Город мнение

«Людям оставили непроходимую бетонную преграду». Тюменский архитектор — о набережной на левом берегу Туры

Специалист уверен: при проектировании ликвидировали доступ к воде и вид на реку сделали запретным

Новая набережная популярна среди горожан. Но так ли она хороша?

К набережной на правом берегу Туры в Тюмени уже привыкли. Четыре уровня регулярно критикуют: мало зелени, мест для коммуникации, беспощадное солнце, от которого негде скрыться. Чуть более удобная часть — у «Конторы пароходства». На левом берегу появилась новая площадка: вместо зелени и пустующего склона — спортивные зоны и детские качели. Удобно? Для всех жителей города? Оправданно ли? Архитектор, занимающийся проектированием жилых и общественных зданий и сооружений, а также благоустройством городского пространства, член САР Антон Канаткин буквально по сантиметру изучил новую площадку. Что он увидел — в его авторской колонке.

На сегодняшний день наши специалисты научились только разрушать природу и деградировать архитектуру Тюмени. Давайте разберем ошибки, которые были допущены при проектировании набережной. В начале стоит обратиться к истории и посмотреть, каким живописным место было раньше.

Мы потеряли зеленый пейзаж с высокорослыми деревьями, доступ к воде и песчаный берег, тишину и спокойный отдых в окружении природы

Перед исполнителями проекта должна была стоять задача преобразить данное место, улучшить его. Как здесь не вспомнить слова Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, получилось как всегда»?

Только вдумайтесь: на берегу было вырублено больше сотни деревьев, и полностью разрушена экосистема берега

Пешеходные коммуникации и парковочные места


Первое, с чем мы сталкиваемся при входе на набережную, — это не пение птиц, журчание речки и прекрасный вид, как многие могут подумать, а шум генераторов, которые «соревнуются» между собой по степени громкости и «орут» на полную прибыль своих хозяев в ущерб отдыхающим гражданам.

Точки, которые обслуживают генераторы

Проектировщики должны были предусмотреть места для уличных кафе: где будут стоять, сколько места будут занимать, как транспортироваться, как подключаться к электричеству, чтобы не использовать шумные генераторы, и тому подобное. Сейчас это не организовано и выглядит хаотично. Почему выход с моста Влюбленных осуществляется сразу на проезжую часть? Пешеход может выходить только влево по «зебре», а прямо попадает на дорогу, тем самым нарушает ПДД. Этот момент является недоработкой безопасности входной зоны.

Количество парковок рассчитано неверно. Это произошло из-за большого количества функций на набережной. Пространство относительно небольшое, а функции активного и пассивного отдыха приближены вплотную друг к другу, тем самым создают переполненность и дискомфорт.

Решение: нужно было выбрать одно из направлений отдыха (например, прогулки вдоль берега и пикник на природе) и дополнить необходимой инфраструктурой для этого. Детскую площадку, огромный кафетерий, скейт-парк, сцену проектировщики впихнули на небольшое пространство, потому что этих функций не хватало на другом берегу, — действовали от крайности, следовательно, неправильно.

Парковки для инвалидов под мостом всегда переполнены автомобилями без значков «инвалид». Для некоторых граждан эти паркинги являются еще и местом для развития своего «сладкого» бизнеса, что подтверждает инвалидность этих бизнесменов. Вот нарушение правил ПДД.

Решение: установить видеофиксацию нарушений на парковке.

Обратите внимание, как организована сеть пешеходных переходов с парковки на набережную. Справа мы видим, что, поднимаясь по ступенькам с парковки, мы попадаем на открытую проезжую часть, где нет «зебры» и знаков. Слева мы все-таки видим пешеходный переход и знак. Но куда ведет нас этот переход? В газон, где не предусмотрен выход на парковку.

Решение: разобраться и привести зону пешеходных переходов в порядок.

Переведя свой взгляд на улицу Береговую, идущую вдоль церкви, мы наблюдаем странную ее форму, а точнее, ее изгиб.

Из своих наблюдений и предположений я не мог найти логического объяснения этого явления. Возможно, просто уснул асфальтоукладчик, или церковь решила отдалиться таким образом от шумной набережной. Многие знают, что изначально часть этой дороги была прямой. Зачем было ее искривлять? Ведь технически это было сложнее выполнить.

Предположим, что они хотели снизить скорость автомобиля. В таком случае не проще было сделать искусственную неровность или вообще этот участок дороги отдать пешеходам, а подъезд к церкви и новому жилому комплексу осуществлять с улицы Щербакова или Красноармейской?

Двигаясь всё дальше к архитектурной профанации, от которой мой глаз стал дергаться еще чаще, мы приблизились к извилистой бетонной стене, которая находится вдоль берега, рядом с пешеходной частью.

Почему ограждение бетонное? Наш город боится набегов Орды? Или из-за наводнений, которые поднимаются на эту отметку раз в 100 лет? Предполагаю, что высоту они сделали для того, чтобы не отходить от своих главных принципов — ликвидировать доступ человека к воде и даже вид на реку сделать под запретом.

По какой причине фонари вдруг выскочили на пешеходную часть? Почему фонари подсвечивают только бетонное ограждение? Где подсветка велодорожки? Почему фонарные столбы такой формы? Они больше напоминают виселицы. На чём основывается стиль фонарных столбов для данной местности? Для чего тактильная плитка сделана вокруг фонаря? В любом случае инвалид не успеет среагировать на опасность и ударится об столб. Она только мешает обычным людям во время прогулки, как и сами столбы.

Решение: пешеходную часть сделать шире, например, как в Хабаровске, где находится одна из самых красивых набережных России.

Вариант оформления ограждения и зонирования территории можно было выполнить в абсолютно другом исполнении: четкое распределение велодорожек и прогулочной зоны за счет зеленой полосы для большей безопасности; перила необходимо было выполнить более открытыми, чтобы сохранить вид на реку; фонарные столбы — в одном стиле с окружающей исторической застройкой.

Функциональное зонирование территории


На территории возле церкви можно было сделать парково-прогулочную зону с возможностью выхода к реке в виде пирсов и песчаного берега.

Сохранить газон для пикников или мест для загорания. При новейших технологиях укрепление берега можно было выполнить в более скрытом виде при помощи армирования геоматом или георешеткой, что существенно было бы экономичнее и сохранило природную среду и ландшафт.

Многим непонятна функция следующего сооружения.

Кто-то может подумать, что это сцена. В таком случае между сценой и зрителями должно быть более большое расстояние. Почему на сцене нет подключения к электричеству? Зачем два отверстия для деревьев, если это сцена, они ведь будут мешать обзору? И опять никакой солнцезащиты. Место для данного арт-объекта выбрано неудачно.

Идем дальше. Тема лежаков напротив церкви, думаю, не нуждается в комментариях. Для служителей церкви это будет являться еще одним непростым испытанием во время обета молчания.

Решение: лежаки нужно перенести в другое место.

Продолжая наш тернистый путь наблюдений, мы встречаем странную конструкцию, которая своим видом напоминает беседку, отвернутую от речки. В Тюмени принципиально нельзя любоваться природой.

Внутри могут разместиться около 6–8 человек, но зачем? Чтобы сидеть напротив друг друга? Там даже столика нет, значит это не беседка. На мангальную зону тоже не тянет, так как было бы странно жарить шашлыки напротив церкви. Остается солнцезащита, но создание такой сложной, дорогостоящей металлической конструкции, обшитой деревом, является полностью экономически необоснованным. Спрятаться от непогоды могут только избранные. Остальные пешеходы сидят на лавочках и наблюдают, когда освободится место под солнцем.

Во время прогулки на открытой, незащищенной территории, когда температура превышает +25 градусов по Цельсию, нужно устанавливать предупреждающие таблички, где будет написано: «Наша набережная не имеет солнцезащитных козырьков. В связи с этим прогулка с 10:00 утра до 17:00 часов вечера более 30 минут на солнце может подвергнуть ваше здоровье опасности и привести к тепловому удару».

Решение: сделать козырьки и фонтанчики.

Детская площадка — и опять никакой солнцезащиты и ограждения со всех сторон. Зачем?

Решение: убрать ограждения между тротуаром и деревянным настилом. Добавить козырьки от непогоды.

Непонятные бетонные конструкции, представляющие собой ужасные клумбы, на которых умудряются сидеть люди, которые могут получить при этом проблемы со здоровьем, так как бетон — материал холодный. Никакой эстетической составляющей этот объект не представляет, следовательно, нужно переделывать.

Решение: данную конструкцию необходимо изменить — верхнюю часть сделать деревянной, чтобы удобно и безопасно было сидеть. Сам бетон замазать и сделать более привлекательным. И обязательное условие — добавить солнцезащиту!

Очень странное, на мой взгляд, расположение скейт-парка. Когда я проходил рядом, меня попросили отойти подальше, так как планируется какой-то супертрюк, и через секунду трюк был выполнен прямо на пешеходно-прогулочную часть.

Это говорит нам о том, что место для данного сооружения было выбрано неудачно. Здесь идет пересечение функций, тема активного отдыха близко граничит с пассивным отдыхом.

Решение: скейт-парк можно было сделать в районе «Конторы пароходства», там место для молодежи более развито.

Неудобство данного скейт-парка заключается еще и в том, что до него неудобно и опасно добираться — по мосту проезд на скейтах, велосипедах, самокатах и роликах запрещен. Но дети всё равно ездят, и это очередная ошибка разработчиков, которые не предвидели эту проблему.

С более глубоким изучением данной местности мой здравый смысл всё больше теряет свою силу. Вместо живого газона, цветников и кустов мы видим щепу. Но не просто щепу, а щепу, покрашенную в цвет уничтоженной травы.

Решение: убрать щепу, засадить газон и добавить больше зелени в виде кустов и деревьев.

Дополнения

Просто посмотрите ниже.

Каждый ребенок знает, что если где-то есть лошадки, то есть и биологические последствия. Это один из бичей Тюмени и к тому же повод жестокого обращения с животными
Кто-то может подумать: «Что за металлические параллелепипеды периодически выскакивают у нас на пути?» Возможно, здесь похоронена надежда на удачное благоустройство Тюмени. Если это связано с электричеством, тогда почему нет предупреждающих знаков? Почему их нельзя было перенести в кусты, спрятать каким-то образом?
Внимательный гуляющий гражданин заметит и задаст вопрос: что это за интересные палочки с двумя красными полосочками, расположенные вдоль одного из тротуаров? Нет, это не положительный тест на беременность здравого смысла — это колесоотбойник, который используется на парковках для предупреждения случайного наезда автомобиля на рядом стоящие объекты. Почему они расположены на тротуаре? Вселенной это неизвестно

Ограждения


Ограждения потеряли свою эстетику давным-давно. Во-первых, они являются очень массивными; во-вторых, содержат большое количество материала крупного сечения металлических труб и дерева; в-третьих, функциональная роль перил не требует таких огромных размеров высотой 1,2 метра; в-четвертых, их стоимость составляет около 18 000 рублей за погонный метр.

Для примера, более легкие сварные заборы можно заказать в Тюмени за 2–3 тысячи рублей за секцию, то есть в шесть раз дешевле. Зачем тратить такие огромные бюджетные средства на такие нецелесообразные ограждения? Тоже непонятно.

Решение: заменить ограждения на экономичные и более эстетические.

Самый безопасный пандус на земле находится в Тюмени, с двумя перилами по бокам. Неслыханную высоту — 8 сантиметров — вы сможете преодолеть теперь без опаски.

Решение: По СНиПу высота в три ступеньки, или 450 мм, может выполняться без перил и ограждений.

Печальный вывод

В данной статье я постарался учесть самые главные недочеты и ошибки проектировщиков. Без внимания остались только: велопарковки; скамейки; неудачная расстановка фонарей — где-то их слишком много, где-то их не хватает; переполненные мусорки и их расположение на тротуаре (урны должны были быть круглой формы, а не квадратной, тем самым они лучше вписались бы в извилистую бетонную форму); общественный туалет, на котором не читаются знаки WC издалека, а сливаются с темным фасадом; деревянный настил перед будущим зданием кафетерия, который используется торговцами, прокатчиками и конями, указывая нам на очередной базар.

Главной ошибкой проектирования набережной стало отделение человека от природы, а также запрет выхода к реке и даже вид на нее. Но люди всё равно будут идти к ней и тянуться — это их первозданная суть.

Вырубка огромного количества деревьев сделала набережную неживой, каменной и бездушной. Людям оставили непроходимую бетонную преграду, из-за которой теперь приходится стоять и скучать по красоте, которой больше нет.

Можно только верить и надеяться, что продолжение строительства набережной и другого благоустройства Тюмени будет осуществляться при помощи грамотных специалистов и архитекторов, которых привлечет когда-нибудь наша администрация к данной работе.

Антон Канаткин такую же пристальную прогулку уже совершал по Цветному бульвару (это архитектурное фиаско) и по новому парку на берегу Туры, где есть педали для одиноких. Почитайте его разборы — они очень логичны.

Туру в последние годы заковывают в гранит. Вдоль реки в центре города всё меньше зелени. Власти решают эту проблему: например, в прошлом году они выставили ивы в кадках. В жару они засохли, но специалисты отмечают, что ничего страшного не произошло. Как получилась такой набережная — в интервью от ее создателя.

Тура в городской черте становится всё менее судоходной. Об этом рассказывает владелец катера Владимир Бухвалов. В прошлом году в разгар адской июльской жары он провез нас по реке — посмотрите, какая она красивая.

Согласны с автором?

Да
Нет
Мое веское мнение будет в комментариях
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем