Этот год многим запомнится жуткими ДТП на трассах, когда сгорали заживо люди (в том числе и подростки) и разбивались многодетные семьи. Таких страшных аварий не было давно. Мы решили обсудить проблему с руководителем тюменской ГИБДД Андреем Миллером. Он рассказал, что изменилось на наших дорогах, есть ли проблемы с самокатчиками, как работают с любителями погонять ночью по городу и какие новые камеры нам поставят.
— Читатели жалуются, что в центре города по ночам не видно экипажей. Людям не нравится, что по центральным улицам ездят гонщики, а иногда еще и с модифицированными глушителями, с громкой музыкой.
— А я скажу, что мы работаем. Эта проблема есть, она больше актуальна в весенне-летний период. Понимаем, что гоняет категория молодых водителей, иногда и таких, кто не имеет водительского удостоверения. Места, где это происходит, нам известны. Если речь идет о каких-то встречах автолюбителей, как раньше было на парковке у Технопарка, то собственники объектов принимают решения. Например закрывают их. Еще мы изучаем практику и опыт других городов, например, есть камеры, оснащенные датчиками шума. Думаю, и у нас они появятся, это просто вопрос времени.
Выезжаем, привлекаем. И не просто составляем административный протокол, и всё, а работаем дальше. Составить протокол очень легко, и этого нарушителя в глаза никто не увидит, он оплатит свои 500 рублей или тысячу. И всё. Нет, мы идем к нему домой (некоторые родители даже не знают, что их дети такое вытворяют), беседуем, идем в школу, в СУЗ, в высшее учебное заведение. Собираем всю параллель, включаем видео из интернета, показываем, как студент безобразно себя ведет. И делаем так, чтобы виновник встречи тоже там присутствовал. Никто не отменял общественное порицание, это же неприятно.
— А какие нарушения чаще фиксируете?
— Три года подряд мы всё больше выявляем родителей-водителей, которые перевозят детей с нарушениями. Вроде бы и кресла есть, и штраф большой за их отсутствие, а нарушений меньше не становится. Большинство нарушителей просто не хотят до конца доводить то, что должно. То есть они купили кресло, но такое чувство, что не для ребенка, а для меня и для инспектора. А то, что оно не зафиксировано, что не по размеру, что ребенок не пристегнут, родителей иногда не беспокоит.
Мы начинаем задавать вопросы, а мама отвечает, что не может из-за плача или истерики усадить ребенка по правилам. Но у меня тоже двое детей, старшей 12 лет, она уже прошла через это, и сейчас едем и в любой машине, даже в такси, она ищет ремень, чтобы пристегнуться. Младшей чуть больше четырех лет, она садится в кресло и ждет, чтобы ее пристегнули. И тоже, когда едем на дальние расстояния, она плачет. Но говорим с ней, объясняем. А как по-другому?
Когда выезжаешь на ДТП с детьми и видишь эти трагедии, а у нас из девяти погибших детей восемь были пассажирами, становится невыносимо больно. Некоторые родители на дороге даже не хотят думать о безопасности, им просто хочется побыстрее добраться из одной точки в другую. Они даже не боятся штрафа в 3000 рублей, а со скидкой всего полторы тысячи рублей. Некоторые родители не понимают, что через пять лет у его ребенка не будет ответственности за то, что он не пристегнулся. А это его жизнь, это его безопасность. Сегодня он не пристегивается в машине у родителя, который должен быть для него авторитетом и примером, а что он будет делать потом? Ездить непристегнутым за рулем, и своих детей так же будет перевозить. Это проблема.
— И как бороться с этой проблемой?
— Я, когда иду в образовательное учреждение, у меня есть требование, чтобы вся параллель была. Да, шумят, тяжело, но результат от таких бесед есть. Пример моей семьи: мы с супругой дочку в начальную школу водили и встречали оттуда. Когда поняли, что она может ходить сама, прошли маршрут от дома до школы с ней. По пути разобрали все дорожные ловушки: где нужно остановиться, почему телефон во время пути надо убрать в карман, почему нужно снять наушники, обсуждаем, почему она, например, обошла машину сзади, ведь это опасно. Мне это важно как родителю. Сейчас у нее следующий этап, она сама ездит еще и на дополнительные занятия. Это несколько остановок на автобусе. И я с ней ездил, всё показывал и рассказывал: что в автобусе не нужно смотреть в телефон, нужно держаться за поручни, как заплатить, как выходить, что нужно проверить, что всё в порядке. И большая часть родителей делают то же самое.
— Электросамокаты. Сезон уже закончился, но, кажется, от этого мало кому легче. Как вы оцениваете ситуацию с самокатами? Становится лучше? Пешеходы жалуются, что они всем мешают, носятся, ездят по несколько человек на одном этом двухколесном транспорте, устраивают аварии.
— С марта изменились правила по самокатам, урегулировали некоторые моменты. Все проблемы нужно решать цивилизованно, постепенно, системно и комплексно. Есть много мнений по поводу того, нужно ли самокаты регистрировать, ставить на учет, нужно ли выдавать водителям права, страховать их. Я знаю точно, что лица, которые хотят их использовать, должны знать и понимать — это источник повышенной опасности. И должны знать правила дорожного движения. Те, кто садятся на самокат вдвоем, а иногда и втроем, поступают неправильно. Есть и другая проблема — когда дети берут их напрокат, заходя под чужим аккаунтом, несмотря на то, что им запрещено пользоваться электросамокатами. Знают ли родители, что они так поступают? Сейчас шеринговые компании стали закрывать доступ таким профилям.
В этом году Госавтоинспекция начала пресекать нарушения, связанные с неправильной ездой на самокатах. С августа зафиксировали больше 360 нарушений. Только не нужно думать, будто сотрудник Госавтоинспекции выходит в парк или сквер и там работает. Нет. Инспекторы, например, работают на перекрестке Республики — Мельникайте, и если видят там человека на самокате, который нарушил, то пресекают.
Чаще всего горожане не спешиваются с транспортного средства, когда переходят дорогу. За это полагается штраф в 800 рублей. Первое время люди очень удивлялись, что их начали привлекать за это. Еще из популярных нарушений — езда на самокате по несколько человек, и реже езда в состоянии опьянения. Создаем обстановку нетерпимости к управлению на самокате с нарушениями, чтобы человек садился и понимал, что какие-то вещи противозаконны.
— Читателям всегда очень интересно, где появятся новые камеры фиксации нарушений ПДД. Определены уже эти места?
— Вопрос не новый. Все пытаются запомнить, где же камера, чтобы в этом месте не нарушать. И действительно, уже доказано, и мы видим по своей статистике, что в местах, где появляются камеры, аварий становится меньше.
У нас есть такое понятие — место концентрации ДТП — это участок, где произошли сразу несколько аварий. Таких у нас в области 43. И очень важно эти участки купировать и сделать так, чтобы камеры там влияли на оздоровление обстановки. И так было всегда. Поэтому камеры появятся там, где это будет нужно. А где они появятся — это гибкий вопрос, он живой. Мы недавно обсуждали вопрос о том, что на федеральных трассах аварии совершаются там, где нет камер. Конечно, нам нужно реагировать. У нас стационарные камеры стоят в определенных местах на федеральных дорогах, и водители понимают, что тут на участке нужно соблюдать правила, а потом едет как хочет.
Люди должны понимать, что сейчас вопрос не в штрафах, а в том, что есть эти проблемные участки, места концентрации аварий. И, не закрыв эти необходимые места камерами, в других местах они не появятся.
— В этом году на трассах были страшные аварии. Как в целом обстановка, почему в этом году было много смертельных ДТП?
— В целом нужно понимать, где они происходят и какие виды ДТП, что влияет. Постковидные, ковидные времена, СВО, частичная мобилизация, геополитическая обстановка в стране. Если раньше многие летали, например, в тот же отпуск за границу, то теперь отдыхают в стране. А многие еще и пересели на авто, и, например, на тот же наш юг уже едут на машине, плюс еще путешествуют по близлежащим региона. И в целом сейчас изменилась логистика, увеличилась нагрузка, интенсивность трафика, в том числе и грузового. К тому же у нас транзитный регион. Также мы отмечаем, что сейчас начали активнее использовать альтернативные пути объезда. Недавно у нас на одном участке была авария с летальным исходом, а там ДТП не случалось с 2017 года. Много транспорта, все пользуются навигаторами и если видят, что по объезду, например, можно быстрее проехать, то используют его. И участок, который много лет считался безопасным, становится опасным. К сожалению, есть примеры, на которых мы видим недоработки.
— А будут ли камеры усовершенствовать, учить фиксировать новые нарушения?
— В этом году в Тюмени установили камеры, которые фиксируют непредоставление преимущества пешеходам. Такими новинками оборудованы три нерегулируемых пешеходных перехода: у дома № 37 на улице Перекопской, у домов № 84 и № 207а на улице Щербакова. С февраля уже зафиксировано 1002 нарушения, то есть такое количество раз только на этих трех зебрах водители не пропустили человека, переходившего дорогу.
— Горожане спрашивают об участке объездной, на который распространяется «городское» ограничение скорости, — то есть 60 километров в час. Людей интересует, нет ли планов по изменению скоростного режима, всё-таки это трасса, а не городская улица.
— Объездная будет меняться. Сейчас установлено городское ограничение в 60 километров на объездной от ТЭЦ-2 до Московского тракта. Людям стоит знать, что все решения принимает собственник дорог, а не Госавтоинспекция. В прошлом году увидели, что небольшой участок был поражен авариями, и мы вместе с собственниками дорог вынуждены были ограничить скорость, чтобы снизить аварийность. Это трасса, и те, кто едут транзитом, должны были понимать, что едут по городу.
Недавно этот вопрос поднимался, и мы обсуждали, что будет разрешено там ездить со скоростью выше, но только при наличии видеофиксации. Думаю, до конца года это будет решено.
— Есть вопросы по организации проезда по кольцам на объездной. Например, при въезде с улицы Федюнинского прерывистая разметка разрешает перестроение из крайнего правого ряда (предназначенного только для поворота направо) в средний ряд кольца. Из-за этого замедляется проезд, и в итоге мы получаем постоянные заторы. Планируете ли решать эту проблему?
— Изучим вопросы, разберем на рабочих встречах. В прошлом году вводилась в качестве эксперимента новая разметка на кольце Мельникайте — Широтная, но она не зашла. Есть кольцо, и если соблюдать правила, то будешь быстро проезжать.
Водителям стоит помнить, что кольца сделаны для того, чтобы не было светофоров, и, подъезжая к ним, нужно понимать, куда вам нужно ехать, и заблаговременно занимать нужную полосу и двигаться по ней. А у нас людям зачастую лишь бы побыстрее проехать, а потом начинают перестраиваться, создавать заторы.
Мы же не можем запретить ездить, нужна альтернатива.
Нам нужно время, чтобы поизучать вопрос в части разметки и посмотреть, что еще можно предпринять.
— И еще один вопрос про кольца, но теперь на Ямской. Читатели жалуются, что там гоняют, а инспекторы не реагируют на это. Им интересно, когда на этом кольце будет тишина.
— Тут нужно смотреть с точки зрения технических средств регулирования. Мы изучим вопрос и, может, что-то дополнительно сделаем. Возле каждого перекрестка или на каждом кольце экипаж не поставить. Инспектор может оформлять пьяного водителя и потом с ним несколько часов проходить медицинское освидетельствование. И что, инспектор должен бежать через газон кого-то ловить? Нужно же современно подходить к вопросам.
— Читатели отметили, что раньше на трассе Тюмень — ХМАО на участке от регионального центра до Ярково инспекторы стояли редко, а сейчас на развороте на Ембаево они стоят буквально сутками. Почему так?
— Всё очень просто. В Ярковском районе у нас в этом году произошло 39 ДТП, в которых погибли 10 человек и 62 получили травмы. А в прошлом году за этот же период там погибли три человека и 48 получили травмы. Увеличение смертельных случаев. Ситуация на дорогах изменилась. И то, что там стоят сотрудники, это значит, что мы видим проблему и реагируем на нее.
— Теперь о наболевшем. Общественный транспорт. Люди, которые пользуются маршрутками, знают, что в часы пик в них иногда даже не влезть. Раньше в каждой маршрутке висела наклейка, на сколько мест она рассчитана, сейчас наклеек не видно. Как-то работаете с соблюдением правил перевозки пассажиров в общественном транспорте? А то есть ощущение, что за годы ничего не изменилось.
— По пресечению нарушений водителями общественного транспорта мы работаем. Акцент делается на областной центр, просто потому что здесь больше автобусов и маршруток.
А теперь давайте смоделируем ситуацию. Останавливает инспектор такую маршрутку, например, на улице Республики и начинает водителя привлекать к административной ответственности. Это примерно полчаса. Потом выяснится, что у этого водителя есть неоплаченные штрафы, инспектор должен везти этого водителя в суд. Нужно разбилетить пассажиров, все выйдут. Около 80% пассажиров скажут, что плохой инспектор, а не водитель, который так перевозит людей.
Мы больше работаем на конечных, чтобы как раз минимизировать такие социальные явления. Плюс в салонах есть камеры, собственники и владельцы, в городском департаменте дорожной инфраструктуры и транспорта дают этому оценку. И владельцы транспортных средств должны видеть, как ездят их сотрудники, и если везут переполненный автобус, то собственник должен тоже как-то реагировать на это.
Многие скажут, что ситуация с общественным транспортом в городе не меняется, а я вам скажу — меняется. Выделенные полосы, расписание, регистраторы. Люди же не видят, что этот водитель, который работал у одного собственника, откуда его уволили из-за нарушений, он потом пытается искать работу у других собственников, обслуживающих городские маршруты. Я сам иногда езжу на автобусе с семьей в том числе и вижу, что ситуация с общественным транспортом меняется в лучшую сторону. Автобусы новые, современные, кондуктор, кондиционер летом, а зимой обогрев.
— В этом году власти сказали, что ГИБДД будет помогать ловить уклонистов от армии. Это так?
— Задач много, функций много. Нужно понимать, что всех водителей проверяют по существующим базам. Всё в рамках закона.
— Не всем нравится, что если пожаловаться на нарушителя можно дистанционно, то потом нужно приезжать в ГИБДД для дачи объяснений, а в некоторых случаях и в суд. Это не планируется изменить?
— Пока только так, это законно и правильно. И так должно быть, другого инструментария у нас пока нет. Да, нужно приехать дать пояснения. Законодательно всё верно. Возможно, появятся другие алгоритмы.
— Люди спрашивают, что делать, если ночью во дворе сработала у кого-то сигнализация на автомобиле и ее долго не выключают. Жалуются, что ГИБДД не приезжает.
— Это не к нам. В домовые чаты пишите. В патовых ситуациях люди, конечно, нам звонят, но сотрудники могут только позвонить собственнику, если его телефон есть у нас в базе. Обращения такие есть, но люди не понимают, что не всё, что связано с машинами, это в ГИБДД.
— Горожане жалуются на родителей, которые, чтобы забрать своего ребенка со школы или из детсада, иногда брезгуют правилами дорожного движения и паркуются как попало. Мы получили сообщения о том, что это происходит в центре у школы на улице Советской, у детсада в Березняках. Получается, что родителям просто лень идти от дальних парковок. Как с ними бороться?
— Эти нарушения совершают родители, соответственно, можно поднимать эти вопросы на родительских собраниях и говорить им в глаза. Эти нарушения совершают родители, мы несем службу у детских учреждений, кого-то привлекаем, занимаемся профилактикой.
Другие интервью
О проблемах приемного отделения ОКБ № 2, куда попадают с тяжелыми травмами, мы разговаривали с руководителем Антоном Терехиным. Почитайте, какую зарплату получают врачи отделения, с какими проблемами тут сталкиваются и с какими болезнями сюда лучше не приезжать.
О скромной зарплате пожарных нам рассказал руководитель областного МЧС Артур Хачатрян. Также мы обсуждали лесные пожары, горевшую Успенку и строительство новых пожарных частей в Тюмени.
Проблемы школьного образования мы обсуждали с Ольгой Тороповой, заместителем руководителя городского департамента образования. Она рассказала, что в школах появится оружие, об исключении нескольких предметов, которые раньше были обязательными, и о нехватке учителей.