В России АЗС автоматического типа давно уже не новинка: первые появились в Петербурге в 2001 году. Постепенно автозаправки самообслуживания стали открываться в различных населенных пунктах. Дошло это веяние и до Тюмени.
Но, судя по наблюдениям, тюменские водители с опаской относятся к заправкам кустарного типа — топливо здесь дешевле обычного, его разливают из компактных резервуаров.
Как устроена работа таких мини-АЗС, откуда берется топливо и законны ли они вообще — в разборе Екатерины Бурлевой.
Безоператорная АЗС — что это такое вообще
Такая автозаправочная станция состоит из колонки для раздачи топлива, резервуара для его хранения, терминала оплаты и навеса, защищающего от осадков оборудование и посетителей.
Эти АЗС функционируют полностью автономно: тут нет оператора, кассира, охранника и другого персонала. Клиенты сами производят оплату через платежный терминал, сами заправляют свой автомобиль. Считается, что это помогает автовладельцам экономить время и деньги: каждый литр топлива на таких АЗС стоит в среднем на 1,5–2 рубля дешевле, чем на популярных автозаправках известных компаний.
— У АЗС самообслуживания есть несколько ключевых отличий от обычных, привычных всем заправок. Тут нет контакта с другими людьми, что в условиях пандемии очень важно. Еще один немаловажный фактор — это экономия денег. За счет отсутствия наемного персонала можем держать цены ниже, чем у монополистов. Когда мы только запустились, горожане сначала заправлялись пробно на 100–200 рублей. Сейчас уже есть какие-то постоянные клиенты, — рассказал 72.RU Тимофей Глухих, коммерческий директор одной из тюменских АЗС самообслуживания.
По его словам, совладельцы всё равно часто приезжают на заправку. Она хоть и автоматизированная, но всё равно нуждается в постоянном контроле:
— Два-три раза в день приезжаем, потому что могут возникнуть разные ситуации. Может, например, приехать вредитель и разбить экран. Мы должны за этим следить. Всегда открыт компьютер, с помощью которого смотрим, что происходит на АЗС. Через специальную программу мониторим, сколько водителей приезжает к нам заправиться, сколько бензина осталось в баке. Через камеру видеонаблюдения иногда беседуем с клиентами, если у них какие-то вопросы возникают.
Хорошо. А откуда привозят топливо на мини-заправки?
Бытует мнение, что топливо на «заправках для самостоятельных» — сомнительного качества. Но на автоматизированной АЗС считают, что виной всему — плохое топливо на заправках самообслуживания в Зауралье. Там проблемы с качеством бензина на мини-заправках действительно есть. А в Тюмени?
— Некоторые ошибочно считают, что мы покупаем топливо на крупных АЗС и продаем у себя. Нет. Мы просто закупаем бензин там же, где и, например, крупные компании по реализации продукции [до 13:50 10 февраля здесь была указана конкретная компания, которая обратилась с просьбой удалить информацию о себе, так как она не соответствует действительности]. Всегда можем поменять поставщика, если посчитаем нужным, — объяснил Тимофей Глухих.
Откуда такие цены? Алгоритм оплаты на мини-АЗС
Каждый водитель может выбрать способ оплаты — наличными или банковской картой. Но важно учитывать, что в случае расчета банкнотами терминал сдачу не дает. Но как быть, если бак уже заполнился, а сумму закинули больше, чем нужно?
В этом случае терминал выдаст талон дозаправки, который можно использовать в следующий раз, просто отсканировав. Если же водитель выбрал безналичный способ расчета, то разница возвращается ему на карту.
Стоимость бензина на тюменских заправках самообслуживания формируется из трех составляющих — оптовая цена на бензин, доставка и наценка.
— У нас представлен только АИ-92, так как это самый ходовой вид топлива. После новогоднего повышения цен у поставщика мы сейчас работаем в ноль, но пока не спешим повышать цены. Нужно, чтобы заправок самообслуживания в Тюмени было как можно больше. Только так нам всем вместе получится перебить тарифы монополистов, — подытожил Тимофей Глухих.
Это законно?
Как сообщили 72.RU в областном департаменте тарифной и ценовой политики, нет никаких нарушений в том, что на мини-АЗС цены отличаются от цен на других заправках.
— Государственное регулирование цен на топливо не осуществляется, законодательно это не закреплено. Иными словами, организации, осуществляющие реализацию топлива потребителям, вправе самостоятельно устанавливать его стоимость. При этом важно, чтобы темпы роста цен не превышали уровня инфляции. Меры по сдерживанию цен принимаются на уровне правительства. Сейчас ситуация с ценами на бензин считается стабильной, — кратко прокомментировали в ведомстве.
В департаменте также уточнили, что более низкую стоимость бензина на АЗС самообслуживания можно расценивать как маркетинговый ход для привлечения покупателей.
За качеством бензина следят? Кто?
Заведует мониторингом качества топлива на местных заправках тюменский филиал Росстандарта. По данным специалистов этого ведомства, они с разной периодичностью проводят проверки на всех без исключения АЗС нашего города, не разделяя их на виды.
— Жалоб на качество топлива нам приходит достаточно много, с такими обращениями очень сложно работать. Очень затруднительно доказать, что причиной, по которой автомобиль вышел из строя, стало именно топливо с конкретной АЗС. В некоторых случаях сработал накопительный эффект, иногда поломка вообще никак не связана с бензином, которым владелец заправляет свой автомобиль. Как правило, адресно по конкретному обращению мы проводим внеплановые проверки только в том случае, если есть угроза причинения вреда потребителям, и при согласовании с прокуратурой. Это происходит крайне редко, — объяснила 72.RU начальник тюменского отделения Росстандарта Ольга Клинг.
По ее словам, проводятся на АЗС Тюмени и плановые проверки — один раз в пять лет. Особое же внимание уделяют специалисты ведомства нефтебазам. На данный момент претензий к бензину, поступающему оттуда на заправки нашего города, нет.
Что думают об АЗС самообслуживания местные водители?
Тюменские автомобилисты в большинстве своем настроены скептически. И нередко сомнения не перевешивает даже более привлекательная, чем обычно, цена.
— Есть одна заправка, к которой я привык. Она недалеко от дома, и качество бензина там меня вполне устраивает. Поэтому не вижу смысла ехать на автоматизированную заправку: пока буду туда ехать, горючего потрачу на большую сумму, чем в итоге сэкономлю, — уверен тюменец Артём.
Другой местный водитель, Илья, не заправляется на мини-АЗС по иной причине:
— Там только 92-й бензин, а моей машине нужен 95-й. Да и в принципе доверия к привычным заправкам крупных известных компаний у меня как-то больше. Но это мое субъективное мнение, которое я никому не навязываю. Как и не имею ничего против небольших заправок самообслуживания.
Впрочем, не все водители настроены так категорично.
— О необычной маленькой АЗС без кассира я узнала случайно: просто ехала мимо. Решила заправиться там на обратном пути просто из любопытства. Машина после этого на дороге вела себя, как обычно, никаких казусов не произошло. Не могу сказать, что всегда теперь будут заправляться только на заправках самообслуживания, но в целом это удобно и выгодно, — поделилась Ксения.
Вердикт автомобильных экспертов
Вопрос об отношении к мини-АЗС мы задали Сергею Шеридану, председателю гильдии таксистов Тюмени и специалисту службы заказа такси «Дрим-авто».
— Я пока ни разу не заправлялся на такой АЗС, но если подвернется случай — попробую. Но не думаю, что стану заправляться там постоянно: мне нравится, заезжая на заправку, зайти купить кофе или какую-то нужную мелочевку для машины. Впрочем, тюменские таксисты наверняка останутся довольны автоматизированными АЗС, если это действительно быстрее и дешевле. Но всё в любом случае зависит от личных предпочтений. Если со временем АЗС самообслуживания станут популярны, там появятся очереди. И я в таком случае не стану ждать, а просто поеду на другую заправку. Время дороже денег, — считает Сергей Шеридан.
Руководитель ФАР (Федерация автовладельцев России) Максим Ердышов считает, что нет веских причин не доверять безоператорным АЗС: это вполне легальное явление.
— У таких заправок есть все соответствующие разрешительные документы, а более низкая стоимость топлива достигается за счет сокращения части расходов. Дешевле аренда земельного участка для размещения АЗС, не нужно платить зарплаты персоналу и так далее. Некоторые водители относятся к таким мини-АЗС настороженно, но ведь никто их не заставляет там заправлять машины. Думаю, сейчас есть тенденция к увеличению количества безоператорных заправок по стране в целом, — считает Максим Ердышов.
По его словам, топливный рынок — довольно закрытая структура, стать частью которой не так просто.
— Чисто в теории шанс открыть собственную АЗС самообслуживания при наличии достаточной суммы денег есть у всех желающих, но на практике запуск такой заправки сопряжен с большим количеством трудностей и дополнительных расходов, — подытожил руководитель ФАР.
Что думаете про местные АЗС самообслуживания?
Что еще мы рассказывали на автомобильную тематику
Все материалы об автомобилях и всё, что с ними связано, вы всегда найдете в нашей специальной рубрике «Авто». Там мы устроили баттл между незамерзайками, подробно рассказали про отогрев машин в морозы, сравнили, как за минувший год поменялись цены на бензин (стало грустно).
Если вдруг вам скоро получить или менять водительские права — наша шпаргалка вам очень пригодится. Просто и понятно рассказали, как в Тюмени пройти медицинскую транспортную комиссию. И очень рекомендуем посмотреть репортаж, как мы тестировали первый в городе каршеринг: жмите на ссылку.