Отдохнуть в России — легко. Отдохнуть в России с умопомрачительными видами — еще легче. Житель нашего города Евгений Рубе умеет и практикует такие трипы. То на байдарке по извилистым горным рекам прокатится, то отправится с семьей на недельное автомобильное путешествие по красочным местам Башкирии. В этот раз он поехал с 14-летним сыном покорять высшую точку Уральского хребта — гору Народную. Как это было — читайте ниже. Далее — от первого лица.
Идея этого похода родилась еще зимой. Я посмотрел на своего взрослеющего сына-коня, который в неполные 14 лет обогнал меня по росту, и подумал: «Евгений, это твой (последний) шанс. Сына уже можно грузить по полной физически и он еще тебя слушает, а через год пошлет куда подальше с такой затеей».
Маршрут? Конечно же, Приполярный Урал. Там нет медведей и есть высочайшая точка Уральского хребта — гора Народная (находится на границе Республики Коми и Ханты-Мансийского автономного округа). Ну и главное — сам я был там несколько раз, всё знаю. Нет, сын не обязан быть похожим на меня, и я точно знаю, что походы — это не его, он вообще всем своим генетическим кодом, от внешности до мозгов, по маминой линии пошел, но я так хочу. Пусть увидит то, чем живет его отец. Вот после этого пусть говорит: «Мне не нравится». Не заочно. Пусть потопчет сначала уральскую болотную тундру, поймает своего килограммового хариуса, погладит северного оленя за ушком, посмотрит сверху на окружающие горы — потом пусть и рассуждает.
Пусть побывает. А там... жизнь длинная, он молод и с мозгами, в принципе, сердце за его будущее не болит. Пожму ему по-мужски лапу на вершине и как-то внутренне отпущу на волю.
Поехали!
Почему такой маршрут? Ответ прост. Это, можно сказать, классика спортивного туризма. Север. Настоящие горы. Тундра. К иной «классике» из этой я бы отнес Алтай, Кавказ, Прибайкалье... Приполярный Урал — наверное, чуть суровее вышеописанных мест, но там я бывал несколько раз и всё там знаю. Алтай и Кавказ немного не люблю именно из-за меньшей «суровости» и, если хотите, попсовости. Но для старта в спортивный туризм подходит всё.
Организатором похода выступил я лично. Специально искал сыну компанию. Нашелся еще один отец — походник из Тюмени с сыном Платоном 11 лет. И еще к нам присоединилась группа из Томска, мама с дочкой 16 лет и их знакомый 16 лет. Итого 7 человек.
За 6 дней мы прошли 70 км по горам и тундре. Из них 45 — под рюкзаками. Мой весил около 25 кг, у сына — 15 кг. По мере поедания запасов рюкзаки «худели». Есть такая старая туристская шутка: смысл спортивного экологического туризма в том, чтобы набрать побольше еды, унести ее подальше, там съесть и, переработав через себя, удобрить почву в труднодоступных районах Родины.
Налегке было 25 км маршрута — это выходы на гору Народную и озеро Падежаты.
Сезон, в силу определенных обстоятельств, выбран был в этот раз не самый удачный. В июле еще нет ягод, но всё еще есть тучи гнуса. Насекомые немного нас достали. После 10 августа в тех краях наступает рай — еще тепло, нет мошки и есть морошка. Много. Вкусная.
Как добраться?
Прямого поезда до тех мест из Тюмени нет — надо ехать с пересадкой в Кирове. Суммарно дорога занимает двое суток. Плюс шестичасовая заброска в горы на «Урале» — машине с будкой. Эта поездка уже сама по себе то еще приключение. Первые три часа ощущение, что едешь в стиральной машине. Отдельный аттракцион — переправа через реку Кожим на вахтовке. Глубина примерно по пояс, и ты таранишь на машине эту мощь стремительной воды.
На реке Кожим еще пару десятилетий назад мыли золото, а кварц добывают и сейчас. Красивые кварциты там прямо под ногами валяются в большом количестве.
А жить где?
На Приполярном Урале, это, кстати, национальный парк Югыд Ва («чистая вода» с языка манси) есть несколько приютов для туристов. Есть и принадлежащие непосредственно нацпарку, и база «Желанное» — это бывший поселок геологов. Это не отель, а именно турбаза — условия проживания от совсем спартанских до условных 2* (но скорее 1,5).
База «Желанное» служит приютом для туристов с детьми (и таких там немало). А также просто как жилье для менее спортивно подготовленных людей, не желающих жить в палатках. Особенно людно там бывает в непогоду. А она на Приполярном Урале — норма. В середине августа запросто может разыграться небольшая метель... А на следующий день будет жарить +30.
В ненастье сбегаются на базу все туристы с окрестных гор, чтобы хоть как-то укрыться под крышей, хоть втроем на одной кровати, хоть в бане. Главное — крепкие стены и крыша над головой.
Гора Народная
Народная — невысокая и несложная гора. Но при всей своей невысокости, всего 1895 метров, она является высочайшей точкой всего Уральского хребта и обозначена на абсолютно всех картах России. Таким образом, мой сын всегда сможет ткнуть пальцем в карту и сказать: мой единственный поход в жизни был здесь, и я стоял на ее вершине. Будет ли этот поход единственным? Интрига. Время покажет.
Да, он всё время ныл: «Какого лешего я здесь делаю? Какой в этом смысл — весь день тупо идти? В чем вообще прикол?» Острых ощущений еще добавляла мошка, которой было очень много.
При подъеме на Народную он всё-таки несколько раз искренне сказал: «Красиво». Я это собственными глуховатыми ушами слышал. Я видел горящие глаза. Они с Платоном от души побесились на снежниках (во многих местах Приполярного Урала снег не тает круглогодично) в самый разгар лета.
С рыбалкой не очень повезло в этот раз, но одного хариуса Ромка таки действительно сам вытащил и признался мне, что да — это было азартно! Харьюзёнок-то хороший был, под килограмм.
А что по деньгам?
В первую очередь билеты в обе стороны на взрослого и школьника обошлись в 22 тысячи рублей. Заброска до базы «Желанное» (это старт и финиш похода) — 2 тысячи рублей с человека в одну сторону. То есть всего 8 тысяч — на меня с сыном.
Сборы национального парка — с меня 1,5 тысячи рублей, дети бесплатно. На питание примерно ушло от 3 до 5 тысяч на всю поездку.
Итого мы потратили около 35–40 тысяч рублей.
Конечно, важно понимать, что снаряжение тоже стоит своих денег. Полная экипировка на человека в подобный поход обойдется в сумму от 40 тысяч рублей и до бесконечности. Это палатка, коврик, спальник, одежда, обувь (важна категорически), дождевик и прочая мелочь.
При этом экипировка штука такая — в среднем комплект полностью обновляется раз в 3–5 лет. Палатка может и 10 прослужить. Поэтому сумму стоимости снаряжения можно включать в общий расходник лишь условно.
Я с сыном очень редко общаюсь дома, он замкнут, да и я сам не большой болтун — я писатель. Оттого и кажутся эти моменты редкого, но плотного общения особенно важными. Вот так, положа руку на сердце, у меня вряд ли наберется много совместных воспоминаний с моим отцом. А разговаривать мы тоже никогда по душам толком и не умели. Ну, может, изредка, уже позже, когда я стал взрослым. Пусть у Ромки будут эти воспоминания. Да и опыт никто не отменял!
Я всегда утверждаю: никогда заранее нельзя знать, где и как может пригодиться ранее приобретенный опыт. Пробуй себя везде! Это дает как минимум кругозор, 3D-картинку мира. Ромыч у меня в этом году побывал и во «вражеских» Риге с Берлином и увидел там обычных людей, таких же, как он. Увидел и Киров, и Уфу с Магнитогорском, и почти доехал до Воркуты, узнал о существовании города Инта и побывал в настоящем туристском походе и покормил собой северную мошку. Пусть видит мир во всём его многообразии. Мир — он разный бывает.
А на вершине Народной я всё же пожал его руку и испытал свой кусочек счастья — мой сын там стоял со мной. И мне всегда будет что вспомнить с ним.
Наши читатели любят рассказывать о своих поездках, далеких и близких. А мы рассказываем вам про их впечатления. Почитайте, какая красота есть на Урале всего в 500 км от Тюмени — на озере Тургояк. Совсем недавно мы писали историю тюменки Светланы, которая исполнила свою давнюю мечту и побывала в городе на Босфоре — Стамбуле. А вот здесь можно окунуться в эту прекрасную историю про путешествие в Узбекистан.
Куда еще можно поехать в отпуск из Тюмени
А как вы отдыхаете с детьми?
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.