Главный корпус Тюменского государственного университета сносят — здание по улице Республики, 9 постепенно исчезает. Его стены разрушают экскаватором, а рабочие разбирают полы и перекрытия. У многих тюменцев от этой картины щемит сердце: здесь выросло не одно поколение филологов, лингвистов, журналистов, издателей и даже химиков. Выпускники ТюмГУ поделились трогательными воспоминаниями и фотографиями о студенческих годах на Республики, 9. Здесь истории о холодных кабинетах, сне на задних партах, модных прическах, первых сессиях и задорном университетском радио. Читаем и пытаемся не плакать.
— Помню, как прогуливали пары в столовой, спали на видавших виды продавленных диванах в коридоре. В санузлах из крана бежала только ледяная вода. Ректором тогда был Валерий Фальков — тот самый, который сейчас министр. Он рассказывал нам о том, как любит кормить белочек в парке, и отчитывал за то, что в морозы сидим в аудиториях в дубленках, шубах и пуховиках. Но делали мы так вовсе не из-за вселенской придури. Зимой в некоторых аудиториях на первом этаже было очень холодно, — вспоминает Екатерина Бурлева, которая закончила журфак в 2014 году.
— Я помню посвящение в студенты: и официальная, и неофициальная части были по-своему хороши. Капустники всякие проводили в самой большой аудитории на четвертом этаже, номер не помню. На этом же этаже был женский преподавательский туалет, куда студенткам заходить запрещали. Оказалось, потому, что педагоги там тайком курили, — рассказывает читательница 72.RU.
— Сердце кровью обливается... Прошло пять лет в этом здании, такой родной корпус, стены, окна. Столько воспоминаний. Один вопрос: неужели деньги решают всё? Грустно мне, товарищи, смотреть на это и больно, — пишет выпускница Евгения Печеркина.
— Умом понимаешь, что требуется обновление и шаг в ногу со временем, но душа болит о прожитом. И уже не будет теплых мимолетных воспоминаний, когда проезжаешь мимо. Красивые, но чужие окна незнакомых аудиторий душу греть не будут, — сожалеет Наталья Голдобина, окончившая филфак в 1997 году.
— Я отдал этому месту практически 11 лет жизни, впервые оказался там в 2010 году, когда начинал ходить на подготовительные курсы к ЕГЭ. Пока я учился и работал там, филфак казался чем-то, что пребывает вне времени и пространства: меняются лица в помещениях, образовательные программы, направления развития вуза, но Серый Дом с красными коврами, деревянными скамейками, просиженными древними диванами и пропахшими кофе и выпечкой этажами никуда не денется, он всегда будет здесь. Казалось, ты всегда можешь прийти сюда — на родную кафедру, в родные аудитории, ощутить знакомый, практически домашний запах и провести рукой по неровной лакированной поверхности прибитой к стене вагонки. Всегда, стоит только захотеть. Однако время распоряжается по-другому, — поделился Сергей Пятков.
— Три поколения в нашей семье закончили ТюмГУ: моя мама, старшая дочь и я. Господи, как ножом по сердцу, — пишет наша читательница Елена Хирш.
— Одной мне не жалко это здание? Как вспомню, какая дубарина была в крыле, где отделение журналистики, так всю ностальгию убивает! Совсем не весело было сидеть на занятиях в верхней одежде, — рассказала Анна Еремек, выпускница 2009 года.
— О годах учебы в университете у меня самые теплые воспоминания. Как после первой пары латыни мы с одногруппницей пошли к декану с просьбой перевести нас на отделение журналистики. Как я случайно порезала канцелярским ножом единственного парня в группе. Интереснейшие пары по зарубежной литературе и харизматичного преподавателя Ирину Советовну Карабулатову, которая впоследствии стала моим научным руководителем. Моих чудесных подруг, с которыми мы образовали арт-группу «КойКа». Как мы уходили с пары чуть пораньше, чтобы не стоять в очереди в столовую и закусочную, — вспоминает Ирина Шарова, выпускница отделения журналистики.
— Я помню коридоры с паркетом и красными дорожками, где мы без стеснения сидели на полу и готовились к парам. У нас было два года латыни и современного славянского языка, семестр древнегреческого языка и почему-то «Лекарственные растения Тюменской области» в качестве курса по выбору. На «Технике речи» с Ириной Васильевной Гендлер мы оттачивали произношение на «Искусстве любви» Овидия. А еще в стенах этого здания я встретила своего будущего мужа, — поделилась читательница 72.RU.
— Мне нравился этот корпус своей непосредственностью. Там была какая-то особенная атмосфера, как будто даже стены могут рассказать историю. Не было пафоса и модного ремонта, но было очень душевно, — пишет читательница 72.RU Вероника.
— Я была плохой студенткой и редко появлялась на парах. Многие преподаватели долго не могли запомнить меня в лицо, потому что редко видели. Но всегда были очень снисходительны, когда слышали, что я работаю по своей специальности. Всегда были готовы помочь и подсказать. С теплотой вспоминаю моего научного руководителя — Гульсину Мавлютовну. С ней мы разбирали потрясающие фильмы 90-х, о существовании которых я бы не узнала сама. Обожаю своих одногруппниц, с которыми мы могли болтать часами напролет. Начинали обсуждать зарубежную литературу, а заканчивали школьными байками и съемками обращения к Владимиру Путину, за которое нам позже прилетело от директора, — улыбается Елена Леушина, окончившая журфак в 2017 году.
Снос ТюмГУ: хроника
В конце августа начали сносить 168-летнее здание на улице Семакова, 10. Раньше там располагалось уездное училище, которое построил местный купец и глава города Кондратий Кузьмич. В октябре приступили к сносу и главного корпуса университета на ул. Республики, 9. Все ждали масштабного разрушения здания, но техника работает медленно, уничтожая участок за участком. Смотрите, как разрушают здание, в котором училась тюменская интеллигенция, в нашем ностальгическом фоторепортаже.
Строительство нового корпуса ТюмГУ оценивается в 4,2 миллиарда рублей. Он появится на месте старого четырехэтажного здания и бывшего уездного училища в 2024 году. Проект нового внешнего вида учебного заведения раскритиковал архитектор Виктор Станкевский. В середине июня руководство ТюмГУ заявило, что готово изменить немного внешний вид будущего корпуса. Спустя несколько недель стало известно, кто будет строить новый корпус вуза: тендер заполучил «любимый подрядчик губернатора».
О том, чем было знаменито уездное училище по соседству, в авторской колонке рассказал активист «Городских проектов» Аркадий Каюгин. Он уверен, что особняк достоин статуса исторического объекта и его не стоит сносить.