В Тобольске завершилось голосование за имя аэропорта. С огромным отрывом выиграл Семен Ремезов — 76% голосов. Несмотря на такое единодушие тоболяков, не всех устроил список кандидатов из-за отсутствия в нем Ермака. Вспоминаем, какие известные люди высказались об этом скандале.
Конфликт вокруг Ермака Тимофеевича разгорелся в Тобольске за год до того, как началось голосование. В честь 435-й годовщины гибели знаменитого российского атамана в Тобольске решили установить памятник. Инициатором установки стал фонд «Возрождение Тобольска». Против выступили представители татарских общественных организаций. У них завоевания Ермака вызывали негативные эмоции.
В 2021 году общественная палата Тобольска утвердила шорт-лист имен, которыми можно назвать аэропорт города, среди них не оказалось Ермака. В первую очередь это не понравилось тюменским казакам, которые выступили за включение атамана в список.
Известные личности о Ермаке
О ситуации высказался писатель Захар Прилепин.
«Не было бы Ермака — не было бы в составе России русской многонациональной Сибири», — заявил писатель.
Поддержал писателя известный переводчик фильмов и блогер Дмитрий Гоблин Пучков. Он заявил, что борьба с Ермаком носит националистический характер.
«Сначала объявлялись плохими коммунисты, потом все коммунисты оказывались русскими, потом — всё русское должно быть уничтожено. Кстати, смешно, ведь нет уверенности, что сам Ермак Тимофеевич был русским. Любой национализм в России так или иначе подкармливают и окормляется из-за рубежа», — прокомментировал Пучков изданию «Ваши новости».
Частный гость видеоблога Пучкова известный историк и реконструктор Клим Жуков тоже не остался в стороне. Он на своей странице сравнил отказ от включения Ермака в шорт-лист с движением BLM в США, но только российского разлива. Клим Жуков подошел к вопросу с исторической точки зрения.
«Экспансия России в XVI веке носила вненациональный, феодальный характер. Так в переговоры с Сибирским ханством были активно вовлечены татарские же мурзы. Не было никакой разницы в те героические годы, какой ты крови. Важно было, под чьим стягом гоняешь. Кучум, которого обидел Ермак, — узурпатор. Он убил законного хана Сибирского улуса Едигера, опираясь на помощь Бухары и Абдалла-хана II. Едигер к тому времени дважды принес Ивану IV вассальную клятву, высылал шертные грамоты и просил принять под свою руку. Непонятно, как и каких именно татар расстроит имя Ермака Тимофеевича на доске в аэропорту. Потомков тех, кто поддерживал узурпатора Кучума? Тех, кто хотел присоединиться к Москве?» — задается вопросом Клим Жуков.
Историк и журналист Николай Сванидзе, комментируя скандал в Тобольске, заявил, что в этой ситуации невозможно найти единую коллективную точку зрения на личность Ермака.
«Если эта идея встречает неприятие у части общества, значит, нужно от нее отказаться. Зачем раздражать? Эта история как с памятником Дзержинскому. Неважно, какое количество за и какое против. Если какое-то количество против, значит, это уже делать нельзя. То же самое и Сталина касается. Это касается всех противоречивых фигур», — заявил Сванидзе в интервью изданию «Ваши новости».
В поддержку Ермака 9 апреля у здания областного правительства прошел одиночный пикет тюменского активиста Юрия Рябцева.
Что говорят власти
Изданию Octagon губернатор Александр Моор на вопрос, почему Ермак не попал в шорт-лист, ответил достаточно обтекаемо.
«Наша земля богата яркими историческими личностями, оставившими свой след не только в истории края, но и в истории страны и мира. Благодаря своему вкладу в развитие Российского государства атаман Ермак занимает достойное место в этом ряду», — заявил губернатор.
Более развернуто ответила пресс-служба областного правительства. В администрации Тюменской области заявили, что в шорт-лист попали личности, принимаемые всеми группами общества. Покоритель Сибири в этот список не входит.
1 декабря 2020 года в аэропорту Тобольска приземлился самолет с президентом России Владимиром Путиным. С него он начал свой официальный визит в регион. К встрече готовились очень долго и тщательно. Такого количества полиции город еще не видел.