Авто ТО ли еще будет

ТО ли еще будет

Законопроект о передаче функций техосмотра автомобилей от ГИБДД специальным центрам в эту весеннюю сессию рассмотрит Государственная дума. Это уже не первая попытка депутатов отстранить Госавтоинспекцию от несвойственных ей функций...

Законопроект о передаче функций техосмотра автомобилей от ГИБДД специальным центрам в эту весеннюю сессию рассмотрит Государственная дума. Это уже не первая попытка депутатов отстранить Госавтоинспекцию от несвойственных ей функций.

Кому ТО в руки

Еще год назад в Госдуме был подготовлен законопроект, предполагавший перепоручение техосмотра системе центров, прошедших специальную аккредитацию, что означало подключение к ТО официальных дилеров. Предполагалось, что за правительством останутся лишь право регулировать тарифы на их услуги и надзорная функция, сообщает Slon.ru. На практике это означало бы выдачу талона ТО прямо в дилерском центре после проведения процедуры техобслуживания, стандартной в первые несколько лет для гарантийных машин. Однако тогда законопроект был отправлен на доработку. Сомнения возникли по поводу перечня обязательных работ по техосмотру. Депутаты сошлись на том, что его следует уточнить, чтобы можно было контролировать дилеров и не давать им навязывать клиентам лишние услуги.

Появился и альтернативный проект Минэкономразвития, который предполагал передачу ТО членам саморегулируемых организаций. С такой инициативой выступили в МВД России. Этот законопроект предусматривал передачу техосмотра с 2011 года тем же пунктам инструментального контроля, что существуют и сейчас, но объединенным в саморегулируемые организации. Третий вариант организации техосмотра предложил сам президент. В его указе о реформировании МВД говорится о создании отдельной структуры, которая будет проводить техосмотры.

Активизация депутатов по поводу передачи техосмотра от Госавтоинспекции в частные руки вполне объяснима. Президент России недвусмысленно распорядился в течение шести месяцев представить предложения о передаче полномочий по проведению технического осмотра автомобилей от МВД специализированным структурам. При этом было даже подсчитано, что карманы сотрудников ГИБДД «похудеют» на 10 миллиардов рублей.

По словам председателя комитета Государственной думы по транспорту Сергея Шишкарева, примерно 63% автомобилистов по статистике не проходят реальную процедуру техосмотра. Водители просто покупают талон ТО. Некоторые делают это потому, что не хотят терять время в очереди в ГИБДД. Другие просто знают, что автомобиль проверку не пройдет, и, покупая талон, продолжают ездить на неисправной машине. «Есть несколько моментов, которые может устранить новый закон. Первое – это огромные коррупционные деньги, которые оседают понятно, в чьих карманах. А второе – мы не видим на дорогах по-настоящему исправных автомобилей», – говорит Сергей Шишкарев.

Приветствуют передачу техосмотра независимым от ГИБДД центрам и в Федерации автовладельцев России. «Это положительный момент, поскольку техосмотром будут заниматься квалифицированные специалисты, способные выполнить работу на высоком профессиональном уровне, – считает координатор Московского отделения ФАР Дмитрий Самарин. – Передача техосмотра в частные руки – шаг в сторону общепринятой практики: в странах Евросоюза функции технического осмотра выполняют не полицейские, а специализированные технические структуры». Тем не менее в ведении Госавтоинспекции предлагается оставить контроль деятельности центров по проведению техосмотра. При этом открытым пока остается вопрос, кто будет осуществлять лицензирование в этой сфере.

Еще одним камнем преткновения может стать место проведения и стоимость процедуры техосмотра. Так, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин настаивает на законодательном закреплении определенных условий, при которых граждане сами смогут выбрать место, где они проверят машину. Также он считает необходимым установить максимальную планку цены на техосмотр. Регулирование тарифов в этой сфере должно остаться за государством.

Почти на сТО процентов

Если судить по статистике ГИБДД о результатах проведения государственного технического осмотра в России за год, можно прийти к выводу, что в России ездят чуть ли не самые безопасные автомобили в мире. Как пишет Slon.ru, лишь 8% осмотренных легковых автомобилей в стране были признаны неисправными, и, как следствие, не получили талон техосмотра. Причем ВАЗы, количество заводского брака в которых в несколько раз больше, чем у иномарок, тем не менее, проходили контроль в некоторых случаях лучше, чем иностранные модели. Если же сопоставить эти данные со статистикой других сотрудников Госавтоинспекции, которые занимаются проверками машин на улицах, выясняется, что по дорогам ездит еще 5,2 миллиона опасных автомобилей – вдвое больше, чем регистрируют во время техосмотра. Как результат – 1725 ДТП по причине технических неисправностей в машинах, 351 погибший и 2300 раненных.

При этом, по данным последнего исследования структуры автопарка, проведенного аналитическим агентством «Автостат» в марте этого года, средний возраст легковых автомобилей России составляет 12,9 лет. Аналитики констатируют, что за последний год российский автопарк постарел почти на год. В начале 2009 года аналогичный показатель едва превышал отметку в 12 лет. Если смотреть возрастную структуру парка в региональном разрезе, то наиболее возрастной парк сосредоточен на Дальнем Востоке (17,7 года) и в Сибири (15,2 года). И в эту же компанию попадает Калининградская область, где средний возраст машин составляет 19 лет. Самый же высокий показатель фиксируется на Сахалине (19,1 года). Близки к этой отметке показатели в Еврейской АО (18,9 года), на Камчатке (18,8 года), а также в Магаданской (18,6 года), и Амурской (18,2 года) областях. Почти во всех регионах Дальнего Востока более 40% парка приходится на машины в возрасте свыше 20 лет, а в среднем по России доля машин старше 10 лет превышает 50%.

Формально, критериев, по которым оценивают машины, в России больше, чем в Европе. Система зачетов в нашей стране категоричнее: либо автомобиль признан исправным и получил талон ТО, либо нет. В Европе система предусматривает выдачу талона, даже если замечания к автомобилю имеются, но автовладельцы обязуются устранить их в определенный инспектором срок. Казалось бы, по такой схеме получить талон должно быть проще. Тем не менее, в Великобритании вдвое больше автовладельцев (в процентном отношении) не могут получить талон ТО с первого раза.

Зато ответственности пункты инструментального контроля в России не несут никакой. Совсем другая ситуация в Германии. Там результаты TUV – организации, которой государство делегировало процедуру техосмотра, давно открыты, и на их основе ежегодно составляются рейтинги надежности. Если выяснится, что авария произошла из-за неисправности машины, недавно получившей талон техосмотра, «точке», где проводился осмотр, угрожает внушительный штраф, отзыв лицензии, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.

Тюмень гоТОвится

Свою точку зрения на законопроект высказал генеральный директор СРО НП «Техэксперт» в Тюмени Виктор Никишин. Он предполагает, что будет принят вариант, предложенный Министерством экономического развития, согласно которому функции по проведению техосмотра перейдут в руки саморегулируемых организаций:

– Мы надеемся, что полностью технический осмотр транспортных средств перейдет в частные руки с 1 июля этого года, при условии, что будет принят соответствующий закон. Тогда до 2012 года мы можем работать как частные предприниматели. А после этого срока техосмотр будут осуществлять саморегулируемые организации. Полтора года дается бизнесу, чтобы их создать. После принятия соответствующего закона для создания саморегулируемой организации необходимо будет иметь не менее 100 линеек техосмотра. А это очень проблематично, потому что сегодня мы собираем лишь 25 линеек. Предприниматели неохотно идут. Все привыкли работать, ни за что не отвечая. Думаю, перевоспитаем.

– В России более 50% автопарка – автомобили старше 10 лет. В основном, отечественные. Кроме того, по статистике ГИБДД, 92% машин проходит техосмотр с первого раза. В то время, как в Англии только 70%. Вы уверены, что эти 50% автомобилей пройдут техосмотр, если его передадут в частные руки?

– У нас достаточно много машин ездит по дорогам в буквальном смысле без тормозов – тормозов в голове и в машине. В любом случае эти автомобили и их автовладельцев необходимо отсекать. Когда нам говорят, что «Запорожцы», которым по 20–30 лет, тоже хотят ездить, мое мнение: пусть их владельцы ездят по даче, по огороду. Но если они участники дорожного движения, то без разницы, все машины должны соответствовать требованиям безопасности, хоть шестисотый «Мерседес», хоть «Запорожец» с ушами. Популизм и жалость в таких вопросах недопустимы.

– Насколько изменится процедура техосмотра, когда он перейдет в частные руки? Ужесточится?

– Изменится кардинально и не ужесточится. Из 40 параметров, которые мы сегодня должны согласно ГОСТу проверять, останется только 20. Из этих 20 параметров исчезнет медицинская справка. Это нам, как саморегулируемым организациям, категорически неприемлемо, поскольку мы проверяем автомобиль и не более того. Причем здесь здоровье водителя, мне не понятно. У нас по доверенности может на одной машине ездить 20 человек. Из них только один должен быть полностью здоровым?

Среди 20 параметров техосмотра основными являются: проверка тормозной системы, тормозных шлангов на износ, на что наши инспекторы ГИБДД категорически не обращают внимания. Только в Тюмени есть «Газели», тормозные системы которых не проверяются. Даже в Кургане такого нет. Затем – рулевые наконечники, шаровые опоры, световые приборы. Ксенон по определению не должен стоять в фарах, которые для него не предназначены. Все остальное также будет проверяться, но это второстепенное.

– Сейчас техосмотр – практически государственная услуга. При передаче в частные руки цена за его прохождение повысится? Ведь для бизнеса главное – извлечение прибыли.

– Стоимость изменится в большую сторону. Но это в лучшем случае. Предполагается, что стоимость техосмотра будет в рамках 800–1200 рублей в зависимости от региона. Но хочу обратить внимание, что сейчас цена техосмотра слишком занижена. С другой стороны, с чем сравнивать. Сегодня 253 рубля водитель платит за инструментальный контроль, еще 300 рублей – госпошлина. Прибавим 800 рублей как минимум за медицинскую справку. С этой точки зрения техосмотр даже подешевеет. Но, естественно, он будет дороже сегодняшних 253 рублей.

С другой стороны, если сравнить стоимость левого техосмотра – от двух до пяти тысяч рублей, то экономия как минимум двойная. Поэтому автолюбителю, который подготовил свою машину к техосмотру, бояться нечего. Хотите или не хотите, но штраф за езду без техосмотра увеличили недавно с 200 до 800 рублей. Не каждый уже захочет прокатиться за такой штраф без техосмотра.

– А где гарантия, что деньги, которые утекали в карманы сотрудников ГИБДД, не перетекут в карманы частников, занимающихся техосмотром?

– Создание саморегулируемой организации предполагает образование компенсационного фонда из взносов членов организации. Фонд собирается в размере не менее 750 тысяч рублей с 25 линеек, которые пока могут создать саморегулируемую организацию. Каждая из них вкладывает не менее 30 тысяч рублей. Не дай бог, если выяснится, что одна из линеек выдала левый техосмотр, и по причине неисправности автомобиль попал в ДТП. Средства из фонда выплатят пострадавшим в этой аварии. Поэтому никто не захочет продавать левый техосмотр. Поверьте мне, может быть, в самом начале формирования саморегулируемых организаций в сфере техосмотра и будет что-то подобное, но это до первого несчастного случая.

Контролирующим органом в данной ситуации будет совесть партнера. Это гораздо жестче. Никто не захочет платить за те упущения, которые допускает другой участник твоего партнерства. Если даже это виновника ничему не научит, тогда все документы отправятся для исключения предпринимателя из реестра членов саморегулируемой организации без права в дальнейшем заниматься проведением техосмотра.

– Сколько в Тюмени линеек техосмотра, и сколько их должно быть, чтобы не создавались очереди?

– Насколько я помню. было 11 линеек, из них соответствующих всем требованиям только четыре. По стандартам, на каждые 10 тысяч автомобилей требуется одна линейка. В Тюмени и Тюменском районе зарегистрировано около 230 тысяч транспортных средств. Значит, в Тюмени должно быть 23 линейки, чтобы не возникало очередей.

P.S. Как сообщили в ГИБДД Тюменской области, в этом году в ряде регионов стартовал эксперимент по передаче техосмотра в частные руки. «О его результатах говорить пока рано, поскольку еще недостаточно информации, которую можно было бы проанализировать и сделать выводы об эффективности такой системы. До окончания эксперимента не стоит ожидать полной передачи техосмотра предпринимателям», – заверил начальник региональной Госавтоинспекции Геннадий Лоточкин.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем