В минувшую среду жизнь в Метелёва резко изменилась: взорвался газ. Пострадало не только газовое оборудование тюменцев, но и их дома. Сильнее всего досталось жителям улицы Весенней, где многодетная семья осталась без крыши над головой. Но это не единственные пострадавшие в результате ЧП.
Последствия скачка давления газа устраняются до сих пор. Жители Метелёва, отойдя от шока, теперь гадают, кто будет компенсировать им ущерб после взрывов и пожаров, повреждений оборудования и физический вред. Мы посетили все пострадавшие дома и их жителей, чтобы узнать, как они будут справляться с последствиями случившегося.
Семья без дома
Семья Чистяковых до сих пор разбирает последствия взрыва газа в их доме на Весенней, 20. Именно его разрушение привлекло большее внимание в день взрыва. К дому приехали все спецслужбы города, мэр Руслан Кухарук и журналисты. Пока спасатели пытались обвалить повисшую стену, испачканные кровью пострадавшие рассказывали, как пережили момент взрыва.
Отойдя от первого замешательства, многодетная семья принялись разгребать завалы и выносить из дома ценные вещи, пока не пошли дожди или снегопады. Взрыв разрушил не только одну из стен, но и лестничный пролет. Хозяйка дома Наталья Русакова рассказывает, что до инцидента уехала за продуктами. В доме остались дети женщины с друзьями.
— Нам страшно повезло. Я уже молчу про то, что дом пострадал. Главное, что все живы. Все ангелы-хранители были в бронежилетах, — рассказывает Наталья.
На второй этаж из-за обрушенной лестницы теперь не подняться привычным путем. Приходится лезть через окно. Именно там находились дети тюменки незадолго до взрыва, когда почувствовали запах газа. Они сделали всё, как их учили: открыли окна и вышли на улицу.
17-летняя Таисия Чистякова после произошедшего запомнилась тюменцам как неунывающая девушка с окровавленным лицом. Она говорит, что шокового состояния у нее не было. Ей стало легче, когда узнала, что её сестра Дарья жива, поскольку она за мгновение до взрыва вернулась в дом, чтобы открыть окно на втором этаже.
Она собиралась уже выходить, когда раздался взрыв. Если бы Дарья оказалась быстрее на пару секунд, то взрывная волна настигла бы её на лестничном пролете. Волна пошла снизу вверх, разрушив лестницу со стеной и выбив дверь спальни, окна которой выходят во внутренний двор. Мама Даши считает, что её дочери повезло в том, что она не успела выйти из комнаты.
Но посчастливилось не всем: подруга дочерей, которая находилась в гостях, получила ранение головы. Она до сих пор находится в ОКБ № 2 и готовится к выписке. Раны пришлось зашивать. Это уже не материальный, а физический ущерб человеку из-за неисправности газопровода, считает Наталья Русакова.
Ходить по дому сейчас опасно. Сотрудники МЧС рекомендовали не заходить внутрь, но семья успела с помощью знакомых вынести ценные вещи на улицу, ведь охранять дом сейчас некому. Наталья с грустью смотрит на рисунки на стенах жилья, которые нельзя забрать с собой. После взрыва по ним тоже пошли трещины. Женщина признается, что в первую очередь вывезла из дома свои 5000 книг.
— Мы тут 20 лет прожили. Здесь выросли мои дети. Самое главное, что все остались живы, — заключает Наталья Русакова.
Ущерб пока оценивается, хозяева даже не хотят предполагать, насколько могут затянуться судебная тяжба и ликвидация последствий. Тюменцы уверены, что взорванный дом можно только снести и на его месте построить новый. Восстанавливать нечего — от взрыва покосились практически все конструкции.
Сгоревшая баня бывшего тюменского главы
Чистяковы пока живут у родственников, чей дом тоже находится на Весенней. Авария на газопроводе и их не обошла стороной. Это дом сына бывшего главы Тюменской области Геннадия Богомякова. Скачок давления газа сжег деревянную баню.
«Это не из-за газа!»
Не сумел спасти житель дома на Светлой, 16. Взрыв газового котла сжег все помещения внутри. Хозяин рассказывает, что, когда начался пожар, в доме находились его родственники.
— Дома находились отец и дочь. От взрыва отца отбросило. Дочь успела убежать. К горящему дому подъехали три расчета пожарных, а потом прибыл из начальников службы, поставляющей газ. И с ходу говорит: «Это не из-за газа!» — рассказывает Валерий.
Сейчас мужчина готовит иск на «Газпром газораспределение Север» о возмещении ущерба.
Тепла нет, воды нет... и света нет
На улице Небесной в доме Константина Толмачева загорелся котел. Пожар не нанес серьезных последствий жилью, но из-за отсутствия газа дом остался без тепла и горячей воды.
— Сгорел котел и бойлер. Вроде, обещают компенсировать, но пока ничего не ясно. Дома живет бабушка 1933 года. Подключили обогреватель, потому что дома холодно. У нас весь дом на газу, — рассказывает тюменец.
Тепло в большинстве домов появилось только в воскресенье. Тогда только сотрудники «Газпром газораспределение Север» восстановили подачу газа более 200 абонентам Метелёва. Но до воскресенья жильцам надо было чем-то греться, и они все массово включили обогреватели. В результате не выдержал трансформатор, который вспыхнул в пятницу, через два дня после ЧП. К бедам метелёвцев добавилось отключение электричества.
Константин Толмачев отмечает, что последствия аварии на трансформаторе устранили быстро.
— Электричество сделали за шесть часов. Подогнали времянку, и за двое суток старый трансформатор демонтировали и поставили новый. Вот что бывает, когда есть конкуренция. К сожалению, за газ отвечает у нас в городе только одна компания, — заключает мужчина.
Сгорел котел и у жителей Начальной, 6, что в другом конце Метелёва. Огонь подпалил всё помещение, где располагалось газовое оборудование. Чудом удалось избежать, чтобы пожар не перекинулся в другие комнаты. В доме проживают пожилые люди, но они не захотели ждать, пока им кто-то поменяет котел. В понедельник у них уже толпились рабочие. Запах гари всё еще витал в воздухе.
«Побаловались»
В первый день после ЧП многодетная семья Чистяковых ночевала у Елены Пушиной, живущей на краю Весенней улицы. Ее дом — самый близкий к газовой подстанции.
Женщина говорит, что ее поставили три года назад, и с этих пор она постоянно странно себя вела.
— Три года сифонила подстанция. Постоянно стоял запах газа и газовщики периодически дежурили на месте, — рассказывает Елена Пушинина. — Утром в день взрыва тоже обращались в газовую компанию, но результат мы видим. Потом сидели четыре дня без тепла. Бегали в магазин за горячей водой, так как они запитаны отдельно от нас. Самое интересное — что газовая компания почему-то выставляет, что вина не на ней. Пришли ко мне их сотрудники менять сломанный счетчик и говорят, что руководство им заявило, что это мы «побаловались» с газом, поэтому взорвалось, а не потому что подстанция была неисправна.
В самой же компании «Газпром газораспределение Север» заявили, что служебная проверка выявила бракованную запчасть в системе. Именно заводской брак не смог предотвратить повышение давления и последующий взрыв.
— Комиссией общества установлен факт заводского брака детали пункта редуцирования газа. Принято решения о безвозмездной замене вышедших из строя в результате инцидента приборов учета газа в домах жителей Метелёва. После восстановления газоснабжения и завершения всех необходимых технических мероприятий мы планируем обратиться с претензией к заводу-изготовителю, — рассказали в АО «Газпром газораспределение Север».
Решение о замене поврежденного оборудования принималось три дня. Настоящую причину вывода из строя будут также выяснять следователи. Они изъяли документы, опрашивают свидетелей и назначили ряд судебных экспертиз. Возбуждено уголовное дело по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей.
— Следователями и криминалистами проведены осмотры всех поврежденных домов с фиксацией и изъятием вещественных доказательств, а также приняты меры и скоординированы действия других правоохранительных органов по охране общественного порядка и имущества граждан на месте происшествия, — сообщили в СКР по Тюменской области.
Согласно данным сайта «Газпром газораспределение Север», региональная программа газификации в 2019–2023 годы предусматривает подключение 204 населенных пунктов юга Тюменской области, строительство 1281 км сетей. Газ получат более 28 тысяч потребителей. В 2021 году запланирована масштабная газификация около 2 тысяч домов в Падерино, 300 домов в Перевалово и десятке других населенных пунктах Тюменского района.