтью и газом, скрывается постыдная проблема — аварийное жилье. В деревянных домах до сих пор живет огромное количество людей. Мы побывали в командировке в Салехарде и прошлись по бедным районам этого города. Рассказываем о том, как некоторые северяне до сих пор живут в бочках, топят дом печкой и выращивают помидоры на крыше гаража. Мы нашли бараки, построенные пленниками сталинских лагерей, и дом-неудачник (что?). Смотрите наш фоторепортаж о нищете, которая скрывается за нефтяным лоском Салехарда.
Салехард является лишь третьим по численности городом в ЯНАО. В столице региона живет около
Дома-бочки для полярников
Эти необычные дома появились на Ямале более
Удивительно то, что во временных жилищах
«Их можно найти штук 10 по городу. Всё, что осталось, находится на окраинах: в районе Речпорта, Ангальского мыса и Комбината. Из центра всё давно убрали, такой позор. Портят вид города, властям неудобна такая картина», — рассказал таксист.
Жильцов этих бочек мы не застали: проводили съемку
«В бочках, конечно, были удобства: и свет, и вода. Ее или специально привозили в больших тарах, или проводили водопровод от ближайших домов. Туалет обычно был на улице. Отапливали бочки раньше в основном «козлами» (самодельный электрический прибор, используемый для обогрева помещения. — Прим. ред.), позже начали ставить газовые котлы. Сейчас эти дома убирают, их почти не осталось. Хотелось бы, чтобы хотя бы одна сохранилась для музея», — сообщила Людмила Фёдоровна.
ЦУБ не считается недвижимостью, но при этом имеет адрес. В бочке раньше можно было даже законно прописаться, однако другие возможности Жилищного кодекса жильцам недоступны. Имущество движимое, поэтому признать его аварийным или ветхим невозможно. С этой проблемой столкнулись жители многих северных городов. Общего решения пока власти не нашли: с каждым владельцем бочки разбираются в индивидуальном порядке.
Сталинские бараки
Еще один вид старого жилищного фонда Салехарда — это бараки, которые возвели заключенные лагерей
«Сюда присылали врагов народа. Они падали замертво на этих рельсах. Зимой в -

Около одного из сталинских бараков мы находим вот такую страшную стену. Причем стоит она отдельно от дома
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
Около десятка таких домов мы нашли в микрорайоне Ангальский мыс. Он находится по пути в аэропорт по старой дороге. Новую построили в объезд: местные предполагают, что так скрывается нищета от губернатора, который часто летает в командировки. А бедность здесь невероятная: дорог нет, снег не убирают, везде валяется мусор, стоят брошенные автомобили, бродят нетрезвые жители и бездомные собаки.

Так выглядит двор одного из бараков. Видно, что дом строили из чего придется
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
Люди пытаются утеплять дом самостоятельно: власти с ремонтом не помогают, ведь многие бараки признаны аварийными и подлежат сносу и расселению
Машинами обзаводятся даже самые бедные жители Салехарда. В таких климатических условиях пешком много не походишь. Один из встретившихся нам мужчин сказал, что многие сразу покупают машину и даже не пытаются копить на новое жилье. Благоустроенные квартиры в столице Ямала и правда очень дорогие. На сайте объявлений Avito средняя стоимость однокомнатной квартиры в среднем составляет

Поэтому салехардцы терпеливо ждут расселения из ветхого жилья. Жить приходится в ужасающих условиях: уличные туалеты, промерзающие стены, печное отопление
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
Общее впечатление от этого района — недоумение. Не верится, что у Салехарда нет денег для того, чтобы избавляться от таких построек. Ангальский мыс совсем не похож на яркий и ухоженный центр города. Время здесь словно остановилось лет

А вот такой белый фасад имеют бараки со стороны дороги. Автобусная остановка идеально вписывается в уличный ансамбль
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
Дом-неудачник
В соседнем районе мы наткнулись на дом с необычной историей. Местные СМИ безжалостно прозвали его домом-неудачником. Здание расположено около резкого поворота налево, и местные водители с завидной регулярностью улетали с дороги прямо в стену.

На этом неудачи дома закончились. В ближайшие годы его снесут
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
Но даже в лучшие времена дом по
Во дворе дома те же бедность и бардак, что и в Ангальском мысу. Гаражи почему-то деревянные, и на многих из них сверху что-то надстроено.

Присмотритесь к фото. Мы очень напугались, когда кое-что увидели
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
Рассмотрев деревянные строения поближе, мы поняли, что это кладовки и теплицы. Они принадлежат жильцам сгоревшего дома и остались брошенными после пожара. Деревяшки покосились, в них выбиты окна и растет трава до потолка.

В одной из теплиц мы обнаружили икону. Но молитвы, видимо, не помогли хозяину обустроить комфортное место для выращивания овощей
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
Мы удачно встретили владельца гаража, на котором стоит жуткая кукла. Очень хотелось спросить: «Зачем?!» Пожилой мужчина по имени Владимир объяснил нам, что это пугало, которое он поставил на крышу
«Раньше я выращивал в теплице помидоры. Птицы залетали и постоянно клевали рассаду, пришлось их отпугивать этим чучелом. Последние пару лет ничего не высаживаю: здоровье уже не то, а детям это не надо. Местные привыкли к кукле, никто не боится», — улыбался пенсионер.

Этот охранник помидоров не на шутку нас напугал
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
«Деревяшки»
Деревянные многоквартирники — народный символ Севера. Такие дома можно найти в любом городе Ямала и Югры. Их строили

Эти деревянные двухэтажки можно увидеть в каждом уголке Салехарда
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
Правительство ЯНАО активно избавляется от этих домов. Каждый год признают аварийными десятки домов, сотни подлежат сносу и расселению. Но по ощущениям в «деревяшках» живет половина Салехарда: карта усыпана кварталами строго расставленных прямоугольников.
Но ради справедливости стоит сказать, что есть дома, которые находятся в прекрасном состоянии. Фасады пестрят всеми цветами радуги, во дворах стоят новые детские площадки. Но в большинстве случаев хорошим содержанием территории около дома не заморачиваются.
Некоторые жильцы берут комфорт в свои руки. Обшивка сайдингом, теплица, огородик: жить хорошо и в «деревяшке».

Изобретательность во всей красе
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
Можно найти и расселенные дома, которые ждут сноса. Многие жильцы забрали с собой окна и двери.

В одном квартале мы встретили 5 пустующих домов
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
Самое забавное зрелище — это сочетание деревянного жилищного фонда с новыми многоэтажками. Обнаружить старый домик можно посреди элитного ЖК.

Окружен, но не сломлен
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
Как решают проблему?
В 2019 году правительство Ямала провело масштабное исследование деревянного жилого фонда Салехарда. Тогда обнаружили, что в мерах поддержки нуждаются

В этом новеньком здании, построенном
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
Проблема аварийного фонда решается очень медленно из-за того, что в городе банально не хватает новых домов. Из ветхих зданий некуда переселять людей. Но в администрации города уверяют, что ближайшие годы ликвидируют
«Растет количество застройщиков. Если
Для переселения из ветхого жилья строится микрорайон Обдорский. Когда многоквартирные дома будут готовы, туда смогут въехать жильцы
Что еще почитать?
В Тюмени проблема аварийного жилья стоит также остро. Весной
Ранее мы показывали вам большой репортаж Елены Леушиной и фотографа Ирины Шаровой со Дня оленевода. Рассказали, как быстро можно собрать чум, зачем коренные жители Севера играют в «танчики», что можно купить на местной ярмарке и почему на этот праздник в Салехард съезжаются со всей страны.
А наш журналист Артур Галиев в своей авторской колонке рассказал о жизни в одном из северных городов — Ноябрьске. Он сравнил его с Тюменью и задался вопросом, почему ямальские города не процветают.