В Тюменской области продолжается борьба с коронавирусом. Жесткие ограничения, которые ввели месяц назад, помогают наращивать темпы вакцинации. Но инфекционист считает, что еще слишком рано расслабляться. Коллективный иммунитет пока не выработался настолько, чтобы власти могли позволить сделать послабления. Что ждет тюменцев дальше? Правда ли, что пандемия будет продолжаться еще пять лет? И скольких еще людей мы можем потерять прежде, чем 90% населения вакцинируется. Об этом и не только в нашем небольшом интервью с Андреем Поздняковым, врачом-инфекционистом и главным врачом клинико-диагностической лаборатории ООО «Инвитро-Сибирь».
— Каков сценарий развития пандемии? Заметили ли в нем какие-то закономерности?
— Сценарий событий совершенно неясен. Пока никто не смог угадать, как всё будет развиваться. COVID-19 опровергает все теории и развивается не так, как должен был в теории. Скорее всего, в будущем нас ждет то же самое. Единственная закономерность — вирус всё лучше приспосабливается к человеку, но это свойственно любому новому микроорганизму. То есть он притирается к организму человека и становится более заразным. К сожалению, он не становится менее патогенным, о чем думали многие.
— Некоторые врачи утверждают, что пандемия в принципе длится от трех до семи лет. Значит ли это, что пандемия коронавируса с нами тоже на ближайшее десятилетие?
— Здесь всё будет зависеть от того, насколько массовым будет устойчивый контингент в разных популяциях. Пандемия будет разбита на множество маленьких эпидемий. То есть, если в определенной стране низкий процент проэпидемиченных (те, кто переболел или привился, то есть так или иначе получил антитела — Прим.ред), то эпидемия рано или поздно случится. А если высокий процент проэпидемиченных естественным или искусственным путем, то есть большинство переболели и вакцинированы, то заболеваемость будет ниже, просто будут встречаться отдельные случаи. Но коронавирус уже никуда не денется — это точно. Сколько лет? — сказать сложно. Тем более, что именно коронавирусных пандемий в обозримом прошлом у нас еще не было.
— А есть понимание, как будут развиваться события дальше? Если, например, темпы вакцинации не будут расти. И если, наоборот, люди начнут прививаться и соблюдать все меры предосторожности?
— Развиваться события будут примерно одинаково, потому что рано или поздно все проконтактируют с коронавирусом. Если количество вакцинированных будет больше, то соответственно будет больше людей, которые заболеют легко. Если вакцинированные люди будут еще и соблюдать предосторожности, то это всё растянется по времени, но не более того. В любом случае COVID-19 — это прорывная инфекция и проконтактируют с ней все. Вакцинация влияет только на уровень летальности.
— Как сейчас люди заражаются ковидом чаще? Это привозные случаи или нет?
— Конечно сейчас уже нет привозных случаев, и всё само распространяется внутри регионов.
— В масштабах страны мы с вами обсудили ситуацию, давайте посмотрим на Тюменскую область. Уже больше месяца ежедневно в регионе фиксируется в среднем по 330 случаев коронавируса. За месяц умерло больше четырехсот человек. На сегодня коллективный иммунитет — 58%. В прошлом году за это же время умер 81 человек, и тогда это казалось очень много. Что будет дальше? Можно ли спрогнозировать, сколько человек мы еще в среднем можем потерять, пока люди поймут, что пора прививаться.
— Сколько еще людей нужно потерять, чтобы все начали массово прививаться? Вопрос скорее риторический. 58% иммунного населения — это, конечно, недостаточно. То есть, более 40% восприимчивы. Если сравнить, например, с корью, то иммунитет более чем у 90% населения. А корь очень похожа на COVID-19 в плане заразности.
— Как вирус будет мутировать дальше и насколько опасными окажутся новые, еще не появившиеся варианты? И можно ли думать, что вирус, наоборот, ослабнет?
— Этого никто не знает. Другой вопрос, что мы находимся на очень опасном участке эволюции вируса. С одной стороны, нарастает количество вакцинированных, это значит, что для вируса становится меньше почвы для персистирования, то есть длительного пребывания в организме. С другой стороны — достаточно много невакцинированных, и это возможность для вируса уйти от атаки вакцины. Получается парадокс: для вируса в массе людей стало меньше, но на невакцинированных он сможет нарабатывать новые мутации, чтобы научиться уходить от атаки иммунитета вакцинированных. Это опасная ситуация для эволюции вируса.
— А сколько раз один и тот же человек (например, непривитый) может переболеть коронавирусом? И сколько раз привитый? Расскажите о последствиях для людей, как сильно и как именно пострадает их здоровье?
— Есть люди, которые резистентны к вирусным инфекциям, а есть наоборот — высокочувствительные. Так что здесь всё будет зависеть от иммунитета конкретного индивида. Вакцинированные будут болеть, но легче, чем те, кто не вакцинировался. Хотя после перенесенного заболевания иммунитет не менее, а возможно даже более устойчивый, чем после вакцинации. Болеть всё равно будут, а сколько раз — никто не знает.
— Правда ли, что врачи тяжелее переносят коронавирус? Почему? И как им спасти свои жизни?
— Врачи тяжелее переносят коронавирус из-за высокой вирусной нагрузки. То есть рано или поздно они получают больше вируса, потому что работают в красных зонах.
— Как ковид-диссиденты влияют на ситуацию?
— Интактные люди — то есть не переболевшие и не вакцинированные — это благоприятная среда для мутаций вируса. В их организмах вирус пытается мутировать, чтобы потом при заражении вакцинированного уйти от атаки его стимулированного иммунитета. Для коронавирусной инфекции даже 20% невакцинированного населения — это много. Если восемь из десяти человек будут привиты, и мы масштабируем эти цифры до миллиона, то у нас получится 200 тысяч непривитых. А если 200 тысяч человек заболеют, то случится коллапс, потому что тяжелая часть заболевших заполнит больницы. То есть пока процент невакцинированных и не переболевших не станет исчезающе мал, вспышки заболеваемости будут продолжаться. COVID-19, повторюсь, прорывная инфекция.
Напомним, в Тюменской области объявили о введении QR-кодов в конце октября. Но из-за всплеска заболеваемости заработали они в общественных местах раньше обещанного. А с 3 декабря список объектов пополнится еще больше. Тюменцы настолько возмутились этим решением властей, что вышли на митинг в минувшие выходные со словами: «Люди — не товар». Но даже несмотря на массовые недовольства, скоро в регионе будет рассматриваться законопроект о QR-кодах. Мнение депутатов по его содержанию разделились, а вот простых людей пока спрашиваем только мы — пройдите народный опрос на тему QR-кодов в общественных местах.