Дороги и транспорт Тюменские бизнес-империи Король дорог, мостов и парков. Знакомимся с тюменской бизнес-империей, сделавшей миллиарды на госзаказах

Король дорог, мостов и парков. Знакомимся с тюменской бизнес-империей, сделавшей миллиарды на госзаказах

Компания «Мостострой-11» строит по всей стране и за границей

«Мостострой-11» строит не только мосты и развязки, но и дома и школы

Выйдите на улицу и оглянитесь — вокруг много офисных центров, жилых домов, различных социальных объектов. В городе построили большое количество дорог, замкнули объездную, сделали к ней подъездные улицы.

Многое из этих сооружений строила всего одна компания — «Мостострой-11». Создаете семью и расписываетесь в ЗАГСе? Здание построила компания «Мостострой-11». Не стоите в вечерних пробках благодаря объездной? Это снова они. Привели иногородних полюбоваться Мостом влюбленных с набережной? И здесь компания под руководством Николая Руссу приложила свою руку. Она же возводит огромное множество объектов не только в городе — за его пределами и даже в других областях. Рассказываем об одном из крупнейших (если не самом крупном), любимейшем подрядчике Тюменской области, и строителе всего и вся. Всё это — в рамках нашей рубрики «Тюменские бизнес-империи».

История компании


Компания образовалась в Сургуте в 1975 году. Называлась она «Мостостроительный трест № 11» и была государственной. Строила железнодорожные пути на севере Тюменской области и там же — мосты через реки.

— Годовой объем строительно-монтажных работ мостостроительного треста к 1990 году достиг 100 млн рублей (в ценах 1984 г.). По этому показателю трест вышел на 2-е место в Главмостострое Министерства транспортного строительства СССР, — указывается на сайте компании.

В 90-е годы компания продолжает возводить мосты, а с 2000 года в ее кейсе стали появляться объекты благоустройства и социального значения. В нулевые организация строит мосты в Казахстане и за пределами большой Тюменской области. С приходом больших спортивных мероприятий «Мостострой» принимает участие в большой олимпийской стройке в Сочи и чемпионате мира по футболу 2018 года.

Кто руководит?

В 1992 году «Мостостроительный трест № 11» преобразовали в акционерное общество открытого типа «Мостострой-11». С 2008 года компанию возглавляет Николай Руссу. В «Мостострое-11» (и его филиалах) он трудится с 1981 года. С 1989 возглавил ныне филиал компании «Мостоотряд-36». В 1993 году проходил стажировку в Германии (где в итоге купил квартиру), обучаясь в Высшей школе управления. Поступал в Челябинский институт, чтобы стать военным, но забрал оттуда документы и поступил в СибАДИ (Сибирский государственный автомобильно-дорожный институт, находится в Омске. — Прим. ред.), откуда сразу после окончания попал в «Мостоотряд-15».

Глава компании «Мостострой-11» пришел в компанию еще в прошлом веке. Его называют любимым подрядчиком губернаторов

С 2019 года Руссу — депутат облдумы в результате довыборов. С 2021 года заседает в законодательном органе власти. Сам он в интервью 72.RU рассказывал, зачем ему нужна депутатская деятельность.

— Бюджет нашей компании — 28 миллиардов рублей. У нас работают 4800 человек. Если взять это с членами семьи, то получится маленький город. Компания «Мостострой-11» в школах имеет два профильных класса. После их окончания люди идут в институты, где мы имеем базовые кафедры. Мы приглашаем преподавателей, которые готовят из студентов специалистов. К нам приходят выпускники после института уже настоящими специалистами. Также у нас 1200 ветеранов, которые на учете. У нас около 40 организаций, которым оказываем всяческую помощь, — это ветераны, спортсмены и инвалиды. Мы не шумим об этом, но это у нас есть. Вот и понимая, как построено наше предприятие, которое одно из передовых, мы хотим передать этот опыт в думу. Можно в тихой гавани сидеть и говорить, что у нас хорошо, а можно оказать содействие. Почему бы не поделиться нашим опытом? — рассказывал Руссу.

У Николая Руссу множество наград. Среди них — звания «Почетный строитель России», «Заслуженный строитель РФ» и «За заслуги перед Отечеством» II степени. Последнюю награду ему вручил лично президент страны Владимир Путин, повод — участие в строительстве Крымского моста.

Кто владеет компанией?


В июне компания раскрыла список акционеров. Среди физических лиц больше всего акций у Николая Руссу (14,18%). Есть ценные бумаги у Сергея Дорохина (9,18%) и Александра Косякова (8,96%), которые руководят территориальными отрядами в Москве и ХМАО. Еще чуть меньше — 9% — у Валерия Донадзе, числящегося на сайте «Мостостроя-11» в качестве советника Николая Руссу.

Четверть «Мостостроя-11» принадлежит организации АО «Дороги и мосты», выделенного из московской ПАО «Мостотрест». В этой компании, образованной в 1930 году, конечным владельцем числилось правительство России (через НПФ «Благосостояние») и кипрская компания «Марк о`Поло Инвестментс ЛТД».

Компанию АО «Дороги и мосты» связывают с олигархом Аркадием Ротенбергом. По данным Forbes, его состояние оценивают в 1,7 миллиарда долларов.

Какие компании входят?

У «Мостостроя-11» есть пять филиалов. Они находятся в Тобольске, Москве, Сургуте и Тюмени. Указаны на сайте и несколько дочерних обществ, занимающихся различными задачами.

В состав империи входит совместный бизнес с немецкой компанией «Маурер» (равные доли в компании) — крупной компанией, которая занимается решениями в области защиты зданий. Две «дочки» зарегистрированы в Новом Уренгое. Также две проектных строительных организации — АО «Институт Тюменьгражданпроект» и «ПИИ Тюменьдорпроект».

Проектные компании — тоже «короли» тюменских подрядов, если дело касается крупного строительства.

АО «Институт Тюменьгражданпроект» известен тем, что разрабатывал проект огромного тюменского общежития на тысячу мест, которое хотели разместить в логу реки Тюменки. Документация, разработанная в 2016 году, с первого раза не смогла пройти экспертизу. Стоимость проекта оценивалась в 3,6 миллиарда рублей.

Проект кампуса в Тюмени стал скандальным. Изначально предлагалось застроить лог реки Тюменки, но ряд жителей города выступил против такого решения. Общественное недовольство вынудило власти отказаться от застройки лога и найти новое место для строительства студенческого общежития.

Проектировала и проектирует компания несколько надземных переходов через крупные улицы в Тюмени. Так, например, до 2022 года институт должен разработать переход над перекрестком Мельникайте — Харьковская. Разрабатывали специалисты компании съезд на Мельникайте с объездной (недавно на его строительство объявлен тендер), школу на Менделеева, надземник на Ушакова. Всего за время существования компании с ней заключено 87 контрактов на 443 миллиона рублей.

Руководит «дочкой» дорожников Любовь Колегова. Она награждена знаком «За заслуги в строительстве». Такое же звание имеют, к примеру, первый мэр Тюмени Степан Киричук, Николай Руссу и большинство руководящего состава компании «Мостострой-11».

Выручка АО «Институт Тюменьгражданпроект» в 2021 году — 165,9 миллиона рублей, чистая прибыль — 33,8 миллиона.

«ПИИ Тюменьдорпроект» — также является крупным участником госзакупок. Специалисты компании разрабатывают тоннель под железнодорожным вокзалом, развязку на Калинина с объездной, новый мост через Туру и другие проекты. Всего с компанией заключено 118 контрактов на сумму в 733 миллион рублей.

Выручка проектировщиков в 2021 году составила 137 миллионов рублей, чистая прибыль — 11,2 миллиона рублей.

Что с экономикой?


— Мы крупнейший налогоплательщик. За пять лет мы заплатили 16 миллиардов налогов, — рассказывал в интервью журналисту 72.RU Артуру Галиеву глава «Мостостроя-11» Николай Руссу в 2020 году.

