Продолжаем исследовать Тюмень в нашей еженедельной рубрике «Районы-кварталы», которая выходит каждый вторник в 7 утра. Последним героем нашей рубрики стал квартал на Одесской, где живут тюменские энергетики, а до этого мы гуляли по переулкам Старой Зареки. Гуляем мы и по новым районам Тюмени — огромной Тюменской слободе и Суходолью с его одинаковыми многоэтажками.
Сегодня журналист Артур Галиев и фотограф Ирина Шарова расскажут, наверное, про один из самых известных районов Тюмени — Лесобазу. Правда, будем знакомиться не со всем районом полностью, а лишь с небольшой, но одной из самых интересных частей — районом улицы Камчатской, известной в народе как Камчатка.
Лесобаза совеременная и...
По названию нетрудно догадаться, что история Лесобазы связана с лесопромышленным комплексом. В 1927 году на окраине Тюмени появилась лесобаза «Тура», а вместе с ней начал застраиваться район. Позже этим именем стали называть и эту часть Тюмени. Здесь развился целый лесоперевалочный комбинат, который возглавил Семен Либерман. Его фамилия стала известной и даже нарицательной в народе, люди начали называть район еще и Либермановкой. Позже слово «Тура» отбросилось и тюменцы оставили только Лесобазу.
Оказавшись на Лесобазе, можно даже не понять, чем отличается этот район от других в Тюмени. Такие же пятиэтажки, такие же детские площадки, такие же люди. Казалось бы — ничего необычного. На Лесобазе нас встретил наш читатель Олег Евграфов. Он сам вызвался проводить нас по району.
Свое знакомство с Лесобазой Олег начал еще в 90-е годы, когда вышел на остановке рядом с будущим сквером «Казачьи Луга». Первые впечатления были не очень хорошими.
— Мои друзья купили квартиру на Домостроителей. Нам на листочке написали адрес, и мы приехали на остановку. Пошли по описанию в сторону дома. Здесь сейчас шикарно и красиво, а тогда — заходим в какой-то кустарник, какие-то камыши и болота. От остановки шли по доскам через болото. Я думал, что никогда бы в жизни не стал здесь жить. Тогда сказал так, а теперь живу на Лесобазе, — вспоминает тюменец.
11 лет назад судьба опять занесла тюменца на Лесобазу. Его семья сняла квартиру на улице Домостроителей, 34. Переезжали с улицы Щорса. Жить на Лесобазе даже понравилось.
Через пару лет они начали замечать, что полы в доме клонятся в сторону. Оказалось, что дело не в полах, а во всём доме в целом — он падает. В итоге многоэтажку местные прозвали «Пизанской башней».
— Мы решили с женой жить отдельно от родителей. Долго жили в квартире. Потом дом начал потихоньку крениться. Слышались трески и шумы по ночам, — рассказывает Олег.
Случилась история как в фильме «Дурак». Только с хорошим концом. Олегу и его семье пришлось сменить жилье и переехать недалеко в новостройку у сквера «Казачьи Луга». Полгода тюменец снимал жилье, а потом решил выкупить квартиру. Такому тест-драйву он даже рад, так как удалось понять, нравится тут жить или нет.
Жители «Пизанской башни» сначала выходили на пикеты и ругались с администрацией, требуя вмешаться в ситуацию. Опасались, что дом рухнет. В итоге им удалось добиться, чтобы опасный дом был расселен. Жителям построили новый. Правда, глядя на него, сложно сказать, что получилось качественное жилье. Свидетельствуют об этом многочисленные объявления о продаже квартир на окнах.
На углу между двумя многоэтажками стоит городская поликлиника № 13. После пожара на Олимпийской, 4, где в начале 2018 года из-за плохого утеплителя сгорели десятки квартир, с больницы быстро сняли всю обшивку. Так она и стоит без нее.
...Лесобаза старая
Жизнь на другой стороне Западносибирской улицы — той самой Камчатке — очень отличается от жизни на Лесобазе новой. Переходя дорогу, словно проваливаешься в пространственно-временной тоннель, который переносит тебя лет на 20–30 назад. Встречают гостей два деревянных дома, стоящих на краю небольшого пруда.
Камчатка была застроена в 70-е годы. Большинство домов — это двухэтажные деревянные многоквартирники. Их еще называют бамовскими. В те годы их строили везде. Почти весь ямальский Север заставлен такими.
Квартиры в бамовских домах просторные, теплые, но горят как спички. Конечно, их ставили как времянки, но простояли они намного дольше отведенного срока. Десяток домов на Камчатской признан аварийным, и после 2020 года их должны расселить. Правда, почему-то местные жители не очень в этом уверены.
У одного из подъездов дома № 95 мы встретили двух женщин. Они задумчиво стояли на крылечке и медленно курили. Рядом по стенам вверх тянулась лоза. Тюменки сказали, что это виноград растет.
Несмотря на то что их дом очень ветхий, они категорически не хотят из него переезжать. Обе здесь живут с конца 80-х. Старый барак, где жили раньше, сгорел. В 1987 году они переехали в этот дом. Считают, что лучше починить многоквартирник, в котором живут.
— Нас будут расселять, поэтому, куда пошлют, туда и поедем. Нравится здесь жить. У нас как деревня: все друг друга знают. Поселят нас в эти голубятни-многоэтажки. Там же соседи годами живут и не знают друг друга. Нам зимой тепло в доме: он-то не старый. Есть и старее, — рассказывают женщины.
У большинства домов тут рядом с окнами раскинут небольшой огород. Придомовые участки у всех жителей Камчатки — настоящая страсть. Редко где в Тюмени увидишь такое количество огородов у многоквартирных домов. Кто-то ограничивается небольшой клумбой цветов, а у кого-то стоят целые парники. В некоторых местах жильцы сделали даже дополнительные двери, чтобы без проблем выходить во двор. Естественно, после таких удобств вряд ли кто-то захочет поселиться в многоэтажках, например, микрорайона Суходолье, где мы гостили в прошлый раз.
Двухэтажные «деревяшки» очень похожи на те, что прославились на Бабарынке повышенным содержанием фенола в утеплителе. Фенольные дома десять лет назад снесли, а недавно выяснилось, что их остатки продолжают лежать и отравлять окружающую среду. Фенол — это бич бамовских домов. Есть ли он в домах Старой Лесобазы — вопрос открытый, это никто не проверял.
Встречаются и достаточно уникальные строения на Старой Лесобазе. Например, по адресу Камчатская, 100/2 можно увидеть интересный многоквартирник. Симпатичные крылечки, окутанные виноградной лозой, вазы с цветами и разноцветные заборчики — сразу видно, что живут очень аккуратные хозяева.
Идеальное место для свадебных фотографий, если жильцы не будут против такого внимания. От лестницы в разные стороны — двери, ведущие в двухэтажные квартиры, под домом ещё есть место для гаража. По сути, это частные дома, которые буквально приклеены друг к другу. Конечно, без огородов не обошлось.
По соседству на Камчатской, 137 стоит другой бамовский дом. На лавочке сидели две пенсионерки, а рядом — огромный контейнер с мусором. Женщины сразу пожаловались на то, что его не вывозят.
Оказалось, что в квартире проходит капитальный ремонт. Жительнице Татьяне поменяли полы, но она считает, что такие меры напрасны, так как чинить надо весь дом, ну или сносить уже.
— Мы написали в прошлом году заявление с просьбой сделать капитальный ремонт. Лучше бы нас расселили, и всё. Не в одной же квартире надо делать ремонт, а по всему дому. Два раза у нас проваливался пол, — рассказывает жительница дома.
Прогуливаясь по району, можно найти интересные уголки. Трудно поверить, что находишься в Тюмени и в сотне метров от тебя стоят многоэтажки с типичными для города дворами. Дворы почти безлюдные.
Только ближе к вечеру из разных уголков повыскакивали детишки, возвращающиеся домой из школ. Осень только наступила, а на Старой Лесобазе она чувствуется как-то по-особому.
Вообще, дворы на Старой Лесобазе — это тема, достойная отдельного разговора. Этот район должен оказаться в лидерах списка самых зелёных в Тюмени. Здесь никто не стрижет газон, не рубит везде растущие кустарники, всюду бегают коты, а для голубей стоят специальные вольеры. Живой уголок на краю Тюмени.
Можно представить, что бы было здесь, если бы траву аккуратно стригли, дома не выглядели как развалюхи, горы мусора, спрятанные в кустах, убирали, а вместо плит была бы проложена хорошая дорога — получился бы типичный европейский квартал. К сожалению, у нас это результат не четкого продумывания дворового пространства, а естественного развития.
Бандиты есть?
В сознании одних тюменцев устойчиво закрепилось мнение о том, что Лесобаза — самый опасный район Тюмени. Другие поговаривали, что это самый безопасный район, так как здесь раньше жили много преступников, а промышляли они в других районах.
Если оглянуться на старые новостные сводки, то можно увидеть, что в 2009 году количество преступлений здесь заметно выросло, а в 2012 году Лесобаза победила в конкурсе «Самый безопасный район». Вот такое парадоксальное место.
Олег Евграфов, который сопровождал нас во время прогулки, в молодости служил в милиции. Когда спрашиваем про бандитов и преступников на Лесобазе, он разводит руками.
— На самом деле, район ничем не отличается от других. Почему-то существует мнение, что на Лесобазе много бандитов. Всё как и в других районах. Может, где-то больше, где-то меньше, — рассказывает Олег.
Истории про бандитов тюменца не пугают. Ему район кажется очень спокойным, и уезжать из него он не хочет. Говорит, что все удобства под рукой: больница, школа, детский сад и магазины.
Будущее Старой Лесобазы
Возможно, в следующем десятилетии Старой Лесобазы больше не будет. Останутся только фотографии, которые сумели её запечатлеть такой, какая она есть. Дома снесут, а на пустующее место обязательно придут застройщики. Несмотря на то что многие дома скоро пойдут под снос, находятся и те, кто продает там жилье.
Например, за 2 миллиона можно купить трехкомнатную квартиру на Камчатской в двухэтажном деревянном доме. Есть варианты и с четырьмя комнатами почти за 3 миллиона рублей. Примерно за 2 миллиона можно купить жилье в другой части Лесобазы в многоэтажке, но вы получите не трехкомнатную, а «однушку» в 30 квадратов.
Конечно, одним рассказом не охватить всю Лесобазу целиком. Слишком уж большой район со своей спецификой. Мы обязательно к нему вернемся в одном из следующих выпусков рубрики «Районы-кварталы», чтобы показать, как живётся в новых районах одного из отдаленных уголков Тюмени.
Какое будущее ждет Старую Лесобазу?