Необычное задание про труп, которое получили восьмиклассники из Тобольска на уроке биологии, до сих пор активно обсуждают в социальных сетях и среди педагогов. Новость разлетелась по интернету, федеральным СМИ и даже попала на шоу «Вечерний Ургант». Однако не все отнеслись к необычной задаче с юмором и пониманием.
Мы поговорили с педагогами и узнали, как они относятся к подобным задачам, с какими трудностями сталкиваются и поддерживают ли коллегу — учительницу, которая задала детям этот пример. Мнения разделились.
Задачу на тему «Терморегуляция организма» в соцсетях разместил отец одного из школьников. Вот как звучат условия примера: «В 20:00 вечера был обнаружен труп убитого мужчины. На какое время должно быть алиби у подозреваемого, если известно, что тело отдает тепло 1,5 °C в час?»
«С каждым днем всё сложнее завоевать внимание школьников»
— Нам, учителям, с каждым днем становится всё сложнее завоевать внимание школьников. Чем ребята становятся старше, тем креативнее должны становиться подходы педагога. А что мы видим в данной ситуации? Учитель заинтересовал не только учеников, но и практически все интернет-пространство области. Честно говоря, не понимаю, почему этого педагога ругают. Задача была про мертвое тело. Разве на уроках биологии не изучают процессы жизнедеятельности? Не один ли из этих процессов описан в задании? Истерию создали на пустом месте. И если ее задача — защитить детей, то, боюсь, здесь будет оказана медвежья услуга. Тогда уж нужно будет весь курс анатомии (который как раз изучают в 8-м классе) переписывать: не дай бог, дети дочитают до параграфа о половой системе и размножении. Подобные истории напоминают мне о том, насколько родители стремятся сегодня к гиперопеке над детьми, не понимая, что ничего хорошего из этого не выйдет, — поделился мнением Сергей Алексеев, учитель английского языка из Тюмени.
Аналогичную точку зрения высказала и другой тюменский педагог. Учитель считает, если чего и стоит опасаться, то точно не школьной программы.
— В этих задачах нет призыва ни к чему ужасному. Что такое «труп», подростки знают, более того в соцсетях и на просторах интернета вся информация находится в доступе, вот чего бояться нужно. Если уж у родителей возник вопрос о методах обучения, то задавать его нужно непосредственно учителю и администрации школы, — говорит тюменка.
«Задачу стоило немного видоизменить»
А вот что думает на этот счет учитель истории и обществознания, который работает в сфере образования 13 лет:
— На мой взгляд, задача не плохая, но учителю стоило ее немного видоизменить. Например, составить с подобными же условиями, но про жареное мясо. За какое время мясо остынет до определенной температуры? Сейчас один из трендов образования — это функциональная грамотность, поэтому задачи ориентированные на жизненные ситуации необходимы. По моему мнению, учитель хотел задать интересную и нестандартную задачу, не вижу в этом ничего плохого. А реакция окружающих не всегда однозначна и положительна, всегда есть недовольные.
Искренне не понимает такого ажиотажа к произошедшему и учитель немецкого языка из Тюмени Петр Агеев.
— Глубоко убежден, что всё, что происходит в школе, должно оставаться в школе. В каждом учебном заведении работает грамотный административный аппарат, который и должен решать все возникнувшие внутри проблемы. Школа — это семья, а сор из избы выносить не принято. Слишком интимны внутренние процессы. Любому человеку свойственно ошибаться, даже учителю. Распространение информации в соцсетях и на федеральных каналах может сыграть злую шутку. Школа — не производство, а как бы это странно ни звучало, живой организм. Чуткий и восприимчивый, — уверен мужчина.
«Порой к вечеру не помнишь свое имя»
Не все педагоги считают, что подобные задачи нужно давать подросткам. В этом вопросе они разделяют мнение областного департамента образования. Там такое оригинальное домашнее задание назвали неуместным. Своей позицией с журналистом 72.RU поделилась и учитель русского языка из Тюменского района Светлана Суслаева. Она также отметила, что свои прямые обязанности учителям сложнее выполнять, когда на их плечи ложится множество бумажной работы.
— Считаю, что учитель не вникал в содержательную часть задачи. Да, непомерная нагрузка, бесконечные отчеты и новые тренды образования, которые нужно тут же внедрять, зачастую не дают нам качественно выполнять свои прямые обязанности. Порой к вечеру не помнишь и свое имя. Современные веяния и требования задают для учителя любого предмета высокую планку. Мы должны проверять и перепроверять то, что транслируем, бесконечно обходя «острые углы». Из любого события можно «состряпать» скандал. Да, содержание задачи неоднозначное, но не порочащее честь и достоинство ученика. Когда все участники образовательного процесса находятся в одной лодке, такого не происходит. Когда же родители априори стоят в оппозиции к школе, это и становится возможным, — убеждена Светлана.
Ранее мы писали, что перед тем как предложить ученикам такую задачу для решения, тобольский педагог проконсультировалась с психологом и получила положительный ответ. По мнению специалиста, задача не несет психологической нагрузки для подростков. Однако с ним не согласились представители областного департамента образования. Его руководителей Алексей Райдер в беседе с журналистом 72.RU сказал, что есть другие примеры, которые помогут успешно усвоить школьникам материал. Многие не разделили позицию ведомства и отнеслись к ситуации с юмором. В своем шоу на федеральном канале Иван Ургант пошутил, что всё произошло в «знаменитой 236-й школе имени Дукалиса в Тобольске». Можно ли в принципе решить пример и каким способом, мы подробно разбирали с экспертами: криминалистом, судмедэкспертом и математиком.
Капитан Анатолий Дукалис — персонаж телесериала «Улицы разбитых фонарей».
А что вы думаете по поводу такого нестандартного подхода к изучению школьной программы?