Смотрим на открытые данные, которые доступны за период с 2018 до 2020 года. Суммарно, по открытым данным, компания исчислила почти 7 миллиардов налогов. В 2020 году эта сумма составила почти 2,5 миллиарда. Цифра в 16 миллиардов вполне реальна. Деньги должны быть перечислены в бюджеты разных уровней, в том числе и в областной.

Для сравнения — стоимость самой дорогой школы в Тюменской области — 2,3 миллиарда рублей.

«Мостострой-11» называют «королем госзаказов». По данным информационного ресурса «Контур.Фокус», с компанией заключено 441 государственных контракта на 201 миллиард рублей. Из них 60 миллиардов рублей компания получит за строительство моста через Обь в ХМАО.

Выручка компании за 2021 год — 26,1 миллиарда рублей, чистая прибыль — 774,2 миллиона рублей.

Сам гендиректор «Мостострой-11» за 2021 год заработал 63 миллиона рублей. Это на 13 миллионов меньше, чем в 2020 году. Всё так же у него в собственности две квартиры и машино-место.

А скандалы есть?

Не все стройки проходили гладко. Несколько объектов, которые возводили специалисты «Мостостроя-11», критиковал урбанист Илья Варламов. Ему не нравилось, что власти собрались выстроить в центре города скоростную магистраль на улице Мельникайте — там же несколько объектов возводил «Мостострой».

— Возьмите тюменскую кольцевую дорогу — не у всех миллионников она есть! Нужна объездная? Конечно! Многим людям стало лучше из-за того, что до нужного места можно добраться быстрее. Развязка по Мориса Тореза нужна? Нужна! Второй мост через Туру нужен? Нужен! Что мы сделали не так? Какой город мы изуродовали? Что Варламов говорит вообще? Один раз был проездом и говорит! Когда мы начинали строить Гилевскую рощу, то столько критики было, а теперь это любимое жителями место, — отвечал на критику Варламова Николай Руссу.

Досталось строителям от урбаниста и за то, что на развязке 30 лет Победы — Мельникайте под асфальт провалилось колесо автобуса. Мост дали раньше срока, а причиной провала асфальта назвали размытие дороги.

Совсем недавно погибла крановщица из Тюмени, которая трудилась в филиале «Мостостроя-11». Женщина занималась погрузкой бетонных конструкции в тот момент, когда кран понесло по рельсам и он опрокинулся. Все расходы на погребение девушки взял на себя работодатель.

А ранее в Красноярске погибли рабочие филиала «Мостостроя-11». Трагедия произошла на трассе Красноярск — Енисейск. Там автомобиль «Газель» на железнодорожном переезде столкнулся с поездом — погибли пять человек, четверо которых было из Тюменской области. Директор «Мостотряда-36», работниками которого были погибшие, высказывался о возможных причинах трагедии.

— Возможными причинами трагедии стали погодные условия, плохая освещенность переезда и короткое время горения светофора — всего 40 секунд, — рассказывал Андрей Лазарев.

По его же словам, в качестве моральной компенсации семьям выплатили миллион рублей, а на погребение выделили 100 тысяч.

Что строила компания?


Возьмем только крупные стройки в Тюмени — потому что организация возводила еще и объекты к Олимпиаде-2014, дороги в Нижнем Новгороде, принимавшем чемпионат мира по футболу 2018, мост через реку Пур в ЯНАО (важная транспортная артерия для Ямала), в других регионах страны и в Казахстане.

10 важных объектов, которые строила компания «Мостострой-11» в Тюмени

Отдельно попробовали собрать все тюменские стройки, которыми занималась компания под руководством Николая Руссу. Все — в разных точках города.

Ранее мы рассказывали еще об одной крупной бизнес-империи в Тюмени. Компания Arsib производит молочную продукцию, колбасы, занимается строительством жилых домов, владеет несколькими торговыми центрами..

Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.

Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем