Город Разбежаться и перепрыгнуть

Разбежаться и перепрыгнуть

С 1 января в России вводятся обязательные электронные декларации по НДС. Казахстан вроде бы собирается пойти еще дальше и с 1 июля будущего года обязать всех предпринимателей перейти на электронные счета-фактуры. Если соседи это сделают, налоговая и статистическая отчетность уже не будут играть для них принципиальной роли: экономика страны устроится перед ними как на ладонях в режиме онлайн. Но даже эта инициатива является всего лишь частью выдвинутого аж 55 лет назад Анатолием Китовым амбициозного плана «комплексной автоматизации информационной работы и процессов административного управления и планирования в масштабах всей страны».

Зачем Китову понадобилась «комплексная автоматизация»? И если понадобилась, то почему спустя 55 лет государства только подбираются к решению этой задачи?

В 1973 году знаменитая энциклопедия «Британика» заказала статью о кибернетике советскому ученому В. М. Глушкову, соратнику Китова. Таким образом, британцы признали авторитетность представителей советской науки в этом направлении. Зачем об этом вспомнил? А чтобы закрыть вопрос о том, действительно ли советская кибернетика «отставала на десятилетия» от Запада.

Так вот, Глушков развивал идею о двух информационных барьерах. Первый барьер человечество преодолело в каменном веке. Заключался он в том, что однажды вождь племени понял, что не в состоянии охватить в одиночку все управленческие вопросы, которые возникают в жизни подведомственной ему единицы. Пришлось вождю заводить себе помощников по направлениям – так возникли иерархические системы управления. Дальнейшим ответом на первый информационный барьер стала специализация членов племени, что привело к возникновению рыночной экономики.

И все было хорошо до середины ХХ века, пока не подоспел второй информационный барьер. Глушков приводит цифры: в 1930-х годах для успешного управления экономикой СССР достаточно было 10 в степени 14 математических операций в год, с чем справлялись 100 миллионов человек. Конечно, далеко не все они занимали управленческие должности, однако их компетенции было достаточно для применения в работе математических знаний. А вот в 1970-е годы для того же самого требовалось уже 10 в степени 16 математических операций в год. Казалось бы, разница на две циферки всего, однако для такого объема вычислений нужно уже 10 миллиардов человек, а на Земле, как известно, пока только семь... Ну а раз людей для вычислений не хватает, нужна автоматизация – см. Китова.

Следует заметить, что Китов и Глушков не были первыми с этой идеей. Еще раньше другой наш (бывший) соотечественник Исаак (Айзек) Азимов начал серию рассказов, в которой фигурирует гигантский компьютер Мультивак. Читая веселые истории о том, как Мультивак выбирает президента США (это должно было случиться в 2008 году), предотвращает преступления или устраивает забастовку, начинаешь думать, что лично Азимов преодолел второй информационный барьер.

Остальным второй информационный барьер дался тяжелей. Значительно. В частности, «Вашингтон пост» написала: царь советской кибернетики академик В. М. Глушков предлагает заменить кремлевских руководителей вычислительными машинами. Что бы вы почувствовали на месте кремлевских руководителей, прочитав эту фразу? А помните классиков:

– Полсотни лет назад в Массачусетсе запустили самое сложное кибернетическое устройство, когда-либо существовавшее. С каким-то там феноменальным быстродействием, необозримой памятью и все такое… И проработала эта машина ровно четыре минуты. Ее выключили, зацементировали все входы и выходы, отвели от нее энергию, заминировали и обнесли колючей проволокой. Самой настоящей ржавой колючей проволокой – хотите верьте, хотите нет.
– А в чем, собственно, дело? – спросил Банин.
– Она начала вести себя, – сказал Горбовский.
– Не понимаю.
– И я не понимаю, но ее едва успели выключить.
– А кто-нибудь понимает?
– Я говорил с одним из ее создателей. Он взял меня за плечо, посмотрел мне в глаза и произнес только: «Леонид, это было страшно» (Стругацкие «Далекая Радуга», 1963 год).

И ведь нельзя сказать, что тянущиеся еще со времен Средневековья страхи перед восстанием машин беспочвенны. Так, летом 2012 года студенты из Техасского университета в Остине на спор, который был предложен со стороны Department of Homeland Security, смогли взломать правительственный беспилотный летательный аппарат (БПЛА). А чем занимаются американские БПЛА, что их взлом может быть опасен? «Всего лишь» убивают людей, причем с лета 2010 по лето 2011 года от их ударов в Афганистане погибло в 10 раз больше мирных жителей, чем от обычной боевой авиации. В общем, сюжет с перехватом управления что БПЛА, что энергосистемой, что экономикой страны не кажется чем-то оторванным от жизни. Напомню, что целью первого обнаруженного в СССР компьютерного вируса был Главный вычислительный центр Госплана.

Автоматизация имеет и другие слабости. Один из корифеев синергетики Г. Малинецкий, предварительно помучив читателя понятиями нелинейной динамики – странными аттракторами, руслами и джокерами (вспомним также Нассима Талеба с «черным лебедем»), задает затем простенький вопрос: «Принимаемое наилучшее в пятилетней перспективе решение может оказаться посредственным в десятилетней перспективе и гибельным в пятнадцатилетней. Какой же горизонт планирования разумно брать и на какие переменные ориентироваться?» И начинаешь понимать, что даже успешно разобравшись с джокерами и другими сложностями – лбом упрешься в простенький вопрос. Потому что относится он не к математике, а к философии – в последней математики бессильны.

Еще простенький вопрос из области философии: а не сделают ли роботы из людей изнеженных, выродившихся элоев Герберта Уэллса? Снова нет ответа.

Характерны последние произведения Азимова из цикла про Академию. Подобно рассказам о Мультиваке, цикл начинался за здравие: придумана психоистория как наука о планировании будущего, на ее основе составлен продуманный «план Селдона», а если план начнет сбоить, его всегда подправит вторая Академия. А если и вторая Академия допустит промах, ее подстрахует мудрый человекоподобный робот Дэниел Оливо, на всякий случай наделенный телепатическими способностями и вооруженный нулевым законом роботехники… И все пошло насмарку!

Последние две моих публикации в «Настроении дня» были о том, как две разные страны – СССР и Англия – синхронно и необъяснимо ударились в рыночные реформы, а за ними – остальные. Если отбросить версию о заговоре, приходит мысль, что человечество просто не смогло сходу взять второй информационный барьер – и это нормально, пожалуй. Надо постоять, перетоптаться или даже отойти назад – возможно, чтобы лучше разбежаться и перепрыгнуть.

Предыдущие записи автора:

Дмитрий Кошелев. 36 лет. По образованию юрист, по работе финансист, а в душе историк. Только очень везучий, ведь в отличие от подавляющего большинства историков самому довелось стать свидетелем и где-то даже участником исторических событий. Поэтому любимый исторический период – современность.
Фото: Фото с сайта Halfhuman.co.uk
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем