20 сентября понедельник
СЕЙЧАС +7°С
Фото пользователя

Дмитрий Велижанин

Активист направления «Деревья городу» экологического движения «Зелёный хоровод»
Фото пользователя

Дмитрий Велижанин

Активист направления «Деревья городу» экологического движения «Зелёный хоровод»
Другие статьи автора

Лучший Генплан Тюмени появился при царе. Колонка Дмитрия Велижанина о нехватке зелени в городе

Экоактивист рассуждает о том, почему Тюмень развивается не так, как другие города

Поделиться

Генплан Тюмени начали разрабатывать еще при Романовых, но сбылось не все

Генплан Тюмени начали разрабатывать еще при Романовых, но сбылось не все

Поделиться

Представляете, в Тюмени должны были появиться большие бульвары! Их закладывали в план города еще при царе. Эколог и активист Дмитрий Велижанин изучил карту Тюмени 1861 года и выяснил, что еще тогда власти планировали делать город комфортным для людей — с садами, парками и бульварами. Почему эти планы не сбылись, тюменец рассуждает в авторской колонке на 72.RU. Далее — от первого лица.

Во время правления Александра II был создан один из лучших генеральных планов Тюмени. В нем наиболее точно отображены существовавшие на тот момент постройки, а также заложено развитие города на столетия вперед.

Я начал изучать все Генпланы нашего города во время кампании в защиту лога реки Тюменки. И выяснилось, что именно этот план — самый подробный, красивый и интересный. Карта 1861 года — это не просто отражение того, какой на тот момент была Тюмень. Там была прописана перспективная застройка — сады, бульвары, мосты, парки, баня и так далее.

Интересно, что в это же время создавались и генеральные планы других российских городов, в том числе Екатеринбурга. В нем были заложены бульвары, как и в Тюмени. Вот только отличия ощутимы полтора столетия спустя. Екатеринбург создал улицы-бульвары. А Тюмень — нет.

Согласно старинному Генплану в Тюмени должны были появиться бульвары. Дмитрий Велижанин отметил их на карте современной Тюмени (справа). Слева — план Тюмени 1861 года

Согласно старинному Генплану в Тюмени должны были появиться бульвары. Дмитрий Велижанин отметил их на карте современной Тюмени (справа). Слева — план Тюмени 1861 года

Поделиться

В Тюмени по генеральному плану XIX века современные улицы Запольная и Профсоюзная мыслились как городские бульвары. Создание бульвара также предполагалось вдоль лога реки Тюменки.

В 1861 году, по мнению Дмитрия Велижанина, был создан Генплан Тюмени, который актуален до сих пор

В 1861 году, по мнению Дмитрия Велижанина, был создан Генплан Тюмени, который актуален до сих пор

Поделиться

Бульваром мы обычно называем широкую дорогу с зеленой пешеходной аллеей между проезжими частями. Таких в Тюмени, увы, практически нет. Современным городам нужен зеленый каркас, его еще называют системой непрерывного озеленения, то есть когда из точки «А» в точку «Б» человек может пройти по озелененной части улиц. В современном городе человеку должно быть комфортно гулять. Именно в плане 1861 года были заложены многие принципы такого комфортного города. Тюмени нужен зеленый каркас

Удивительно, но в Екатеринбурге многие заложенные в царское время принципы были реализованы, и сейчас в плане озеленения есть колоссальные отличия между нашими городами. Кое-где в Екатеринбурге в зеленых зонах до сих пор растут деревья, посаженные в те времена. Получается, что какие-то города придерживались Генпланов, разработанных еще в царское время, а какие-то, например, Тюмень — нет.

Почему? Возможно, сыграл роль человеческий фактор и «культурный код». В XIX веке и Екатеринбург, и Тюмень были уездными городами, то есть районными центрами больших губерний — Тобольской и Пермской. Но в Тюмени, видимо, не нашлось влиятельного человека, который сказал бы, что нам нужны бульвары и мы будем их строить.

Сейчас делать это уже гораздо сложнее. Но зеленые зоны — это главный актив города, его нельзя сокращать. Кажется, что власти это понимают. Еще несколько лет назад Тюмень развивалась как город, удобный для машин. Сейчас выбрали путь города, удобного для людей, и даже начали менять Генплан. Это правильно с точки зрения современных тенденций, жаль только, что их не учли сразу, даже несмотря на то, что эти тенденции были заложены в Генплан города еще 150 лет назад.

Увы, на деле мы не наращиваем зеленый каркас, скорее наоборот. На словах с благоустройством у нас всё хорошо, но по факту — отрезают то тут, то там — в самых ценных участках города, как это произошло со сквером у автовокзала.

Но у нас теперь есть лог реки Тюменки, который удалось уберечь от застройки. Было бы хорошо создать там по-настоящему комфортную зону, точку притяжения всех горожан. Не голый гранит, а зеленый уголок, куда хотелось бы прийти. В конце концов еще в середине XIX века в этом месте планировались проложить бульвары

Генплан Тюмени сейчас как раз меняют. Посмотрите, какие новшества предлагается в него внести. Работать с Генпланом сложно, там много непонятностей, и без подготовки сложно разобраться в том, что меняют.

Кстати, в центре Тюмени есть только одна большая зеленая зона — Текутьевское кладбище. Можно ли сделать там мемориальный парк? Почитайте мнения экспертов. Недавно мы писали о том, что от Заречного парка отрезали участок под строительство.

В последние годы в Тюмени не только вырубают деревья, но и активно их обрезают, часто это делается неправильно, отчего деревья могут погибнуть.

Тюменцы часто жалуются на нехватку парков в центральной части города и в спальных районах. Власти планируют разбить два — но лишь на окраине Тюмени.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

По теме (11)

Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК11
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ5
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Тюмени? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...