Город История Тюмени «Памятники завоевателям уже не актуальны». Историки — о конфликте вокруг креста Ермаку в Тобольске

«Памятники завоевателям уже не актуальны». Историки — о конфликте вокруг креста Ермаку в Тобольске

Памятный знак хотят установить в честь 435-й годовщины гибели атамана, татарские активисты против

В Тобольске из-за памятного креста Ермаку в 2020 году возник конфликт

В Тюменской области разгорелся скандал вокруг установки памятного креста Ермаку. Он должен появиться в Тобольске в честь 435-й годовщины гибели знаменитого российского атамана. Инициатором установки стал фонд «Возрождение Тобольска», по мнению его руководителя Аркадия Елфимова, необходимо почтить подвиг Ермака, который положил начало освоению Сибири и стал символом жертвенного служения Отечеству. Представители татарских общественных организаций выступили против. Для них Ермак — завоеватель, войско которого вступило в конфликт с татарским населением в конце XVI века. Выяснили у историков, как относились татары к Ермаку в прежние века? И что делать, чтобы не было конфликтов между двумя крупнейшими этносами Западной Сибири?

Как сейчас относятся к Ермаку представители татарского народа в Западной Сибири


Атаман Ермак в российской истории — фигура легендарная. Именно с ним связывают начало освоения Сибири. Сейчас для многих в нашей стране это просто один из интересных исторических персонажей. Как правило, отношение к нему нейтрально-позитивное. Но для татарского народа в Сибири не всё так просто. Об этом говорит кандидат исторических наук, председатель «Совета Национально-культурной автономии сибирских татар Тобольска» Зайтуна Тычинских.

— Тюменская область — многонациональна. С того момента как русское население начало осваивать эту территорию — и коренные народы, и приходящие сюда люди (русские, казанские татары, чуваши, немцы и прочие народы) жили достаточно мирно. Но в последние годы стали фетишироваться определенные образы и личности. С одной стороны, это связано с возрождением казачества, а ему необходимы символы. Одним из главных образов в Сибири является образ атамана Ермака. Мы уважаем это отношение. Но уже ХХI век, прошло более 400 лет. Зачем вытаскивать из глубины веков образы, болезненные по всем параметрам коренному татарскому населению? — спрашивает Тычинских. — Надо стараться сглаживать болезненные ситуации, нивелировать острые моменты. Есть люди, для которых Ермак не является ни символом, ни фетишем, а наоборот, в какой-то степени негативным образом. Мы живем не в Средневековье. Русские, татары и прочие народы ни один пуд соли вместе съели, поэтому поднимать такие темы сейчас — не является предметом гордости.

По мнению Зайтуны Тычинских, неоднозначные исторические персонажи должны оставаться в прошлом, а заниматься ими должны историки.

Тобольск в царские время был губернским городом

Как относилось татарское население к Ермаку в прежние века?


Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Института социально-гуманитарных наук ТюмГУ Сергей Туров рассказывает, что в дореволюционную эпоху Ермак в Сибири был сакральной фигурой и для татар, и для русских. Такой вывод тюменский историк делает на основе изучения архивных документов и сибирского фольклора.

— О настроениях народных масс можно узнать через фольклор, он записан, в том числе татарский. Например, в XIX веке сибирские фольклористы записали такую сцену: русские и татары сидят в бору у костра. Исполняются песни о Ермаке, таких тогда было много. Когда речь в песне заходит о его гибели, русские начинают смеяться, а татары — плакать. Казалось бы, должно быть наоборот. Но на самом деле в этом нет ничего странного, таковы были традиции степи. Например, Кучум пришел незадолго до Ермака. Он тоже был захватчиком, за ним стояла Бухара. Кучум сверг династию местной татарской знати. Но по степным законам стал легитимным ханом. Когда пришел Ермак и согнал Кучума — произошло то же самое. С точки зрения степи — это легитимный приход к власти. Известная история — когда Ермак погиб на Вагае, татары выловили его тело и похоронили с почестями. На могиле росла сосна, а земля считалась у татар священной, — рассказывает историк.

В середине XVII века, по словам Сергея Турова, калмыцкий контайша мечтал заполучить кольчугу (панцирь) Ермака. Он утверждал, что в детстве болел, а вылечился при помощи земли с могилы атамана. Когда контайша брал ее с собой, то побеждал в набегах. Потом земля кончилась, и удачи тоже. А панцирь хранился, как тогда рассказывали, у служилого татарина в Тобольске, которому его передал отец и объяснил перед смертью, что это панцирь Ермака. Поведал сыну, что панцирь хотели купить: предлагали 50 верблюдов, 10 семей рабов, 500 лошадей, 200 быков, тысячу овец и так далее. Но он не согласился, потому что кольчуга считалась ценной, непобедимой.

Сергей Туров считает, что нынешним конфликтом в Тобольске должны заниматься политологи, потому что исторически для него нет почвы. Освоение Сибири не сопровождалось уничтожением местного населения, как, например, при испанской колонизации Америки. В Сибири для этого не было никаких причин, особенно экономических. Татары, по словам историка, в те времена в массе своей занимались скотоводством, а пришедшие русские занялись земледелием.

Ембаево. Фото начала ХХ века

Историк и краевед Станислав Белов в свою очередь отмечает, что отношение татар к Ермаку всё-таки было неоднозначным.

— С одной стороны, он, действительно, вошел в татарские легенды как воин, сила которого проявлялась и после смерти. Но с другой, он остается врагом, разрушителем татарского ханства. Придя в Сибирь, русские особо не беспокоили татар — те жили по-прежнему на своих землях, занимались тем же хозяйством, все вопросы решали те же старшины, и нужно было лишь формально признать власть русского царя, да платить ему дань. Но они и раньше ее платили — узбеку Кучуму, так что жили смирно. Но, например, в воспоминаниях партработника Виктора Бирюкова есть эпизод, где он в татарской деревне запевает песню, но татарка-партийка его тормозит: «У нас эту песню не любят — она же про Ермака». 1960-е годы, — объясняет Белов.

Впрочем, он отмечает, что встреча двух миров в Сибири была относительно мирной, а дальнейшее сосуществование культур было уникальным в мировом масштабе.

Можно ли избежать конфликта между русскими и татарами из-за Ермака?


Так почему сейчас возник конфликт по поводу Ермака в Сибири? Кандидат исторических наук, бывший замначальника комитета по делам национальностей Тюменской области Игорь Бобров связывает это с переменами последних лет. По его мнению, у татарской общественности стало меньше возможностей для сохранения своей идентичности.

— В культурном плане российское общество не столь комфортно татарам, как русским. Всё меньше возможности говорения на родном языке. Очень мало известно и недостаточно вводится в оборот татарской истории, памятников культуры, мест исторической памяти. Татарские активисты сопротивляются урезанию часов преподавания на родном языке уже несколько лет. Ограничены возможности использования своего языка во взаимодействии с органами власти. На этом фоне и возникло противостояние крайних представителей того и другого народа, — рассуждает Бобров. — На мой взгляд, вряд ли стоит ставить памятники завоевателям Средневековья. Это было важно для тех, кто создавал в XIX веке национальные государства и империи. Сейчас это лишь порождает линии разделения. Если очень хочется, то пусть будут в области памятники не только Ермаку, но сопротивлявшемуся ему Кучуму, лидерам хантов, манси, ненцев, сопротивлявшихся экспансии татар и русских в их земли. Но надо всё-таки в основу общежития класть то, что объединяет, а не разъединяет.

Бобров добавил, что увековечивание памяти Кучума и татарского сопротивления в Тюменской области уже идёт. Места памяти созданы в Тобольском и Вагайском районах.

А. Г. Визель. Столица Сибирского ханства. Искер. XV век. 1991 год

Краевед Станислав Белов добавляет, что сейчас не то время, когда памятники завоевателям актуальны. В мире идет общее пробуждение меньшинств, в том числе этнических.

— Быть проигравшим больше не стыдно, напротив — надо заявлять о себе и своих правах. К тому же объединяющая идеология исчезла, а вместо нее появилось множество частных идей. Всему свое время. Время завоевателей ушло. Гораздо важнее успешное сосуществование русских пришельцев и коренных жителей Сибири. Вот это символ, достойный памятника, — подытоживает Белов.

Историки отмечают, что решение об установке любых памятников нужно выносить на общегородское обсуждение.

Памятный знак уже готов, но его установку отложили

Напомним, изначально представители фонда «Возрождение Тобольска» хотели установить крест в середине августа, но отложили — из-за пандемии и частично общественного резонанса. Чтобы установить такой памятный знак, необходимо получить разрешение местных властей, но пока в мэрию Тобольска авторы идеи установки креста не обращались.

Стоит ли отказаться от установки памятного знака в честь Ермака, если это обижает представителей коренного народа Сибири?

Да, стоит, памятники не должны разъединять
Нет, всё равно надо ставить
Если ставить, тогда всем — и Кучуму тоже
Вообще никаких памятников не надо
Хочу посмотреть ответы

Почему Тюмень называется Тюменью? Мы уже разбирали с историками и филологами этот вопрос. В прежние времена путешественников до глубины души впечатляла грязь в нашем городе. Из-за плохого санитарного состояния иногда вспыхивали эпидемии. Хотите знать, как был устроен быт в Тюмени до революции? Не так давно мы рассказывали и об этом. Кстати, вы знаете, что улица Республики в Тюмени появилась у нас с подачи Александра Керенского? История Тюмени — это не только прежние времена, но и относительно недавние эпизоды. Тут можно почитать, как в нашем городе появилось рок-движение, а здесь — о том, как тюменцы увлеклись ролевыми играми и толкиенизмом.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
503
ТОП 5
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — тюменец откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Не сушите на батареях»: советы мастера — как не убить обувь осенью и зимой
Роман Тамоян
мастер центра по реставрации обуви
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
«Машина — это привилегия»: журналист — о том, почему автомобилисты обязаны платить за парковку
Анонимное мнение
Мнение
Что мы на самом деле отмечаем 4 ноября? Уральский историк рассказал увлекательный детектив из прошлого
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления