На 26 октября назначено новое судебное заседание по делу о ДТП со смертельным исходом. Полтора года назад, 4 января 2020 года, в Исетском районе столкнулись LADA XRAY и седельный тягач DAF. На трассе погиб 42-летний отец семейства, находившийся за рулем, и двое его сыновей — мальчики 11 и 12 лет. Мать детей и еще трехлетнего ребенка доставили в больницу, но врачи их спасти не смогли.
Сообщения после аварии
В ГИБДД после ДТП сообщали, что по предварительным данным дети перевозились без удерживающих устройств и были не пристегнуты ремнями.
— Предварительно, все трое детей перевозились с нарушением ПДД. Трехлетний малыш находился в салоне автомобиля без детского кресла. От удара он улетел в переднюю часть салона LADA и ударился о панель приборов. 13-летний подросток, ехавший на заднем пассажирском сиденье не был пристегнут ремнем безопасности, — рассказали в полиции на следующий день после трагедии.
С момента аварии прошло более полутора лет — сейчас идет суд над водителем большегруза. По данным, опубликованным объединенной пресс-службой судебной системы Тюменской области, мужчина, управлявший тягачом, отрицает свою вину.
— Подсудимый свою вину не признает. Утверждает, что разорвало крепление цангового фитинга на трубке тормозной пневматической системы, которое он ранее самостоятельно установил, — сообщали в ведомстве.
Мы связались со сторонами, участвующими в судебном процессе — по их мнению, в этом деле не всё так однозначно.
Версия потерпевших семей
Родной брат погибшей сестры и всей ее семьи, проходящий по делу как потерпевший, Александр Неймак рассказал о погибших, моменте аварии и версии следствия.
Погибшие жили в Тобольске. Отец семейства Николай работал на заводе «СИБУР». Ольга была домохозяйкой и занималась воспитанием троих детей, из которых самому младшему было 3 года. На новогодние праздники они решили проведать бабушку. Утром, 1 января, они выехали на LADA XRAY в с. Миасское. Погостив всего несколько дней, четвертого января в 13:00 они все вместе выехали домой. Трагедия произошла около шести часов вечера на 103-м километре автодороги Курган — Тюмень.
— Ехали они груженые — соленьями, гостинцами от бабушки и с полной загрузкой по людям — пять человек. Папа за рулем, средний сын на переднем сидении. Мама с другими двумя сыновьями сзади — самый маленький был по центру. Дети были пристегнуты, кроме маленького — он сидел посередине без кресла, и в момент удара вылетел и ударился головой об переднюю панель автомобиля. Этого никто не отрицает. Если туда еще детское кресло поставить, то мама со вторым сыном просто бы не влезли, — говорит Александр Неймак.
По его словам, грузовик DAF действительно был неисправен. Автомобилю на момент аварии было уже 17 лет, пробег более 1 450 000 км. Большегруз не проходил ежегодные технические осмотры и не обслуживался в дилерских центрах и СТО. DAF сломался перед Новым годом в рейсе, после чего водитель оставил машину на трассовой стоянке в Тюменской области и уехал домой в Магнитогорск. После этого, 3 января вместе с женой подсудимый поехал к месту стоянки грузовика, прихватил с собой жесткую сцепку на случай, если не получится самостоятельно его отремонтировать. Устранив на месте неисправность, своим ходом он отправился домой.
Следователь и сторона погибшей семьи говорят о том, что нужно было менять поврежденную деталь (тормозная трубка) полностью и делать это не на дороге зимой, а в СТО — это рекомендует и производитель грузовиков DAF. По их данным, обвиняемый водитель исправил неполадку сам с помощью установки двух купленных пластиковых фитингов неизвестного производства.
— Во время движения на 103-м километре у грузовика случилась разгерметизация 3-го контура тормозной системы (лопнула тормозная трубка как раз в месте самостоятельной установки обвиняемым двух фитингов) — задние колеса стопорнулись и его выкинуло на встречную полосу движения. Ребята наши даже сориентироваться не успели — просто он резко и неожиданно перегородил им дорогу. Следствием и экспертами установлено, что в момент столкновения оба автомобиля находились в движении и удар был под углом, близким к 90 градусов. Грузовик развернуло и выбросило в кювет, машину с погибшими отбросило на обочину, задним левым колесом оставаясь на проезжей части. В протоколе осмотра места ДТП следователем зафиксировано, что основная часть и россыпь осколков остались на проезжей части дороги, — рассказывает Александр Неймак.
Водитель, по данным Неймака, отрицает, что перегородил дорогу ехавшей навстречу машине с семьей. По его версии, действительно была неисправность тормозной системы — из-за этого он съехал на обочину на встречной полосе и остановился. Через несколько секунд в него влетела легковушка на большой скорости. При этом он не может пояснить, почему они в него врезались — якобы ничего не мешало беспрепятственно проехать по своей полосе.
Неймак указывает, что в деле есть видеозапись столкновения (фото из дела имеются в распоряжении редакции. — Прим. ред.). Номеров машины на ней не видно, а дата на регистраторе, который был установлен на грузовике, не соответствует фактической. Сторона защиты обвиняемого также указывает, что на видеофиксаторе установлен правильный, 2011 год. По словам Неймака, это неправда, и опровергается одним фактом — на записи видно, что во время движения (за 3 км до места ДТП) грузовик проезжает мимо заправки, которой не было 9 лет назад, а появилась она лишь в 2019 году.
Видео с регистратора было повреждено, запись восстанавливали эксперты из Москвы — на них, возможно, и запечатлен момент удара.
— На видеозаписи видно, как он проезжает заправку и потом через несколько минут резкий уход машины влево. На предпоследнем кадре запечатлен свет фар встречной машины, но не понятно, какой автомобиль. Грузовик DAF выкидывает резко влево и удар, — говорит Неймак.
На дороге не было тормозного пути — это еще один из фактов, который, по мнению представителя родственников погибших, указывает на то, что всё произошло неожиданно. Опровергает он и информацию о том, что LADA XRAY ехала по дороге со скоростью 150 километров в час. Такая версия появилась после опубликования в средствах массовой информации фото спидометра, где стрелка застыла именно на этой отметке.
— Передняя часть автомобиля LADA XRAY от удара полностью смята, панель вся разбита, а щиток приборов — просто вывернут. Следствием и экспертами установлено, что стрелки от удара отсоединились от основного механизма спидометра и тахометра и свободно вращаются вокруг своей оси на 360°. Стрелка могла остановиться на 20, и на 180 километрах в час и как угодно. Это не говорит, что автомобиль двигался с такой скоростью, — уточняет Неймак.
Сейчас, по данным представителя, обвиняемый устроился на работу в Магнитогорске.
Мы попытались связаться со второй стороной дела для выяснения их позиции. Защитник подсудимого Галина Софьина от комментариев отказалась.
По мнению представителя погибшей семьи, приговор будет вынесен в конце ноября — к этому времени будут закончены все процессуальные действия.