Полномочия Александра Моора подходят к концу — завершается его пятилетний срок пребывания в качестве главы области. Пойдет ли он на второй срок — точно не известно. Мы решили вспомнить, что бывший сити-менеджер и врио главы области говорил в 2018 году, что он обещал людям и к чему в итоге мы пришли за это время.
Мы попытались разделить заявления из 2018 года тогда еще на несколько категорий. Среди них — стратегические, масштабные и локальные. Четкой программы со сроками и структурой, по которой бы шел Моор, — не было.
Локальные
За время губернаторства Моора было несколько конкретных проблем. В основном они озвучивались на встречах с жителями, во время телеэфиров, которые посещал Моор, или же публиковались на сайте партии «Единая Россия».
Объект № 1. Улица Запольная, дублер Республики
Одна из главных проблем в Тюмени — отсутствие дублера улицы Республики, коей должна была стать Запольная вкупе с 50 лет ВЛКСМ и Полевой. Сейчас там есть только один проблемный участок, от ж/д вокзала до моста в сторону Червишевского тракта. В одном из эфиров Моор отвечал на вопрос, когда улицу превратят в полноценную магистраль.
— Я в курсе, я знаю эту улицу. Поручение по проектированию уже дано. Как только проект будет готов, в 2019–2020 годах, думаю, будем заниматься им, — говорил Моор.
Время скоротечно, можно подумать, что в период губернаторства Моора здесь появилась развязка. Это не так, ее построили в 2016 году. С тех пор в этом районе изменилось немногое: до сих пор существует узкое горлышко после развязки, в котором стоят автомобилисты, — речь об участках возле домов 12–16. Пока трехполосной дороги там нет.
Объект № 2. Тюменская объездная
В конце 2018 года 55-километровую дорогу вокруг города еще не запустили: оставалось достроить несколько крупных развязок. Моор уверял, что их обязательно достроят, и объяснял причину, почему запуск немного затянулся.
— Мы сразу сказали, что если не будем успевать, то не будем нарушать технологии строительства. Поняли, что не успеваем, откроем их позже, — говорил Моор.
Развязки действительно открыли. Но этого оказалось мало: появятся новые — речь идет об участках на объездной на пересечении с Воронинскими горками, Авторемонтной и с Транссибирской магистралью.
Объект № 3. Улица Мельникайте
По плану властей улица Мельникайте должна стать магистралью с непрерывным движением. Вот как обрисовывал ситуацию Моор.
— Магистраль по Мельникайте — это долгосрочный проект. После моделирования определимся с этапами проекта. Рассматривали возможность, чтобы пересечение Мельникайте с Республики было подземным. Будем расширять ее в створе на Дамбовской, развязку на Дружбы, с 30 лет Победы, — заявлял Моор.
Улица действительно изменилась. Во время мэрства Моора (и губернаторства Якушева) построили мост через Туру на месте узкого Совмещенного. На Мельникайте в заречной части появилась широкая дорога, начали строить первую трехуровневую развязку на пересечении с Дружбой — работы по нему сейчас продолжаются. Развязка на пересечении с 30 лет Победы построена.
В планах властей строительство еще двух развязок — на пересечении Мельникайте с улицей Республики и 50 лет Октября. Их должны построить, но не скоро: до 2030 и 2028 года соответственно.
Объект №4. Школы
Несколько десятков вопросов в период выборов губернатора задавали по поводу школ. Людей волновало учебное заведение в поселке Молодежном. Затягивание сроков врио объяснял тем, что долго не могли договориться с владельцем участка, где должно было появиться здание. По словам Моора, «школа появится в трехлетку», то есть в 2020–2021 году. Открылась она для учеников с четвертой четверти 2021 года.
Задавали вопрос по школе в Казарово. Долгострой сдали всё в том же 2020 году.
Еще называлась конкретная цифра планов по строительству школ. В эксплуатацию в Тюмени должны были вводить по большой школе каждый год, а также убрать и реконструировать 31 деревянное здание.
Первая школа, на которую выделены деньги при Мооре, — это здание на 360 учеников в Казарово. Его сдали в 2020 году, приняв отдельным строительным актом. Она же самая маленькая по стоимости за пять лет — обошлась бюджету всего в 446,6 миллиона рублей, тогда как более вместительные школы не стоили меньше миллиарда рублей.
В 2023 году деньги выделили еще на две школы — в микрорайонах Мелиораторов и Березняки. Причем последнюю люди практически заставили построить. «Выбитую» школу по плану построят в 2025 году, а на северо-востоке города — на год раньше.
Был вопрос и о деревянных школах в районах области. В 2023 году о не самых современных учреждениях официальный рупор региона канал «Информационный центр правительства области» писал так:
— Суммарно наша региональная программа предусматривает постепенную замену 29 деревянных школ, 7 мы уже ввели в эксплуатацию. У нас есть типовые проекты, они себя зарекомендовали. Часть зданий будут модульными, — написали в канале.
А еще Моор обещал построить 19 школ в 2024 году, а 5 — сдать в этом. По его словам, деньги из дефицитного бюджета на это заложены.
В конце мая отчитался о строительстве образовательных учреждений ГУС области. По их статистике, с 2018 года построена 21 школа и 18 детских садов.
Объект № 5. Пешеходный переход на вокзале, он же — конкорс
Посещал Моор и железнодорожный вокзал, рассказывая о взаимодействии властей со Свердловской дорогой. Там он объявил о строительстве нового надземного перехода.
— Сегодня мы начинаем возведение пешеходного перехода от здания вокзала к путям. Кроме того, мы договорились о разработке проекта долгожданной реконструкции старого пешеходного моста через пути, который соединяет две части города. Постараемся, чтобы он открылся уже в 2019 году, — рассказывал Моор.
В 2018 году на строительство перехода РЖД выделили 143 миллиона рублей. В 2019-м его так и не открыли, сроки сдвинули на 2020 год. Проект перехода тоже изменили, его решили сделать теплым. В 2020 году работы не завершили. Обещали закончить в 2021-м, но и тогда что-то не получилось, и срок сдачи сдвинули на 2022 год. Тогда его и открыли. Но вот к удобству перехода у тюменцев остались большие вопросы.
Объект № 6. Набережная — левый берег и Заречный микрорайон
Правый берег Туры начали отстраивать еще в 2010 году. Работы сдавали поэтапно, теперь в Тюмени есть своя набережная. И если с правым берегом всё было понятно, то с левым дела обстояли по-другому. Будущий глава области говорил о проекте новой набережной, но точных сроков не называл.
— На левом берегу Туры планируем сделать красиво. Проект готов, решаем вопросы с собственниками земли. Хотим сделать большую набережную, чтобы люди могли ходить от Челюскинцев до Щербакова. Проект заточен на то, чтобы на этом берегу проводили активно время — там будут беговые дорожки, велодорожки, зоны для питания, — рассказывал Моор.
К 2023 году часть набережной на левом берегу действительно построили. На небольшом кусочке земли, который уходит от моста Влюбленных в сторону Челюскинцев, расположен туалет, несколько памп-треков и фуд-треки.
Еще одна набережная должна появиться в Зареке, недалеко от улицы Щербакова. И опять Моор не называл точные сроки строительства. По задумке властей и его словам, там должны появиться амфитеатр, летние террасы, возможность посмотреть кино на свежем воздухе.
Часть набережной построили, однако вторую пока сделать не смогли. Местные чиновники говорят о том, что деньги на это будут заложены в городском бюджете на 2024 год.
Масштабные проекты
Перейдем к проектам, которые должны повлиять на развитие большей части региона.
Объект № 1. Южный обход Тюмени
Александр Моор анонсировал разработку проекта Южного обхода Тюмени. По сути, это начало второй объездной — полукольцо должно соединить трассу на Екатеринбург с дорогой на Омск. О том, что проектная документация разработана, стало известно в сентябре 2022 года, а реализовать проект хотят за пять лет.
— Есть в разработке у Уралуправтодора перспективный вариант — полукольцо с юга от Тюмени. Начинаться оно будет от Успенки, пройдет через Червишево и Борки. Дорога проектируется, и это будет более правильное решение, чтобы транзитный транспорт обходил город. А вторая объездная в Тюмени пока не требуется, но кто знает, что будет в будущем, — заявлял губернатор.
Один из плюсов, который называл Моор, — это возможность посещать «Жемчужину Сибири». А вот существующая по сей день дорога на Чаплык, которая связывает две трассы, законсервирована. По словам Моора, она вспомогательная и поддерживается в нормативном состоянии.
Объект № 2. Завершение медгорода — строительство онкоцентра и областной детской больницы
В августе 2018 года на рабочей встрече в Надыме врио главы заявил о том, что нужно достроить два объекта в медгороде.
— Наша задача — довести проект до логического завершения. Большая часть пути уже пройдена. Осталось построить два очень важных объекта — онкологический центр и областную детскую больницу, которая будет специализироваться на оказании высокотехнологичной медицинской помощи. По детской больнице мы работаем с Минздравом для включения этого объекта в соответствующий национальный проект, — рассказал он.
2023 год. Эти объекты до сих пор не построены.
Объект № 3. Развитие образования
— Развитие среднего профессионального образования — очень важная сфера, которой мы уделяем большое внимание. Ведь наличие квалифицированных рабочих, способных трудиться на современном оборудовании, — критически важный фактор для развития нашей экономики, повышения инвестиционной привлекательности региона. Сегодня такие специалисты пока в дефиците, и для их подготовки необходимы тесные связи между образованием и производством. Для укрепления этих связей в Тюменской области заключено уже около 500 соглашений между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями. В результате учащиеся получают не только теоретические знания, но и практические навыки, востребованные профессии на реальном производстве, — рассказывал Александр Моор в 2018 году.
Из этого заявления вырос научно-образовательный центр — не нужно путать его со студенческим кампусом, это совершенно разные объекты. Открыли его в 2019 году. И только через четыре года этот центр начал давать первые результаты — об этом сообщал информационный центр правительства области со ссылкой на слова самого Моора.
— На протяжении последних лет в Тюменской области мы целенаправленно предпринимаем шаги по наращиванию нашего научно-технологического потенциала, укрепляем научную инфраструктуру, поддерживаем лаборатории и исследовательские проекты, в том числе участников Западно-Сибирского НОЦ, которые уже демонстрируют первые результаты, — было указано в сообщении.
Уже позже губернатор заявлял о строительстве студенческого кампуса в регионе. Первые проекты готовились еще в 2016 году, пока Моор был главой города. Здание хотели построить в логу реки Тюменки. Позже от реализации этой идеи отказались, а в 2021-м глава области снова заговорил о строительстве общаги для студентов. Выбрали Зареку, но тысячи людей не захотели уезжать из своих домов. И только в 2023 году, под конец губернаторского срока, наконец-то выбрали — оно на Мельникайте, недалеко от Гагаринского парка.
Объект № 4. Коммуникация с людьми
Моор заявлял о необходимости коммуникации с людьми с помощью социальных сетей. И ему завели несколько социальных страниц в социальных сетях, например, в телеграм и ВК.
— У меня до недавнего была более сдержанная позиция (относительно социальных сетей. — Прим. ред.). Времена меняются, статус изменился. Понимаем, что соцсети — это надежный способ коммуникации с жителями, чтобы что-то донести. На моих личных страницах пишутся и публикуются мои идеи. Но пишут сотрудники, — говорил Моор.
Отметим, что в телеграм-канале Моора отключены комментарии и из всего набора реакции доступны только 13 штук. Из «неодобряемых» или тех, которые ассоциируются с негативом, оставлена только одна — «палец вниз». Все остальные носят позитивный характер.
Во «ВКонтакте» комментарии открыты, и жители области могут спокойно высказывать свое мнение под постами губернатора. Сам Александр Моор на возмущенные или одобрительные комментарии не отвечает — за него это делают профильные ведомства, к которым относятся вопросы жителей.
Стратегические проекты
В стратегические мы отнесли более масштабные проекты, которые влияют на всю экономику региона и затрагивают его благосостояние в целом. Большинство цифр представлены официальными данными Росстата.
Объект № 1. Бюджет области
На выполнение социальных обязательств, строительство объектов и другие цели надо хороший бюджет. Рассмотрели его за пять лет, которые Моор провел у руля области.
Все пять лет бюджет был дефицитным — то есть доходы не превышали расходы. Ощутимо просел главный финансовый документ в 2020 году, когда случилась пандемия коронавируса. Огромные расходы зафиксированы и в 2022 году.
Большого роста доходов тоже не было, и бюджет по этому показателю тоже несколько раз проседал. Самые маленькие доходы, опять же, были в коронавирусный год, а самые большие — в 2022 году, несмотря на огромный дефицит. Закрывать его, кстати, планируется за счет займов от частных банков.
Объект № 2. Туризм
По мнению Моора, у Тюменской области потенциал в развитии туризма. Конкретные цифры по росту туристов за пять лет не назывались, но он говорил о росте доли в бюджете по этому показателю.
— Потенциал огромен. Много проектов мы реализуем — проект «Россия — моя история», на «Императорский маршрут» (поездка из Тюмени в Тобольск. — Прим. ред.) приобрели восемь вагонов. Цель развития — экономическая, — рассказывал Моор.
По официальным данным Росстата, с каждым годом количество остановившихся в гостиницах и хостелах растет. В 2018-м эта цифра составляла 776 тысяч человек, а к 2021-му она уже составила 819 тысяч.
Объект № 3. Инвестиционные проекты
Здесь попробуем окунуться в многочисленные цифры, которые могут отражать реальный инвестиционный климат в области.
В России есть рейтинг инвестиционного климата, составляемый АСИ — специальным государственным агентством.
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.
В 2018 году, во время своего первого послания, Моор подчеркивал, что область заняла первое место в этом рейтинге.
— Первое место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата говорит о многом. В 2017 году объем инвестиций в основной капитал показал рекорд и превысил двести девяносто миллиардов рублей. В расчете на одного жителя это намного выше среднероссийского значения — на 80 процентов, — говорил Моор.
И действительно, судя по открытым данным, в 2018 году Тюменская область возглавила этот рейтинг, опередив Москву, Санкт-Петербург и Татарстан, который до этого был лучшим три года подряд. К 2020 году наш регион опустился на 12-е место, а к концу полномочий Моора вновь вошел в пятерку лучших.
В 2018 году государственная поддержка предприятиям составила 439,9 миллиона рублей — тогда деньги получили 108 разных предприятий, в том числе малых и средних. К 2022 году денег стало меньше — 323 миллиона, и получили государственную поддержку 103 предприятия.
А еще в 2020 году Моор подписал распоряжение о создании списка стратегически важных предприятий. Всего в перечень попали 186 предприятий, занимающихся разными видами деятельности: здесь и больницы, и нефтяная отрасль, аквапарк, аграрии и даже колонии. По данным департамента инвестполитики, за два года не закрылось ни одно предприятие из этого списка. Оно и понятно.
Объект № 4. Рост доходов населения
Обращаемся к официальной статистике Росстата. В 2018 году среднедушевой доход жителя Тюменской области составлял 33 003 рубля, а в 2023-м — уже 41 605 рублей. По сути, это рост доходов, но не всё так просто.
Мы посчитали, сколько еды мог купить себе тюменец образца 2018 и 2023 года на среднедушевой доход.
А еще мы не можем не упомянуть о повышении цен на ЖКХ, которые сначала выросли на 14,9%, а потом еще на 9%. По его словам, повышение связано с инфляцией, а также необходимостью ремонта и модернизации сетей. Ну и коммуналка стоила меньше фактической стоимости. От повышения стоимости тюменцы взвыли: платежи оказались огромными. Но власть по этому поводу заявила, что льготным категориям и действительно нуждающимся — помогут, остальные — как-то сами должны справляться.
Объект № 5. Программа «Сотрудничество»
Перед тем как стать губернатором, одно из первых заявлений Моора как раз касалось отношений внутри большой области. Судя по нему, он давал сигнал, что продолжит курс ушедшего тогда в министры Владимира Якушева.
Что за программа «Сотрудничество»? Она работает с 2004 года. По договору между югом области, ХМАО-Югрой и ЯНАО субъекты направляют в общую «банку» часть своих налоговых доходов. Правительство области возвращает часть средств на конкретные проекты на Севере, а также реализует программы переселения из автономных округов в Тюмень.
— На мой взгляд, механизм взаимодействия с муниципалитетами, который был выстроен Владимиром Якушевым, один из самых верных и лучших. Постараюсь также грамотно выстраивать работу с федеральными структурами. Один из важных аспектов — конструктивное сотрудничество с округами: Ямалом и Югрой. В том числе в рамках одноименной программы, — говорил он.
Моор подписывал этот документ в 2018 году, тогда еще с приставкой и. о. Новому губернатору области также придется договариваться с властями ХМАО и ЯНАО — документ действует до 2025 года. Отметим, что, пока мы готовили текст к публикации, руководители регионов продлили действие договора до 2035 года, подписав соответствующие документы на Петербургском экономическом форуме.
Публичных конфликтов по подводу этой программы в общественную плоскость не было, он исполняется до сих пор. Правда, регулярно вызывает спор депутатов облдумы по поводу необходимости и статей расходов.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.