В декабре в Тюмени открыли пешеходную улицу Дзержинского. За три недели жители сумели оценить ее новый вид. Нашлись даже недовольные. Это до глубины души оскорбило журналиста Артура Галиева, который решил, что нужно заступиться за пешеходную улицу. Он долго отвечал недоброжелателям в комментариях, но в какой-то момент больше не смог оставаться в стороне. Его одобрительное мнение — ниже.
Важная улица
Вопрос появления пешеходной улицы Дзержинского в Тюмени обсуждался давно. В 1998 году глава города Степан Киричук подписал распоряжение о ее создании. Но реализовать проект удалось лишь в 2022 году. И это историческое событие для Тюмени. Читаю некоторые негативные отклики и не понимаю. Возникает ощущение, что люди хотят всё и сейчас. Вынь из кармана и достань им идеальный центр Тюмени.
Кстати, почитать о том, как выглядела улица Дзержинского в 2020 году, можете в нашей рубрике «Районы-кварталы».
Начну с положительного. Пешеходная улица должна быть у каждого приличного города. А то постоянно хвалимся набережной и мостом Влюбленных. Коллега Павел Красоткин в своей колонке сравнивает улицу Дзержинского с Цветным бульваром, но это разные объекты даже по атмосфере. Цветной бульвар — это градостроительная ошибка Собянина. Как можно было зеленую зону в центре города превратить во взлетную полосу? Сейчас бы этого не простили. Думаю, в будущем придется бульвар исправлять. Но улица Дзержинского разительно отличается по атмосфере. Здесь красивый камень под ногами, который не скользит зимой (еще раз привет Собянину), старинные деревянные дома, маленькие бары и кафешки. Всё светится огнями. Идеально для неторопливой прогулки вечером.
Улица Дзержинского ближе к другим пешеходным улицам, которые есть в Екатеринбурге, Казани или Челябинске. Только вот более приятная и современная. Один мой знакомый приводит в качестве примера екатеринбургскую улицу Вайнера. Для него она лучше, чем улица Дзержинского. Лучше? Чем? Тем, что там есть куча скамеек и фонарей? Сейчас это объект в стиле 90-х — разномастные магазины без единой концепции и бронзовые статуи купцов. Когда такие же статуи товарищи урбанисты видят на тюменской набережной, то это для них страдание, а когда они на пешеходной улице в Екатеринбурге, то это идеальное общественное пространство. Серьезно?
В Казани есть пешеходная улица Баумана. Огромное преимущество перед Екатеринбургом и Тюменью лишь в том, что она наполнена красивейшими историческими домами. Архитектуру в Казани берегли изначально, а вот в Тюмени об этом не думали, поэтому у нас в районе Дзержинского стоят десятки уродливых зданий, хрущевок и прочих «шедевров» советской эпохи и 2000-х. В остальном улица Баумана — такая же пешеходная тропа со скамейками.
Аргументы против претензий
Коллега Красоткин заявляет, что улица Дзержинского хуже лишь потому, что она короткая. У нас соревнование по длине? Этот аргумент имел смысл, если бы Дзержинского стала городской артерий, как улица Баумана в Казани. В Тюмени такой улицы не нашлось. Пешеходным коридором стал Цветной бульвар. Уж простите, город по-другому не вытянешь.
Но общественное пространство в центре Тюмени не ограничивается одной улицей Дзержинского. Не стоит забывать про Контору пароходства, которая находится в 500 метрах от Дзержинского. Если власти в будущем подумают над пешеходной связкой Дзержинского — Контора пароходства, то мы получаем километр интересного пространство в центре. И всё это плавно будет вытекать на набережную Туры, которую, очень надеюсь, в ближайшие годы тоже преобразуют под современные требования. Над этим уже работают.
Немного представим, что к 2030 году всё закончились — набережная расцвела, Дзержинского стала еще краше. У Тюмени получается огромное пешеходное пространство, соединенное улицей Дзержинского и набережной Туры. А это уже четыре километра современной прогулочной зоны. Где вы такое видели? Тогда, наверное, хейтеры, жалующиеся на короткость, будут довольны. Побуду оптимистом.
Улица для людей
С длиной разобрались. Люди пишут — зачем она нужна, эта улица? Она нужна для людей, которые хотят проводить время в центре Тюмени, хотят там встречать праздники. В новогодние дни улица Дзержинского сильно преобразилась и уже начала притягивать тюменцев. Вечером или в выходные дни там гуляет много людей, а это значит, что она свою задачу выполнила. Тем более грех там не прогуляться, когда всюду горят огни. А сейчас еще поставили много праздничных елок с огромными шарами. Зимой же по набережной холодно гулять, согласитесь?
Пешеходной улице предстоит себя показать в новогодние праздники. Это будет тест на любовь жителей. Власти как раз открыли там праздничную ярмарку, где продают глинтвейн на шишках, подарки, сделанные руками тюменских мастеров.
На улице Дзержинского можно спокойно полюбоваться деревянным зодчеством, изучить историю города. О нарративе в туризме я как-то писал в январе 2022 года, где рассуждал, что не одними аквапарками туристов привлекать надо. 10 лет назад мне вообще не была интересна история Тюмени, а гуляя по центру, я начал интересоваться: а что это за дом, а кто в нем жил?
Благо теперь у каждого дома появились информационные таблички, рассказывающие историю. Если бы в советские годы, а особенно в 2000-е тюменская власть и бизнесмены берегли свою историю, то ее бы на этой улице сохранилось больше. Пешеходная улица Дзержинского — гарант, что деревянное зодчество никуда не денется из центра. По крайней мере, те несколько деревянных домов.
Деревянный мотив соблюден везде — скамейки, детские площадки. Некоторые дома, к сожалению, еще не приведены в порядок, но уверен, что это дело времени. То же касается и хрущевок, стоящих тут. В администрации Тюмени сказали, что в 2023 году хотят заняться их внешним видом, чтобы не выбивались.
Перспективы
Уже хочется, чтобы поскорее пришло лето. Тогда расцветут деревья, цветы. Наконец-то увидим, каким будет озеленение, а то под сугробами пока ничего не видно. Вскроются и ошибки, которые допустили при строительстве.
Хочется, чтобы в будущем на улице появилось больше кафе и ресторанов. Сейчас там уже работают бары «Здоровье», «Дело», Mestia, рестораны «Калькутта», «Тамрико», «Сусами», кафе «Нора» и «Какаошная», знаменитый Bar. И это на расстоянии 550 метров. Мало? Надеюсь, что в будущем сюда придет еще бизнес.
Какие могут быть еще перспективы? Да, согласен, что напрашивается пешеходный переход на улице Республики. Народная память хранит еще «переход у "Темпа"», поэтому до сих пор бегают там через дорогу. Дзержинского не должна прерываться так резко.
Хочется удобный выход на набережную Тюмени. Власти хотят сделать подземный переход. Не стоит забывать про Контору пароходства, которая находится в 500 метрах от Дзержинского, и надо бы властям подумать, чтобы между этими объектами была удобная пешеходная связка. Ведь это может стать единой линией Контора пароходства — Дзержинского.
Теперь о проблеме
Нужны парковочные пространства. Вот куда ставить машины многочисленным тюменцам, которые приедут в центр погулять по Дзержинского? Вопрос открытый. Об этом уже писал один из наших читателей.
Как обстоят дела с зеленью, узнаем только летом. Насчет выбивающихся из вида хрущевок я писал выше — их хотят преобразовать. Отправиться в прошлое и не строить их мы не можем. Остальные проблемы, которые мы увидим в будущем, и вся кажущаяся сырость — это дело времени. Главное уже сделано — Дзержинского стала пешеходной. Она красивая, современная, там есть рестораны, где могут посидеть взрослые, и детские площадки, куда можно отправить малышей.
Не бывает всё сразу. Пока это лучшее, что появилось в Тюмени за последние годы. Надеюсь, дальше будет круче. Вот такой я оптимист. Считаю, что Кухарук выполнил своё обещание. Осталось только разобраться с Круглой баней — тогда можно ему памятник ставить.
Согласны с автором?