Продолжаем путешествие по Тюмени в нашей регулярной рубрике «Районы-кварталы». В прошлый раз мы посещали Тарманы с их торфяными болотами и гуляли по Цареву городищу, которое когда-то называли столицей татарского государства. Теперь мы отправимся вверх по улице Республики, к Свято-Троицкому монастырю. Кажется, что здесь бывал каждый, но вот насколько хорошо вы знаете эту территорию — проверим.
Монастырь возвышается у самого берега Туры на холме. С виду он представляет собой небольшую крепость, обнесенную белой каменной стеной, словно Тобольский кремль. Оказавшись за стенами, вы увидите сам храм Свято-Троицкого мужского монастыря, церковь Петра и Павла и просторный двор, где летом очень зелено и уютно.
Рядом с монастырем простирается обширный частный сектор, который тянется до самого Дома Обороны. Небольшие улочки напоминают район Степных переулков и представляют огромный интерес для любителей зодчества и истории города. Здесь полуземлянки соседствуют с недостроенными коттеджами, а заколоченные деревянные особняки с кирпичными многоэтажками.
Ирония коммунистов
Свято-Троицкий мужской монастырь стоит в Тюмени на улице Коммунистической. Да, здесь явно прослеживается ирония советской власти. После революции коммунисты яростно вели борьбу с религией в Тюмени.
До 1922 года эта улица носила другое имя — Большая Монастырская. Переименование приурочили к пятой годовщине Великой Октябрьской революции. Тогда своих имен лишилась 41 улица города. Так у нас появились проезды Зиновьева, Троцкого и исчезли улицы Крупской и все шесть Царевогородских.
С тех пор монастырь и стоит на Коммунистической улице. Рядом раньше находилась Ямская слобода, а на другом берегу Туры — Татаро-Бухарская слобода, которая нынче называется Старой Зарекой. Она, кстати, тоже особо не менялась целые десятилетия. Это только сейчас там стали возводить Вознесенский квартал.
Сам же монастырь был построен задолго до появления улицы Большой Монастырской и Коммунистической. Первое упоминание об основании монастыря приходится на 1616 год — первые годы после воцарения династии Романовых.
После революции начались гонения на церковь, а после 1945 года власти передали территорию тюменскому водоканалу. Только в 90-е годы священники смогли вернуть себе свою собственность.
Рядом с монастырем сейчас раскинут сквер, где стоит большой памятник святителю Филофею. По соседству работает Тюменское духовное училище, а рядом расположилась скромная церковь христиан — адвентистов седьмого дня — протестантское течение христианства.
Но только монастырем эта территория не ограничена.
Домик с игрушками
Любой прохожий, гуляющий у сквера, заметит деревянный дом с игрушками на окнах на Коммунистической улице. Хозяйка Надежда Терентьева живёт в нем 12 лет. Приехала в Тюмень из Ирбита.
Там она трудилась в лесопромышленности. Когда производство развалилось, женщина поняла, что в деревне делать нечего, переехала в Тюмень и сняла домик у Свято-Троицкого мужского монастыря. Игрушки на окне стали появляться постепенно.
— Я прихожанка Свято-Троицкого храма, и туда приносят игрушки. Иногда их никто не разбирает, поэтому их могут случайно выкинуть. Я вот ими украшаю дом. Всё началось с одной куколки. Как-то в прошлом году в интернете написали, что в доме живут чокнутые. Меня всяко-всяко назвали там, но я с интернетом не дружу — мне легче дров наколоть, — смеется тюменка.
Женщина не очень любит современных кукол и Барби. Своим внукам она дарит пупсиков. Наталья Сергеевна признается, что ей нравится жить у монастыря.
— Люблю, когда звонят колокола. Да, в доме у нас есть только центральное отопление и холодная вода, но я из деревни. Хожу мыться в баню или к сыну. Он недалеко живет, — рассказывает тюменка.
Музей резьбы на улице
Несмотря на то что район заселен очень давно, в основном здесь стоят частные дома. Эту часть Тюмени в народе называют Затюменкой. Границы её пролегают до берега Туры и до улицы Полевой. Северная граница упирается в реку Бабарынку, рядом с которой, кстати, стоят знаменитые болгарские пансионаты. Они сейчас трещат по швам. Южная граница пролегает на месте соединения рек Тюменки, Туры и холма Царева городища.
Рядом с монастырем на Коммунистической — остановка «Музей истории города». Прогуливаясь по ближайшим улицам Димитрова, Садовой и Свободы, понимаешь, что весь этот район можно сделать большим музеем деревянного зодчества. Старые деревянные дома порой так красиво украшены резьбой, что удивляешься, как это не замечал раньше.
В Тюмени часто вспоминают улицу Дзержинского с её домами, украшенными наличниками, или другие районы исторического центра, но территория Свято-Троицкого мужского монастыря стоит внимания любителей истории Тюмени.
Раньше эту часть Тюмени называли Затюменкой — это один из самых старых районов. Здесь много веков селились ямщики. До наших дней из застройки преобладает частный сектор, и только изредка удается найти хрущевки и пансионаты.
На улицах спокойно, и машины ездят нечасто. Правда, не везде хорошо с тротуарами. Особенно после снегопада. Так как эта часть города близка к центру, здесь дороги хорошие, не разбитые. Узкие тротуары пролегают мимо старых деревьев. Растет даже рябина, на которой до сих пор висят ягоды.
Частные дома сильно отличаются друг от друга — есть старые развалюхи, а есть довольно ухоженные современные коттеджи и настоящие дворцы, от вида которых захватывает дух. Сами тюменцы не все знают, что такое есть в городе. Речь идёт о доме на улице Садовой, 5.
Мастерская Рослякова
Что в Тюмени живут самые творческие люди, можно понять, взглянув на начало Садовой улицы. Неподготовленный прохожий даже не поймет, где он оказался, увидев двухэтажный особняк, похожий на античный дворец. Белый фасад украшен многочисленными статуями и колоннами.
По соседству на Садовой, 3 живет не менее интересный тюменец — художник Павел Росляков. Он впустил нас в свою мастерскую, чтобы показать свои работы и рассказать о том, как даже творчество может приносить деньги.
Павла Рослякова застали во время работы. Сейчас он в основном пишет портреты на заказ. Клиентов, говорит, много, поэтому без дела сидеть не приходится.
Мастер рассказывает, что не всегда зарабатывал на продаже картин и скульптур. На закате советского времени создал кооператив по производству резинок для волос. Дело принесло большие деньги.
— У меня кооператив был. «Прогресс» назывался. Резинок для волос вообще в стране не было. Мы делали разные красивые, цветные, пушистые. Рубль пятьдесят стоило. Такие деньжища заработали: машины, квартиры себе купили. Если по тем временам средняя зарплата была 200 рублей, мы в месяц продавали на 100–150 тысяч рублей. Продавали у универмага на капоте. Не было стыдно, — вспоминает Павел Росляков.
Картины у тюменского художника покупают не только жители родного города, но и зарубежные ценители искусства. Очень много клиентов из Китая. Денег, как правило, у них много, и они не жалеют их на картины с тюменскими пейзажами. Заказывают по 10–15 работ. Правда, из-за вспышки коронавируса с заказами возникли проблемы. Также оказалось, что китайцы не очень берут зимние пейзажи. У них белый цвет считается плохой приметой.
Павел Росляков признается, что хотел привлечь к написанию картин и свою супругу. Её рукой даже было создано одно полотно. Правда, на этом всё и закончилось.
— Я её посадил и сказал, чем больше хулиганишь, тем лучше получается. Она взяла и из тюбика выдавила краску, и получилось хорошо. Но её не зацепило дело, зато она продавать картины умеет хорошо. Я пейзажи писал и продавал за 40 тысяч их, а у нее получается их продавать за 100 тысяч. Торговать — это тоже искусство. Вот она этим сейчас и занимается, — смеется художник.
Художник хвастается и работами своего сына Константина Рослякова, который в данный момент уехал выставляться в Москву. Его картины тюменцы могли увидеть в музее Словцова. Вот так на улице Садовой живет целая династия тюменских художников.
Прохожие и гости мастерской по ошибке думают, что соседний дом, украшенный статуями и колоннами, принадлежит художнику, но он смеется и говорит, что там живёт школьный учитель, ушедший однажды в бизнес.
Район Свято-Троицкого мужского монастыря находится в интересном месте. С одной стороны, это исторический центр города, а с другой — есть ощущение, что находишься на окраине — частный сектор с огородами и относительная тишина. Совсем недалеко раскинут район ДОК, с которого мы начали нашу рубрику «Районы-кварталы». К нему ведет та самая Коммунистическая улица.
Если желаете поселиться в этом историческим районе, то с поиском жилья придется попотеть. На сайтах объявлений удалось найти только одно предложение о продаже однокомнатной квартиры в одном из домов. Больше предложений нет.
Остается только гулять и любоваться интересной резьбой на старых частных домах. Район очень тихий и особо привлекателен для тех, кому близка православная культура.
Напоследок хочется сказать, что с 2018 года в Тюмени поднимается вопрос возвращения старых названий улицам. Например, предлагалось вернуть Коммунистической улице, на которой стоит Свято-Троицкий мужской монастырь, старое название — Большая Монастырская. Пока отклика эта идея не нашла.
Стоит ли вернуть название улицы Большая Монастырская?
Если вам интересны материалы рубрики «Районы-кварталы», то можете воспользоваться картой.