Город мнение Табурет с педалями для одиноких сердец: тюменский архитектор — о фиаско набережной в Заречном парке

Табурет с педалями для одиноких сердец: тюменский архитектор — о фиаско набережной в Заречном парке

Антон Канаткин в авторской колонке разобрал главные проблемы новой зоны отдыха

Тюменский архитектор по пунктам разобрал проблемы набережной в Заречном парке

В Заречной части Тюмени появилась еще одна набережная, она располагается в районе парка. Не всем тюменцам она нравится. Почему? В авторской колонке на 72.RU объясняет архитектор Антон Канаткин. Он насчитал более десятка странностей и недочетов. О каждой в подробностях — от первого лица.

Весь цивилизованный мир стремится быть ближе к природе. Ученые пришли к выводу, что одна из основных проблем стресса, утомления и апатии — отсутствие контакта человека с природой. В больших городах эта связь потеряна. Архитектура должна приносить обществу пользу и преображать любое пространство, где обитает человек. Но если этот инструмент окажется не в тех руках — общество получит некачественную архитектуру. Я попытался оценить набережную парка «Заречный» в Тюмени и каждое решение этого объекта по фразе «это фиаско!» Посчитаем, сколько «фиаско» соберет этот проект?

Проблема подтопления


Проблему подтопления решили, возведя трехметровую дамбу. Но появилось две других — отсутствие доступа к водоему и визуальная блокировка пейзажа реки Туры с территории парка. Но если мы говорим о Тюмени как о будущем городе-миллионнике, то нужно мыслить более широкими категориями. Существует множество методов борьбы с паводком:

1. Самый эффективный — это строительство плотин и водохранилищ, которые можно использовать как ГЭС (гидроэлектростанция).

2. Обводные каналы — дополнительные каналы для отвода воды.

3. Увеличение пропускной системы рек: чистка рек от мусора, расширения русла реки для большего пропуска воды.

В данном случае проблема решена радикальным способом — строительством дамбы. Трудностей для отдыха жителей стало больше. Дамбу можно было отодвинуть от берега на 20–30 метров в глубь парка, так как связь человека с рекой важнее прогулок по парку. А значит, преимущество за пляжем.

В Тюмени очень мало городских пляжей, можно сказать, что их практически нет

Отдых на берегу


Территория до строительства имела привлекательный естественный вид. Доступ к воде и пляж — это основные требования человека для отдыха на природе. Проблема затопления мешала гражданам отдыхать в течение 1–1,5 месяцев (примерно с мая по июнь), когда территория была под водой.

Когда мы смотрим на фото старой Тюмени, то каждый раз удивляемся — какой был зеленый город. Сейчас это каменно-бетонные джунгли

После возведения дамбы эту проблему решили, но отдых на речке полностью уничтожили. Теперь затопления нет и отдыха нет — это «фиаско № 1». Но «специалисты» придумали, как решить эту проблему и усмирить негодование граждан — сделали площадки с лежаками. Вдоль 300-метровой набережной они расположили целых 25 деревянных лежаков. Раньше на песочке можно было позагорать и пожарить шашлычки нескольким сотням человек, сейчас это будут делать только те, кто занял лежак. Но человек, который спроектировал зону отдыха, забыл (либо вовсе не знал), что существует принцип толпы.

Предположим, существует пляж, на котором отдыхает множество людей; значит, у вас не возникнет внутренних противоречий прийти и лечь позагорать аналогичным образом. Когда количество мест имеет ограниченное количество и они выставлены напоказ, то отдыхать на таких лежаках будет дискомфортно, потому что за спиной на расстоянии 2–3 метров будут гулять люди — это «фиаско № 2». Получается, что проблема отдыха осталась нерешенной и усугубилась. Как можно это решить? Чтобы не было пересечений функциональных интересов, необходимо четко разграничивать зоны. В данном случае, например, добавить зеленую изгородь.

Потяните бегунок — посмотрите, как можно было разграничить зоны

Зоны отдыха на другом конце набережной нужно было выполнить в несколько уровней и с них сделать прямые выходы на пляж, а ограждения с верхних площадок убрать либо сделать низкими, чтобы открыть вид на реку.

Без забора лучше, но безопасно ли?

Визуальное блокирование пейзажа реки


Визуальный облик любого общественного пространства — самое привлекательное, что человек оценивает в первую очередь. Многие приходили на пляж не только позагорать, но и просто посидеть у реки, порыбачить. Главное — контакт с природой, но сейчас этого нет. Более того, на чертеже разработчиков мы видим, что встроенные шезлонги на склоне набережной расположены с противоположной стороны, то есть в сторону города и дороги — это «фиаско № 3».

Не унывая, «специалисты» продолжали свой тернистый путь, на котором всё возникали и возникали проблемы, которые они тленно решали, создавая при этом еще больше других.

Раньше можно было любоваться рекой с любой точки берега. Сегодня количество мест для наблюдений за природой ограничено. Вдоль всей набережной мы видим только в некоторых местах островные площадки для отдыха. Остальное пространство сделали прогулочной зоной, которая по своим характеристикам не является местом для любования природой, потому что это проходная зона, где отсутствуют даже скамейки, — это «фиаско № 4».

Посмотрите, какой длинный печальный перегон, там можно только идти, присесть негде, хорошо бы появилось больше урн, чтобы не нести мусор через весь коридор

Что с этим можно сделать? По некоторым рекомендациям расстояние между скамейками в парках должно составлять 100–150 м. В данном случае они учли эти данные, но опять забыли (либо не знали), что проектируют набережную, где количество мест для отдыха должно быть гораздо больше, примерно на расстоянии 20–30 метров друг от друга. Их расположение должно открываться в сторону реки.

Зонирование территории


На набережной заложены прогулочная зона и велодорожка, площадки для отдыха, спортивная зона, зона причала, место памятника морякам. Тротуар шириной около 6–7 метров, что вполне достаточно для прогулок. Но в отсутствие выходов в парк и малого количества площадок для отдыха прогулочная зона выглядит как бесконечный тоннель, который надо преодолеть. Это принесет очередной дискомфорт во время прогулки — «фиаско № 5».

Только вперед или назад, хотя, по мнению архитектора, стоило бы предусмотреть выходы на расстоянии 30–50 метров.

На набережной существует вечная проблема общественных пространств Тюмени — отсутствие защитных козырьков от непогоды (солнце/дождь). Но это полбеды. Кое-какие, но зоны отдыха есть — это лежаки и табуретки. Да, уважаемые читатели! Одиночные табуретки для людей, которые гуляют сами по себе. Чем руководствовались «специалисты», проектируя данные «произведения» благоустройства, я не смог найти — это «фиаско № 6». При этом следует учесть, что зона отдыха обращена в сторону парка, а не реки. Опять запрет смотреть на реку?

А может, одиночный табурет — не так уж и плохо, никто не подсядет! 

На мой взгляд, необходимо убрать табуретки и сделать полноценные места отдыха с защитными козырьками. По мнению «кулибиных», одной из изюминок данного проекта могли стать лавочки с педалями.

Если ваши ноги достаточно длинны и вы устали сидеть, то можно будет размяться

Они сделаны для того, чтобы человек, гуляя, смог сесть, покрутить педали и полюбоваться на речку… Ой! Полюбоваться? Еще чего!? Смотрим расположение скамеек и понимаем, что здравый смысл покинул голову «специалистов» окончательно, т.к. скамейки они расположили спиной к реке — это «фиаско № 7». Ну и для добивания рассудка — одиночная скамейка с педалями.

Если вам одиноко, то можно прийти на набережную и педалировать

Продолжая тему спорта на набережной, лавочками с педалями история не заканчивается. Здесь еще расположились уличные тренажеры. Почему их два и почему именно лыжи и качели — вопросов опять больше, чем ответов. Могу предположить, что лыжный тренажер установлен в честь того, что раньше здесь люди катались на лыжах, а теперь их радость разделит одинокий тренажер — это «фиаско № 8». И почему они установлены на выходе из парохода, преграждая путь, — опять неизвестность и очередная глупость?

Еще и боком к реке: видимо, наблюдать за речкой с набережной запрещено принципиально

Причал — это сразу «фиаско № 9». Рядом с входом на судно мы наблюдаем ограждения, своей массой которые выдержат лобовое столкновение с автомобилем, а вход на предполагаемое судно огражден цепочкой. И обрыв за ней составляет около 3–4 метров. Судно на таком уровне будет плавать максимум пару недель в году, потом паводок закончится, а «дыра» останется? Опять «специалисты» забыли о природных особенностях?

Антон Канаткин предлагает оставить причал только с лестничной стороны, а дыру закрыть

Памятник морякам России лучше было сделать в конце прогулочной зоны или сквера, но никак не сбоку. При марше и поднесении венков это было бы целесообразнее.

Впрочем, возможно, маршей и поднесения здесь не будет

Эстетическая привлекательность и дополнения


В этой части рассмотрим освещение, ограждения, велопарковки, пандусы и цветовую подборку материалов. Фонарные столбы выполнены в двух типах: первый — с направленным освещением, второй — с радиальным.

Радиальное свечение, по мнению тюменца, нецелесообразно

Если с первым типом всё понятно — он освещает тротуарную дорожку, то второй благодаря своим свойствам распространяет свет на 360 градусов и является декоративным освещением. Например, для подсветки деревьев в парке. Здесь он подсвечивает воздух и является нефункциональным.

Площадки отдыха не подсвечены. Почему-то фонарь стоит на противоположной стороне от лежаков, хотя должен освещать зону, и по какой-то причине у трех лежаков две урны, что тоже является вселенской загадкой, — это «фиаско № 10». Второй тип фонарей не выполняет здесь своей функции. У них разные стилевые решения, что тоже является эстетическим недостатком. Лучше заменить второй тип фонаря и расставить их рационально.

Обратите внимание, на первом фото урны нет у одного из лежаков. Почему? Логично поставить тоже. А еще добавить фонарей

Если в «лучшем городе Земли» есть недостатки, то на первое место выйдут заборы и ограждения. Еще и такие массивные, что не поддаются объяснению.

Заборы — любимый арт-объект тюменских властей

Ограждения такие же, как на набережной возле моста влюбленных. Видимо, один и тот же поставщик, который не слышал о слове «разнообразие». Почему ограждения идут с двух сторон? Если со стороны реки — это объяснимо, то со стороны парка не ясно, а на спусках вообще нет ограждения. Это очередное «фиаско № 11». На мой взгляд, мы видим устаревшую, очень массивную модель, ее стоило бы заменить на более легкое, воздушное, экономичное.

Действительно, лестница без перил кажется опасной, надо добавить

Не давая отдыхать от сумбурных решений в проекте, мы продолжаем обзор. Как вам фонарь, который выскочил неожиданно на пешеходную часть? Почему велопарковки расположены на пути передвижения пешеходов? Опять остается загадкой — это «фиаско № 12».

Если какой-то человек оставит здесь велосипед, то пешеходам будет несладко

Шло время, а мы всё не могли найти положительных моментов и подошли еще к одному «шедевру» — это пандусы длиною в жизнь, еще и из нержавейки, — это «фиаско № 13».

Проблема таких пандусов еще и в том, что они очень узкие, разойтись там сложно даже на своих двоих

Цветовая подборка материалов. Ура! Мне удалось найти один положительный момент — это удачная подборка цвета дерева у лежаков, он четко подходит к окружающему пейзажу. Ложка дегтя, к сожалению, существует и здесь — это цвет дерева у ограждений. Оттенки дерева в данном случае должны совпадать, в ином случае — это «фиаско № 14».

Наверное, для многих это не так важно, но специалисты считают, что необходимо выдерживать стиль

Наконец-то мы подошли к завершению рассказа о набережной, тем самым приблизили счастливый конец грустной истории. В конце нас ожидало большое количество людей, которые из небольшого окошка нашли доступ к водоему. Здесь они катаются с горки на тюбингах, ходят на лыжах вдоль речки и просто гуляют по берегу.

Если вы выберетесь за забор, то будет вам счастье
Здесь можно веселиться в естественной среде

Количество «фиаско» — 14 штук. На сегодняшний день — это самый провальный объект общественного пространства для отдыха в городе. Естественный бесплатный городской пляж уничтожен, скорее всего, это было сделано преднамеренно, потому что рядом платный аквапарк, которому негоже простаивать.

Задание создать пространство против людей — выполнено. Такое ощущение, что «специалисты-разработчики» делали это целенаправленно, и это единственное оправдание для них. Но если мы допустим, что они делали это с серьезными лицами, думая, что данный проект принесет кому-нибудь пользу, тогда им оправдания нет — это полное фиаско, друзья. Несмотря на позитивный взгляд на жизнь, мне не удалось найти положительных моментов у данной набережной. По всем показателям — это антинародный объект, который выполнен компанией профнепригодных специалистов.

Согласны с автором, что проект набережной в Заречном парке не продуман и не очень удобен людям?

Да, куча недостатков
Нет, мне все нравится
Хочу посмотреть ответы

Туру в последние годы заковывают в гранит. Вдоль реки в центре города всё меньше зелени. Власти решают эту проблему: например, в прошлом году они выставили ивы в кадках. В жару они засохли, но специалисты отмечают, что ничего страшного не произошло. Нынешней весной нужно проследить — все ли кадки выставят обратно.

Тура в городской черте становится всё менее судоходной. Об этом рассказывает владелец катера Владимир Бухвалов. В прошлом году в разгар адской июльской жары он провез нас по реке — посмотрите, какая она красивая.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем