Отправляемся вновь на улицы Тюмени в нашей рубрике «Районы-кварталы». Две недели назад мы рассказали про улицу Осипенко с её непростой историей, а до этого гуляли по Береговой — одной из старейших и протяженных улиц города.
На этот раз мы идем в бывшие Сараи — так называли улицу Малыгина в не столь давние времена. Почему район носил такое имя и как он изменился за полвека, читайте ниже.
Криминальные Сараи
Район Сараи находится в квадрате улиц Мориса Тореза — Республики — Малыгина — Холодильная. Сейчас это квартал, застроенный многоэтажками, но полвека назад это был такой же частный сектор, как сейчас район Степных переулков или квартал у Троицкого монастыря.
Улица Малыгина до 1935 года называлась 5-я Кузнечная. Удивительно, но новое имя улице дал не революционер-коммунист, а Степан Малыгин — исследователь русского севера, ученый-мореплаватель. На Ямале в его честь назван пролив.
В конце 19-го века в Тюмени развернулось кирпичное строительство, а в районе будущей Малыгина как раз нашли много глины. Принялись её добывать. Позже недалеко от будущего медколледжа заработал кирпичный завод. Один из кирпичных карьеров сейчас называется Пруд Утиный.
Так появились кирпичные Сараи — район, где жили люди, добывающие глину и работающие на местных заводиках. Сейчас бывшие Сараи — относительно спокойный район, но в давнем прошлом славился как один из криминальных. Бандиты, мошенники и прочие отбросы общества таились здесь. Есть даже песенка:
— Мы — сарайские ребята
И собой не дорожим.
Угостим свинцовой пулей,
На закуску нож дадим.
Старые газеты рассказывают, как в 1904 году тюменские власти пытались навести порядок. Тогда бандитизм, жуткая антисанитария и обилие нищих доконало всех тюменцев. Особенно боялись сарайских на местной базарной площади (сейчас на ее месте Центральная площадь и здание областной думы), так как они нередко подворовывали лошадей.
О жизни в сараях можно понять из вырезок новостей старых газет:
— В кирпичных сараях был очень большой кулачный бой. Присутствовали в нем и полицейские стражники в качестве зрителей, — гласит новость от 10 января 1898 года.
— 2 июня приехавший в г. Тюмень с дровами кр. Тюменского уезда Егор Чикишев продал дрова, сделал необходимые покупки, а на остальные деньги напился пьяный. На обратном пути он уснул. За Текутьевской мельницей неизвестные злоумышленники своротили его в кусты, где выпрягли и увели 2 лошадей и жеребенка при кобылице, а спящему Чикишеву облили голову дегтем, — писала газета «Тобол» от 7 июня 1907 года.
Как видите, жизнь кипела в Сараях. В январе 1909 года городская дума решила переселить этот рассадник преступности. Предлагали даже льготу на аренду нового места в случае переселения из района. Новые кварталы построили, а район так и остался на месте. Так Сараи и просуществовали до середины 50-х, пока советские власти не начали застройку района современным по тем временам жильем.
Островки былой жизни
Несмотря на то, что за последние десятилетия многоэтажки практически изменили до неузнаваемости облик города, в этом районе всё еще можно встретить островки одноэтажной Тюмени. Первый находится напротив ТЦ «Галерея Вояж». Прямо у самой развязки пролегает маленькая улица Строителей. Порой у домиков можно встретить гуляющих гусей. К сожалению, увидеться с ними нам во время прогулки не удалось.
В доме нет ни воды, ни газа, ни канализации, ни отопления. Сами же жильцы домов у развязки столкнулись с патовой ситуацией — никто не хочет покупать их жилье. Да и просят они тоже немало — 195 миллионов рублей за свои полуразвалившиеся дома.
Земельные участки пыталась изъять городская администрация. Четыре собственника согласились получить деньги и переехать, а вот пяти собственникам размер компенсации не понравился. Теперь сидят и ждут инвестора, который захочет купить их участки за баснословные деньги. Хотя люди признаются, что готовы торговаться.
Женщины с тканями
За деревянными избушками стоят уже многоэтажные кирпичные дома, построенные в 1990–2000-е годы. Часть домов построили в советское время. Например, у знаменитого «Муравейника» раскинулся типовой советский район с детским садиком и школой.
Если раньше Сараи были деревней на краю города, то теперь это сплошные спальные районы, в которых глазу не за что зацепиться. Такие есть везде, хотя... Даже тут мы нашли частичку старой души района. У дома на Александра Матросова, 12 встретили двух женщин, продающих свои изделия ручной работы из тканей. Тюменки любезно показали результат своих трудов.
— Я порой в интернете нахожу идеи и применяю их в творчестве, — рассказывает мастерица Лина Гольцова.
В квартале между улицей Малыгина и 50 лет ВКЛСМ затерялись ещё два островка с частными домами. Пока не было новостей о том, что кто-то из застройщиков засматривается на эти участки.
Кладбище по соседству
Малыгина проходит мимо Текутьевского кладбища. Когда улица была не такой большой, она упиралась в него. Свое название кладбище получило от знаменитого главы Тюмени Андрея Текутьева, чьи предположительные останки нашли в мае в Спасской церкви. Правда, не всегда кладбище так называлось.
Многие приезжие спрашивают, почему в Тюмени кладбище в центре города. Ответ, конечно, прост — полвека назад это был край Тюмени. Кладбище основано в 1885 году. Потом уже была привязка названия к мельнице Текутьева, построенной напротив будущего здания Сибнефтепровода.
Кстати, про мельницу хочется отдельно рассказать. Андрей Текутьев человек был непростой. Везде успел проявить себя. Мы уже рассказывали про его театр, про ремесленное училище, построенное на улице Дзержинского.
Каменное здание мельницы Текутьев построил после пожара, уничтожившего деревянную. Конечно, она получилась не такой красивой, как мельница на Мельзаводской улице, но когда ещё в Тюмени строили пятиэтажные здания?
В советские годы здание мельницы стало производственным помещением сетевязального завода. Затем в конце 60-х случился крупный пожар, уничтоживший строение. Бывшую мельницу разобрали, но имя Текутьева так и привязалось к этому району. Сквер и кладбище получили его имя.
Текутьевское кладбище сейчас находится в, мягко говоря, удручающем состоянии. Внутри территория практически вся заросла, а некоторые могилы разрушены. Да, за ним следят, где-то даже подрезают деревья, но сказать, что кладбище находится в достойном виде, как, например, старинное Заречное кладбище на улице Ватутина, крайне сложно.
Тюменские активисты уже предлагали благоустроить кладбище, чтобы влить его в городскую среду. Сделать дорожки, чтобы тюменцы могли свободно ходить через него с улицы Республики до Малыгина.
Свои идеи основывают на примерах из Европы, где кладбища вписаны город, а не ограждены от окружающих. Только вот эта идея не нашла отклика среди самих тюменцев, которые считают, что «ходить по усопшим нельзя». Только вот никого не смущает, что Текутьевский бульвар тоже был когда-то кладбищенской землей.
Жизнь на Малыгина
Так уж получилось, что на месте бывших Сараев в наше время нашли свой дом люди разного поколения и достатка. Молодые и обеспеченные покупают квартиры в новостройках, которые стоят до 20 миллионов рублей за трехкомнатную, а более старшее поколение продолжает жить в квартирах, построенных ещё в советское время.
Хочется заметить, что инфраструктура района хорошо развита. Здесь есть четыре школы, включая специальную для детей с ограниченными способностями здоровья, и три детских сада, не считая несколько частных.
С одним бывшим корпусом детского сада на Карской, 38 связана одна интересная история. Когда здание передали Тюменскому государственному институту культуры, студентам некоторое время приходилось пользоваться сантехникой, рассчитанной для маленьких детей.
Какой можно сделать вывод, оглядываясь на всю историю улицы Малыгина? Хочется сказать, что прогресс — это благо. Сохранение бывших Сараев не красило бы Тюмень. Конечно, в городе много ностальгирующих по былым временам жителей, но что хорошего в деревне в центре города? Конечно, можете поспорить в комментариях.
Если хотите почитать другие материалы рубрики «Районы-кварталы», воспользуйтесь картой, на которой удобно найти интересующую статью.