Авто Дороги и транспорт интервью «Это мы отняли жизнь человека». Откровенное интервью начальника ГИБДД о ситуации на дорогах Тюмени

«Это мы отняли жизнь человека». Откровенное интервью начальника ГИБДД о ситуации на дорогах Тюмени

Александр Селюнин — о смерти детей в авариях, резонансных ДТП и коррупции в органах

Александр Селюнин

Обновлено: это интервью записано в августе 2020 года — тогда еще Селюнин возглавлял областную ГИБДД.

В июне 2022 ему вынесли приговор за получение взяток. Мы решили вспомнить этот большой разговор с тогда еще действующим руководителем ГИБДД и то, как он отвечал на вопросы про аварийность и коррупцию в органах. Тогда он говрил, что, давая взятку, сотрудника полиции провоцируют на то, чтобы он ее принял.

Александр Селюнин полтора года возглавляет тюменскую Госавтоинспекцию. Мы пригласили силовика на интервью, чтобы поговорить о палочной системе, коррупции в органах, влиянии карантина на дорожную обстановку в городе. Обо всём этом и не только — в большой беседе с корреспондентом 72.RU Анной Яровой.

Об отношении водителей к сотрудникам ГАИ

— Мы освещали мероприятие «Безопасные дороги» и заметили, что водители не очень хорошо (мягко говоря) реагируют на такие рейды. Почему у автомобилистов такое негативное восприятие инспекторов? Они привыкли нарушать?

— До сокращения штата, когда сотрудников было много (штат уменьшали несколько раз, последний раз — в 2018 году по решению министра МВД. — Прим. авт.), остановки водителей на дорогах были нормальным явлением. Раньше могли и десять раз остановить. Когда на дорогах меньше сотрудников, то шанс, что тебя проверят на дороге, — минимальный. Времена меняются, законодательство совершенствуется, и граждан меньше наказывают. У людей ассоциация, если сотрудники вышли — то это для того, чтобы оштрафовать. Но если нет нарушений, то и штрафов не будет.

Все говорят, что мы такие-сякие, нам лишь бы наказать. Нет. В идеальном обществе, если мы не будем нарушать, то и ДТП, наверное, не будет. Все аварии из-за чего: выезд на встречную полосу, непропуск пешехода, превышение скорости, переход дороги в неустановленном месте. Всё это провоцирует аварийность.

«Все скажут, что вот он сидит там в кресле и рассказывает про то, как надо ездить и как не надо. Но я начальник ГАИ и я за это отвечаю»

Пока горе не постучится в двери людей, они не осознают серьезности последствий ДТП. Каждый день видим, что происходит на дорогах: вчера человек еще общался с родными, отмечал праздник, разговаривал с детьми, а сегодня его уже нет. И по сути это мы отняли у него жизнь. Мы где-то недоработали. Я с себя ответственность тоже не снимаю. Пытаемся всех призвать соблюдать ПДД, но это, наверное, нереально. Когда гибнут дети, испытываешь такое... Это не шок, это — хуже. И переживаешь это раз за разом. Всё через себя пропускаешь.

Из-за пандемии коронавируса интервью пришлось проводить в масках

— Много негатива выплескивают на инспекторов?

— Много. С утра люди вышли на линию, останавливают кого-то, и водитель сразу высказывает сотруднику свое недовольство. У нас водители часто провоцируют инспектора на конфликт. Когда подходишь к машине, спрашивают: «Причина остановки? Что я нарушил? Что я не так сделал?». Почему такое восприятие? Ну остановил инспектор, проверяет документы, а, может, вашу машину угнали и за рулем едет кто-то другой? Все же думают, что плохое может произойти с кем угодно, но только не со мной. А когда горе происходит, человек осознаёт всё по-другому. Поэтому вы поставьте себя на место сотрудника. Инспектор ведь, как губка, эти негативные эмоции впитывает. Представьте, что к вечеру уже с ним? А люди думают: ну что такого, полицейский всего лишь на дороге стоит. Так он стоит и в дождь, и в снег, и в жару. Ему нужно кому-то помочь, кого-то довезти, кого-то досмотреть. Большая нагрузка на сотрудников.

У некоторых инспекторов на агрессию годами выработанная выдержка, но иногда и мы сдаем. Не роботы потому что. У нас есть психологи, они работают с личным составом. Постоянно разбираем случаи, которые происходят на линии, думаем, как избежать потенциальных конфликтов.

Мы решили напомнить вам, как «прилично» иногда ведут себя водители. Вот, например, Анжела, которую повторно поймали пьяной за рулем.

— У нас спрашивают тюменцы, может ли сотрудник ГИБДД остановить машину просто так, без всяких подозрений?

— Наболевший вопрос. Сотрудник ГАИ вправе остановить любую машину и проверить документы водителя. Но он должен сделать это в рамках какого-либо мероприятия и обозначить причину. Автомобилисты пытаются использовать наши нормативные документы, чтобы оспорить причину остановки, но эти документы для нас, для остальных — федеральный закон, административный регламент, КоАП. Там всё четко прописано.

Бывает, говорят, что вы можете меня остановить только на посту. При чём здесь пост? Сотрудник вышел на работу — он уже на посту. Если человек не будет останавливать и проверять, то как он, например, выявит пьяного водителя? Таблички же нет, что вот я выпил и еду. У многих инспекторов есть так называемая чуйка. И наркотики перевозят в автомобилях, и преступления совершают. Ну остановили вас, вы не вызываете подозрений, документы в порядке, езжайте дальше. Вам еще и счастливого пути пожелают.

— Какие самые частые нарушения среди водителей?

— Проезд на красный сигнал светофора — на сегодняшний день это бич для нас. До введения фотовидеофиксации многие ездили на красный, были заторы, аварии. Сейчас на перекрестках, где есть камеры, таких нарушений нет. Людей наказали рублем, они начали платить и поняли, что нарушать нет смысла. Чем выше сумма штрафа, тем люди сознательнее относятся.

Еще одна проблема — непредоставление преимущества пешеходам на переходах. У нас очень много аварий на пешеходных переходах. За это предусмотрен штраф в размере от полутора до двух тысяч рублей. Все помнят последнее громкое ДТП, когда ребенка сбили насмерть в Тюменской слободе.

По непропуску пешеходов мы отправили предложение в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, чтобы вывели нарушение в определенную категорию и ужесточили наказание. Если водитель будет знать, что его ждет большой штраф, например, 10 тысяч рублей, то в следующий раз он будет осмотрительнее. А то у нас человек начинает переходить дорогу, и его чуть ли не давят — то спереди проедут, то сзади, то посигналят ему. Пешеходы тоже нарушают — переходят в неположенных местах, мы их тоже штрафуем.

Как утроена работа внутри системы


— Палочная система есть? Правда, что каждый инспектор должен собрать определенное количество протоколов за смену?

— Нет. Раньше говорили, что инспектор за смену должен, например, поймать четыре человека, которые выехали на встречную полосу, двоих пьяных и так далее. Такого нет. Если нет нарушений, значит, мы спрофилактировали. Сотрудник на линии работает — это уже профилактика. Бывает такое, что наряд возвращается без протоколов. Это зависит от участка, где он несет службу. Если сотрудника выставили на пешеходном переходе, то кого он привлечет? Кто будет нарушать, когда рядом инспектор?

Нет у нас палочной системы, выявление административных нарушений упало в разы. Мы в первую очередь спрашиваем за аварийность. Если на участке патрулирования нет ДТП — вот это уже показатель. Существует нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», его основная цель — снижение аварийности и смертности на дорогах. Мы должны стремиться прийти к нулевым показателям по погибшим в ДТП к 2030 году. Это наша первоочередная задача.

— Ходят слухи, что возродился специальный батальон, который расформировали несколько лет назад. Это правда?

— Спецбатальона у нас нет, есть спецвзвод. Просто изменились нормативные документы, и получилось так, что мы его возродили. Специализированный взвод выполняет такие же функции, что и те, кто несут службу на маршрутах патрулирования. У них немного расширенные полномочия — могут нести службу по всей области и заниматься сопровождением. Выезжают обычно туда, где обостряется дорожная обстановка. Сейчас поедут в Уват и Тобольск. Пока в спецвзводе 49 человек.

А вот и машины спецвзвода

Пьяные за рулем


— А как ограничения из-за коронавируса отразились на обстановке? Все сидели дома, наверное, стало меньше аварий?

— Количество ДТП уменьшилось (примерно на 17%), но тяжесть последствий выросла. С начала этого года на дорогах погиб 81 человек, а за аналогичный период 2019 года — 55 человек. При этом стало больше пьяных за рулем, участились выезды на встречную полосу.

— Почему стало больше пьяных? Перестают бояться пить за рулем?

— Наверное, такой менталитет. Особенно часто встречаются в деревнях, поселках. В городе тоже есть, никуда пьянство за рулем не делось, но здесь много транспорта, водителю легче затеряться в потоке. Всё равно выявляем таких автомобилистов. В деревнях, конечно, проще поймать.

Зачастую, если в аварию попадает нетрезвый водитель, то люди получают очень тяжкие телесные повреждения. Это не только столкновения, но и съезды с дороги, наезды на пешеходов. Недавно у нас был случай, водитель пьян, мама пьяна, они везут пятилетнего ребенка. Это о чём говорит? Осознания опасности нет у человека, нет инстинкта самосохранения.

Я вообще не вижу логики в том, чтобы создавать себе массу проблем и подвергать других такому риску, когда за 300 рублей можно в любую точку Тюмени уехать на такси.

— Достаточно ли сильное наказание для пьяных водителей?

— Я считаю, что да. Штраф 30 тысяч рублей, уголовная ответственность за повторное нарушение. По моему мнению, если человек во второй раз попался нетрезвым за рулем, то пусть еще изымают транспорт, продают его. Но у нас на сегодняшний день всё ограничивается условным наказанием, люди даже реальный срок получают редко. Количество таких дел за повторное нарушение растет, хотя по сути должно уменьшаться.

Проблема с нетрезвыми водителями есть во всем мире. Где-то пожизненно лишают прав, где-то отбирают транспорт, где-то очень большие штрафы.

Недавно в Вагае инспектор ДПС пострадал, когда задерживал пьяного водителя. Сотрудник пытался достать ключи, но автомобилист решил уехать. Инспектор зацепился за окно. Машина попала в аварию, сотрудник полиции получил травмы. Подробнее — в нашем материале.

Коррупция


— Зимой у нас были случаи, когда инспекторы вели себя, скажем так, не очень достойно. Это обсуждалось в СМИ.

— Если сотрудник где-то вытащил кого-то из машины, то горожане это обсуждают в течение месяца. А если где-то дело касается нашей безопасности, как, например, неработающий лифт в переходе, то такого интереса к проблеме нет. Люди почему-то не готовы решать вопросы, которые непосредственно касаются их безопасности и комфорта, не возникает на таких проблемах большого социального резонанса. Плохое видим, а чтобы это предотвратить, избежать, не стремимся. На чужом горе распиариться выйти — это да, а принести пользу обществу — нет.

Если происходит ситуация с участием инспектора, мы пытаемся разобраться. Но нас же нет на месте. И каждый участник по-своему прав. Человека где-то оскорбили, а он применил ту же физическую силу, и сняли только применение физической силы. Не всегда возможно рассмотреть всю суть, разбирают только по частям. И сразу осуждают сотрудника полиции.

У нас был случай: сотрудники вытащили водителя из машины, применили к нему физическую силу. Это попало на камеры. А то, что до этого в лицо полицейскому плюнули, это нигде не зафиксировано. Видео у нас в патрульных машинах есть. Сейчас закупаем нагрудные регистраторы для сотрудников, уже 160 штук получили.

Вот одно из таких видео. Зимой семью остановили под Тюменью, водителя вытащили из машины. Полицейские объяснили свое поведение тем, что мужчина вел себя агрессивно. Супругу водителя судили за неповиновение законным требованиям полицейских, но в суде она доказала, что ничего такого не совершала.

— Думаете, что видеофиксация поможет избегать конфликтов?

— Когда человека снимают на видео, то такие конфликты и не назревают.

— А взятки часто предлагают?

— Много фактов — с начала года уже более 40 случаев. Это то, что наши сотрудники сообщают, оформляют. Сегодня, если сразу оплачиваешь штраф, то 50% скидки получаешь. Всё можно онлайн оплатить. Вот для чего давать взятку в том же размере, что и штраф? Только проблем больше получишь. Ведь, давая взятку, люди еще и провоцируют сотрудника на то, чтобы он взял деньги. Конечно, я склонен к тому, что наши сотрудники не берут, но мы же понимаем, что это не всегда так. Корыстная составляющая присутствует. Сейчас ушли от того, что было раньше. У людей ассоциация, что сотрудник ГАИ — это в первую очередь взяточник. Такие случаи, конечно, есть. От этого мы избавляемся, проводим мероприятия различные, беседуем, но факты всё равно есть. Пытаемся от этого уйти, пытаемся изменить мнения о сотрудниках, о полиции в целом и о ГАИ. Не все сотрудники взяточники, не все они бездушные и безразличные.

«Я склонен к тому, что наши сотрудники не берут взяток, но мы же понимаем, что это не всегда так»

Автомобилизация Тюмени


— В Тюмени много развязок и строят еще. Это как-то помогает дорожному движению, влияет на него?

— Во-первых, замкнули город кольцом. Весь транспорт транзитный, а это в основном грузовики, не заезжает в город. Представляете, что было раньше? Все большегрузы ездили по Тюмени, создавали пробки, разбивали дороги из-за большого тоннажа. А сейчас они идут по федеральной трассе, объезжая областную столицу. Город сильно загружен, когда он строился, дороги были не такими широкими. Сейчас где могут — расширяют, потому что количество транспорта увеличивается в разы. Я считаю, что развязок должно быть больше, в том числе и внутри города.

Таким будет перекресток улиц Республики и Мельникайте после реконструкции

— В Тюмени всё делается под машины. Расширение дорог, реконструируется Мельникайте, убирают пешеходные переходы. Пешехода отсекают из участников ПДД. Многие советуют пересаживаться на велосипеды, автобусы, общественный транспорт. Есть вообще такие задачи?

— Расширяются дороги, делаются выделенные полосы. Есть приоритеты, цели и задачи: чтобы граждане передвигались на общественном транспорте. Но чтобы они так ездили, нужно создать для них условия соответствующие. Я понимаю, что на машине сейчас комфортнее. Но вместе мы добьемся приоритета общественного транспорта. Вот парковки платные в центре, значит, негде оставить машину, транспорта много, соответственно, вы в заторы попадаете, а общественный транспорт двигается по выделенной полосе. Плюс экономия в деньгах. Где возможно, делаются выделенные полосы. На Профсоюзной удалось сделать путем сокращения ширины полос.

— А будут выделенные полосы на дорогах для велосипедистов, самокатчиков?

— Велодорожки же сделали. Когда достаточно много любителей такого транспорта, которые двигаются по дорогам, то, может, и для них будут выделенные полосы. Или можно пустить их по автобусным полосам.

— У нас много велосипедистов ездят по тротуарам. Я имею в виду места, где нет велодорожек. Как им вообще ездить по таким местам?

— Для начала нужно изучить ПДД. Знать, как правильно двигаться по трассе, по городу. У велосипедистов есть определенные жесты для осуществления обгона. А у нас зачастую они едут по тротуару, не спешиваются для пересечения проезжей части. Многие просто не знают правил, в этом и проблема.

Разметка, камеры, ограждения

— Много камер на дорогах. Как они влияют на обстановку на дорогах?

— Там, где сейчас камеры, практически отсутствуют ДТП. На этих участках в разы сократилось количество нарушений. Но тут, наверное, нужно быть мазохистом, чтобы нарушать, если ты знаешь, что тебя снимают.

Вот стоп-линия. Раньше на перекрестки выезжали, а сейчас даже метра за два до стоп-линии останавливаются. Зеленый еще только заморгал, а люди уже останавливаются. Люди осознают. Наказываем рублем.

В Тюмени установлено порядка 200 камер, которые фиксируют нарушения ПДД

Никакой план по установке камер мы не выполняем. Мы выходим с предложением, что необходимо установить еще 50 камер. А нам говорят, что бюджет не позволяет, можно только 30. В их установке заинтересованы все — они положительно влияют на обстановку.

Все говорят, что нам нужно только деньги собрать. Но никто не говорит, что если не нарушать, то и платить штрафы не придется. На самом деле люди даже не представляют, какие колоссальные затраты несут власти на установку этих камер, на содержание, на обслуживание. И никакие штрафы не покрывают всех расходов. А теперь представьте, сколько человеческих жизней они помогли сберечь. Тут вообще речь не о деньгах, жизнь человека бесценна.

— Водители спрашивают, когда же «микроволновки» пропадут с дорог, или они всегда будут?

— На сегодняшний момент их выставляют в местах, где наиболее вероятно совершение нарушений. Все эти участки мы знаем, есть специальная карта, график. Это стабилизирует движение на дорогах. Кто не нарушает, тот не беспокоится.

Иногда водители идут на хитрости и закрывают комплексу «КРИС-П» обзор. Например, этот водитель припарковался так, чтобы камера не видела нарушителей

— Были инциденты, что их ломали. Сейчас также?

— «КРИС-П» стоят с патрулями сейчас, поэтому не ломают. В нашей области нормально к ним относятся. У нас знаки фотофиксации срезают. Болгаркой спиливают, а потом спрашивают у сотрудников: «Почему вы тут стоите, если знака нет?». По ГОСТ и административному законодательству стационарные знаки не обязательны, разрешено использование временных. А мы ставим знаки везде с посылом: «Ребята, снизьте скорость, потому что впереди вас могут привлечь за нарушение». Граждане законодательство трактуют по-своему. Где стационарные посты, там да, разметка должна быть, знаки.

— Ждать ли в Тюмени водителям вафельную разметку? Где она появится?

— Изначально новый ГОСТ вводили для того, чтобы пешеходы могли пересекать большие перекрестки по диагонали. Для этого же создавалась шахматная разметка, чтобы запретить транспорту выезжать на перекрестки и не создавались заторы. У нас такой разметки нет, в 2020 году не планируется, но ГОСТом предусмотрена. В Тюмени просто пока нет таких наиболее сложных перекрестков. До введения фотовидеофиксации такие места были, но с установкой камер ситуация там нормализовалась.

— По всему городу стоят ограждения вдоль дорог. Они действительно помогают сдерживать пешеходов-нарушителей? Или нет?

— Перильные ограждения помогают. Многие почему-то думают, что они для того, чтобы не давили пешеходов на тротуарах. Но это не так. Ограждения для того, чтобы пешеходы не переходили дорогу в неположенном месте. Это очень действенно. Бабушки и дедушки не будут лезть через ограждения, взрослые тоже не будут, а пойдут туда, где это разрешено. Пусть будет больше таких инженерных сооружений. Просто одними сотрудниками Госавтоинспекции этого не достичь, а когда все работает в совокупности: ГАИ, дорожный надзор, администрация, правительство, в итоге это позволяет добиться результатов — снижения аварийности и травматизма на дорогах.

— А как все реагируют на новый ГОСТ? Поначалу было много жалоб как от пешеходов, так и от водителей. Никому не нравилось долго ждать. Сейчас ситуация изменилась?

— Сейчас многие пешеходы жалуются, когда зимой в мороз все стоят ждут. Светофорные фазы увеличились, перекресток большой, с каждой стороны должен транспорт проехать. Летом всем удобно. Получаем жалобы, всем отвечаем, что режим уже оптимизировали, пересмотрели, что в в соответствии с ГОСТом такие параметры.

Согласен, что может какие-то перекрестки и стоит пересмотреть, где минимальный поток пешеходов. Есть у нас такие участки, где секция для них введена, а пешеходов мало, например в течение часа-двух проходит пара человек. Конечно, сейчас всё расстраивается и в будущем, может быть, они и будут нужны, но сейчас ситуация такая. Мы еще в начале года вышли с предложением к администрации Тюмени приобрести программу, которая будет, скажем так, синхронизировать проезд на участках, исходя из данных по дорожным ремонтам, загруженности и прочим показателям.

За дорожным движением в Тюмени следит всё больше комплексов. Недавно на дорогах появилось несколько десятков камер, подключенных к «Безопасному городу». То есть штрафы по нарушениям они автоматом не формируют, но всё происходящее записывают и распознают номера автомобилей.

Меньше нарушать водителей будут стимулировать рублем. Для нарушителей ОСАГО будет обходиться дороже.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
105
ТОП 5
Мнение
Почему Тюмень превращается в Грязень? Журналист задает вопросы об уборке на улицах
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Прекратите транслировать больные убеждения». Тюменка — про женщин, которые не могут жить без скандалов
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Тюменца возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления