Город мнение Почему конкурс по выбору стелы «Город трудовой доблести» оказался нечестным — мнение архитектора

Почему конкурс по выбору стелы «Город трудовой доблести» оказался нечестным — мнение архитектора

Качество организации и результатов проведения архитектурного конкурса вызвало много вопросов

Антон Канаткин у места, где предлагал поставить стелу

Пару месяцев назад архитектор Антон Канаткин принял участие в конкурсе по созданию стелы «Город трудовой доблести» в Тюмени. Его вариант не дошел до всеобщего голосования — победителем стала работа Анастасии Лукиной. Монумент установят у сквера Николая Машарова. У Антона Канаткина в итоге остались неприятные воспоминания о результатах проведения конкурса и судейства мероприятия. Почему? Подробнее в его колонке.

С уверенностью могу сказать, нет смысла участвовать в подобных проектах — Тюмень и дальше будут закатывать в асфальт и бетон, не учитывая мнение его граждан и, особенно, профессионалов. А теперь обо всем подробно.

Что произошло и почему в Тюмени появится стела «Город трудовой доблести»

В 2020 году Государственная дума разработала федеральный закон о почетном звании «Город трудовой доблести». С одобрения президента звание вручается городам России, которые внести значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне. Сразу возникает несколько вопросов:

1. По каким причинам подобные награды решили вручать спустя 75 лет после победы в ВОВ?

2. В связи с чем данную награду вручают только «избранным» городам?

3. Почему данную награду вручают те, во время правления которых эти заводы были уничтожены?

Наши предки сковали Победу — их заслуги недостижимы и бесценны для нас. На сегодняшний день в Тюмени насчитывается 207 участников Великой Отечественной войне и около 5,7 тысяч тружеников тыла (данные на 9 мая 2021 года. — Прим. ред.), но даже им умудряются дарить на 9 Мая черствые пряники и мелкие денежные выплаты в размере 5–10 тысяч рублей.

Средняя пенсия наших ветеранов составляет около 35 тысяч рублей (данные на 2021 год), которые в десятки раз ниже, средней пенсии ветеранов в Европе.

В таком случае, может, стоит приостановить строительство памятников на каждом углу, посвященных ВОВ, а сэкономленные деньги переводить на счета наших ветеранов? Возможно, это будет проявление большей ценности Победы и гордости за наших ветеранов.

Вероятно, некоторые уже забыли главный лозунг начала войны И. В. Сталина: «Всё для фронта — всё для победы!», который звучал в каждом коллективе, на каждом заводе. После этих слов страна превратилась в единый боевой лагерь с единственной целью — победа в войне.

История нам подсказывает, что не только города и сёла трудились на победу, но и каждая деревня вносила свой значительный вклад в достижение данной цели. Исходя из этого, делаем вывод: награда «Город трудовой доблести» только «избранным» городам — это неуважение ко всем другим населенным пунктам бывшего СССР.

Более того, высшую степень отличия уже получили двенадцать городов-героев Советского Союза, прославившиеся своей героической обороной во время ВОВ. Вручали эту награду вожди, многие из которых сами учувствовали в боевых действиях.

Звание «Город трудовой доблести» поддержали 170 тысяч тюменцев. Только в городе не осталось тех самых заводов и предприятий, которые принесли эту доблесть.

Как прошел конкурс по созданию стелы

В честь данного события был проведен архитектурный конкурс на разработку стелы «Город трудовой доблести» в Тюмени. В нем приняли участие 13 конкурсантов. Трое не прошли отборочный тур. Из оставшихся выбрали трех финалистов, за которых в дальнейшем голосовали жители.

Во время основных выборов 17–19 сентября было предложено проголосовать за один из трех вариантов стелы и опустить листочек с номером в «ультрасовременную» урну из картона.

Современная урна для голосования

На сколько такие выборы можно считать легитимными, остается загадкой. Не проще ли и демократичнее было сделать голосование более «умным», например, через интернет. В таком случае больше проголосовало бы молодежи, а граждане могли бы тщательнее изучить представленные проекты в удобной для них обстановке и сделать правильный выбор. Данное мероприятие было, предположительно, организовано просто для галочки, а не для решения судьбы города при помощи граждан.

В положении о проведении конкурса был интересный параграф — 4.2.

«…К участию в конкурсе не допускаются: физические лица — члены оргкомитета и конкурсной комиссии, а также их близкие родственники; юридические лица и индивидуальные предприниматели — сотрудниками, учредителями которых являются члены оргкомитета и конкурсной комиссии, а также их подведомственные (дочерние) организации; сотрудники органов администрации города Тюмени, а также подведомственные муниципальные учреждения, муниципальные предприятия».

Несмотря на это, некоторые из финалистов имели прямое отношение к членам жюри и администрации города.

Например, третье место заняла Елена Викторовна Мальцева (она получила 50 тысяч рублей) — работник «Управления градостроительного планирования», которое находится в одном здании с Департаментом земельных отношений и градостроительства администрации Тюмени, то есть непосредственно с теми, кто организовывал сам конкурс. Участник, занявший второе место — Вяткин Сергей Павлович (он получил 150 тысяч рублей) является работником ООО «Мастерская архитектора Табанакова А. В.», генеральный директор которой был одним из членов жюри. Это простое совпадение?

Что предлагали на конкурс

Теперь сделаем разбор финальных работ и рассмотрим их архитектурные «некачества». Работы не имеют эстетической ценности с точки зрения архитектуры, поэтому мы рассмотрим только их общую информацию.

Третье место

Проект, занявший третье место, представляет собой увеличенную «ножку от стула», что говорит нам о ярком формализме и является неудачным для увековечивания памяти тружеников тыла. Расположился проект по задумке автора в сквере «Юннатов»

По задумке автора проект должен был располагаться в сквере «Юннатов»

Проект не демонстрирует отображения смыслового поля судостроительного завода, одного из главного завода Тюмени во время ВОВ. По расположению очередной раз нам предлагают уничтожить зеленую территорию и заменить ее на бетонную «ножку».

Второе место

Проект второго места расположился в сквере «Сибирский» — это одна из самых зеленых площадок в центре города, которую автор решил закатать в бетон. Складывается впечатление, что жюри отбирало конкурсантов по принципу — кто лучше закатает город в камень и сделает его более безобразным.

Сквер автор проекта предлагал закатать в бетон

Внешний вид проекта представляет собой каменную глыбу с тремя трубами, символизирующими завод. Этот «творческий» прием снова символизирует нам формализм и является низким показателем архитектурного проектирования.

Первое место

Первое место (за него победителю дали 400 тысяч рублей) занял проект, который оказался самым абсурдным. Автором стала модель, студентка 4-го курса ТИУ — Анастасия Алексеевна Лукина. В первую очередь возникает вопрос о месторасположении стелы. Объективно, что оно выбрано специально для облагораживания частного, супердорогого жилого комплекса бизнес–класса — «Машаров», который будет представлять собой новый «муравейник» в центре города.

Стела должна быть установлена у сквера Машарова

Представители жюри и администрации, видимо, запамятовали, что территория, где располагается данная стела, предназначена в дальнейшем для продолжения улицы Мориса Торезы до улицы 50 лет Октября, как указано на генеральном плане города, рассчитанного до 2040 года.

Внешний вид также не соотносится с судостроительным заводом и, тем более, с торпедными катерами, хотя это было одним из основных условий при проектировании стелы. Амфитеатр аналогичным образом создает ряд вопросов. Для чего его делать там, где будет огромное количество шума и загрязнения от проезжающих рядом машин?

Все три проекта представляют собой слабые архитектурные идеи для городской урбанистики, без особого смыслового поля судостроительного завода, предлагают вырубку существующих зеленых территорий и закатывания города в бетон.

Мой вариант стелы


Главной целью моего архитектурного варианта являлось: сделать экономически обоснованную композицию, несущую эстетическую привлекательность и пользу обществу в честь памяти тружеников тыла.

Внешний вид стелы
В своем предложении я разместил проект стелы на «Исторической» площади, напротив моста влюбленных.

В этом месте тематически объединяются темы фронта и тыла, а открытая площадка, которая не нуждается в дополнительных затратах на ее благоустройство и подведение коммуникаций, что существенно экономит бюджетные средства, в отличии от других вариантов.

В своей пояснительной записке, состоящей из 14 листов, я расписал свою идею и выполнил градостроительный анализ данной территории

Внешний вид верхней своей частью откликается с уже существующей стелой на Исторической площади, а нижней — формирует силуэт торпедного катера. Бронзовая лента символизирует волну. Второе значение: скрученная лента показывает искаженную жизнь людей того времени, которые ковали победу в тылу и на фронте. По краям ленты установлены скамейки. В центральной части стелы на перфорированном материале печать с изображением торпедного катера, а оставшаяся часть — каменное покрытие в одной цветовой гамме с существующей стелой на площади.

Общие габариты были вычислены при помощи золотой пропорции, что удачно вписывает форму в данную местность, не нарушая существующий архитектурный ансамбль. Стела сверху завершается орденом «Города трудовой доблести», именно орденом, а не гербом Тюмени, так как стела и так находится в Тюмени.

Возможно, пятиконечная звезда как один из символов Советского Союза — недопустим в современной России? Может это связано с тем, что мало какие достижения современной России могут конкурировать с достижениями наших предков из Советского Союза.

Как же было предсказуемо, что моя работа не войдет в первую тройку победителей. Ведь многие представители жюри — это те, кто постоянно становится главными «героями» в моих обзорах, по некачественной архитектуре Тюмени.

После выбора победителей мне письменно сообщили, что «вы заняли «почетное» 4-е место», без какого-либо объяснения или комментария. Может, у жюри стояла задача не выявить качественную работу, а выбрать вариант, который порадует хозяев «ЖК Машаров»?

Данное отношение напоминает мероприятие прошлогодней давности, где в архитектурном конкурсе «Зодчество-2020» в Москве Тюменская область с пятью региональными проектами получила серебряные медали. Всё бы хорошо, но нашу команду, которая работала над тремя из пяти работ, администрация даже не поблагодарила за разработку проектов.

В завершении хочется ответить, тем кто говорит: смысл критиковать то, что уже построили и нельзя изменить? Где вы были раньше, при проектировании? Могли бы дать совет администрации уже давно? Пусть ответом будет данная статья, смысл которой заключается в том, что предложения в администрацию поступают постоянно, только мнение профессионалов им особо не важно.

Просим вас посмотреть все четыре представленных проекта и оценить, какой из них мог бы занять место в городе:

Согласен с автором и его проектом
Поддерживаю один из трех вариантов, предложенных администрацией
Свое мнение напишу в комментариях

Антон Канаткин — архитектор. Он совершает пристальные прогулки по Тюмени: по Цветному бульвару (это архитектурное фиаско), по новому парку на берегу Туры, где есть педали для одиноких, по новой набережной (сделанной для кого угодно, но не для людей). Почитайте его разборы.

Согласны с автором?

Да
Нет

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
97
ТОП 5
Мнение
«Где то мерило, достаточно ли ты хорош?»: тюменский акушер-гинеколог — о темной стороне достигаторства
Анонимное мнение
Мнение
Тюменца возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления