Город Валерий Гут, генеральный директор «УК «Гранд Медиа», основатель журнала «Тюмень»: «Мы идем по дороге, на которой нет следов»

Валерий Гут, генеральный директор «УК «Гранд Медиа», основатель журнала «Тюмень»: «Мы идем по дороге, на которой нет следов»

Международные парусные регаты в Греции и Турции, восхождение на горы Монблан (4807 метров) и Килиманджаро (5895 метров), гольф-турнир в Шотландии – об этих и других мероприятиях с участием тюменских руководителей слышали многие. Все эти события связаны с деятельностью компании «УК «Гранд Медиа», издававшей журналы National Business и «БАНЗАЙ» с 2005 по 2011 год, а сегодня работающей над журналом «Тюмень».

Основатель компании Валерий Гут, который являлся руководителем этих проектов, обеспечил популярность журналов даже за пределами Тюменской области. Сегодня все его мысли заняты продвижением издания «Тюмень». С чем связан такой резкий поворот?

– Что произошло с National Business? Почему вы его бросили?

– Какие у вас есть основания ставить вопрос таким образом? Вы знаете что-то такого, чего не знаю я?

– Но ведь это факт: вы сейчас не издаете ни National Business, ни «БАНЗАЙ»...

– ...И вам проще придать этому ореол под названием «что-то случилось?» Интереснее ведь выдвигать идеи «мы бросили» или «нас бросили», не так ли? Я не только от вас эти версии слышал. И мне уже здорово надоели слухи, которые даже не имеют под собой никакого основания. Но, тем не менее, широко обсуждаются.

– И все же...

– Мы выпускали оба этих журнала в Тюмени шесть лет. А сейчас продали данную часть бизнеса (по изданию National Business и «БАНЗАЙ») издательскому дому «БАНЗАЙ» в Екатеринбурге. А они в свою очередь привлекли для работы с ними нового партнера – Игоря Колобова – учредителя тюменских газет «Пятница» и Quickly Weekly. У него огромный опыт в этом деле. Он один из пионеров местного издательского бизнеса в постсоветские годы, так что оба эти журнала будут жить и процветать дальше. Со всеми партнерами мы продолжаем сотрудничать, просто на другом основании.

В 2005 году с отличием окончил Тюменский государственный университет, в том же году поступил в аспирантуру и основал компанию «Гранд Медиа».

В 2007 году выступил на V международном симпозиуме в Москве «Имиджелогия-2007» с докладом «Особенности эффективного формирования имиджа глянцевого издания». В конце года получил премию «Фортуна» от «Меркурий-клуба-Тюмень».

В 2008 году водрузил флаг Тюмени на самой высокой горе Альп – Монблане (4807 метров), а в 2010 году – на высочайшей горе Африки – Килиманджаро (5895 метров).

В 2009 году в составе тюменской группы установил табличку с гербом Тюмени на Континентальном полюсе недоступности в Китае.

В 2010 и в 2012 вошел в состав российской делегации, проходившей стажировку в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

В 2011 закончил работу над кандидатской диссертацией на тему «Особенности восприятия глянцевых журналов».
– С чем было связано это решение?

– В сентябре 2011 года мы основали деловой журнал «Тюмень» (под брендом tmn) и портал «Тюмень». А так как у нас небольшая компания, то просто физически не в состоянии выпускать одновременно три журнала на очень высоком уровне. Было принято решение все свои силы сосредоточить на одном проекте – журнале «Тюмень».

– Для чего нужно избавляться от раскрученных вами же продуктов ради стартапа с сомнительным успехом?

– Сомнительным для кого? Нашей команде все предельно понятно, что нужно делать, чтобы придать журналу статус лучшего в городе, а затем и в области. А то, что в этом будет сомневаться кто-то за пределами нашего коллектива, меня не беспокоит.

И если вам действительно хочется понять причину, то правильнее всего будет обратиться к моменту зарождения нашего бизнеса, потому что именно мотив основания компании во многом определяет всю ее жизнь на десятки лет вперед. В 2005 году я основал компанию «Гранд Медиа» и выбрал вектор развития – издание журналов для руководителей. Нас интересовали только ведущие региональные руководители в самых разных отраслях, и я мечтал только об одном: чтобы нас читали те самые 100, 200, 300, 500 человек, которые и делают погоду в регионе.

– А почему именно они?

– С этими людьми сложнее всего работать. Они гораздо требовательнее остальных, но награда за успех превосходит все мыслимые ожидания. Уоррен Баффет однажды сказал: «Проводите время с людьми, которых вы считаете лучше себя. Это поможет вам двигаться в правильном направлении». А в 2005 году наша компания представляла из себя один только голый энтузиазм и полную некомпетентность. Мы не имели опыта работы в подобной сфере. И вообще не было никаких ресурсов. Весь наш офис составлял 30 квадратных метров, даже без кулера. Мы босыми ногами стояли на слове «хочу», другой почвы под ними не было.

И чтобы не изобретать велосипед, я решил: так как мы ставим себе такую амбициозную цель, то лучше найти опытных партнеров, чем быть самоучкой. Ведь речь шла о журналах для «самых-самых», а эта аудитория что попало читать не будет никогда. Таким партнером и стал издательский дом «БАНЗАЙ» в Екатеринбурге, который продавал франшизы на журналы «БАНЗАЙ» и National Business.

Как и следовало ожидать, в сравнении с нашими коллегами мы занимали почетное последнее место. Самые низкие сборы, куча организационных ошибок, отсутствие элементарных навыков ведения издательского бизнеса... На всех планерках слово «Тюмень» было символом всего негативного. Сказать, что мне лично хотелось плюнуть на все и бросить – значит ничего не сказать. Но с другой стороны, кого винить, в кого плевать? В зеркало? Бросать на полдороги не хотел, сильно было желание не потерять уважения к самому себе. Очень хотелось победы, а не поражений.

– Некоторые руководители, вспоминая свои стартапы, говорят о «поворотных моментах», которые полностью изменили ход событий? Что-то подобное у вас было?

– Да. Но на ум не приходит что-то одно. О некоторых из них не хочу рассказывать, это не для печати. Но если попробовать суммировать, то прожив год под сплошными неудачами, жутко хотелось из всего этого выкарабкаться. Это была не цель, не SMART, не миссия, это была навязчивая идея. Помню, однажды позвонил одному своему партнеру, который здорово помогал расти, и сказал: «Я устал. Я не готов бросать, но мне тошно. Постоянно нет денег, за каждую ошибку в коллективе приходится отвечать своей головой». Он сказал: «Добро пожаловать в наш клуб». Это меня не успокоило, но как ни странно, осознание безысходности заставило ускорить шаги.

В 2006 году мы впервые стали делать мини-собрания в коллективе и планировать то, как National Business станет журналом №1 в Тюмени. Как известно, легче всего мечтается в пустой квартире, так что раз нам терять было нечего, мы ставили перед собой недостижимые, как нам тогда казалось, цели. Это хоть как-то успокаивало. Постепенно пришла мысль о том, что надо вводить внутрикорпоративное обучение. Именно с того периода пришлось стать одной из самых жадных до знаний компаний Тюмени. Мы посещали все тренинги, на которые только могли попасть, покупали очень много книг для внутреннего пользования через Ozon.ru, стали приглашать к себе известных тюменских руководителей для мастер-классов.

Результат не заставил себя ждать: уже к концу 2006 года мы выросли на 100%, и тюменский National Business стал лучшим во всей сети (и вплоть до конца 2011 года наш журнал все годы таковым и оставался). В 2007 году мы снова выросли на 100%, в 2008 году – еще на 100%. Кризис, конечно, не дал нам процветать и дальше в таких пропорциях, но и не заставил свернуть с пути – мы все равно двигались вперед.

– Я слышала, что у вас в компании очень тяжело работать и не всем нравится ваша атмосфера.

– Опять вы что-то «слышали»... Отвечу вашей же репликой: «Я тоже это слышал».

– Но ведь не бывает дыма без огня.

– Если только кто-то не зажигает дымовую шашку.

– У меня создается ощущение, что вы ушли от вопроса об атмосфере в компании.

– Пожалуйста. Хотите узнать, есть ли у нас корпоративная культура? Да! Некоторые люди, которые приходят устраиваться к нам в компанию, очень быстро ее покидают, когда понимают, с какого рода работой им придется сталкиваться. У нас высокий уровень требований к результатам, ведь мы работаем на соответствующую аудиторию. Многие думают, что я не прощаю ошибок и увольняю за них, но это наши читатели и клиенты не прощают их компании. Если мы не оправдаем ожидания – просто вылетим с рынка, и ни у кого из нас не будет этой работы. Все просто, как божий день, и те, кто работает в компании по четыре, пять, шесть лет, это знают и принимают трудности как обычный атрибут своей профессии.

– Какие сложности вы имеете в виду?

– Во-первых, это работа над проектами, которых в Тюмени до нас еще никто не делал, а значит, ни у кого нет нужного опыта. И его приходится набирать буквально «на ходу». И это у нас – обычная рабочая атмосфера.

Во-вторых, в нашей работе мы поставили очень высокую планку и ориентир не на лучшие тюменские СМИ, а на лучшие российские и лучшие иностранные СМИ. Я и все наши сотрудники, бывающие за рубежом, покупают там журналы, которые мы затем изучаем и стремимся сделать не только так же, но и лучше. Естественно, это не всегда удается, но идти к этому нам никто не запрещает. Например, в 2009 году наши дизайнеры сделали макет для одного из самых известных отелей Франции и всего Лазурного побережья Byblos Saint-Tropez. Макеты утвердили прямо в парижском офисе компании Floirat Groupe. За годы нашей работы мы неоднократно выполняли заказы для иностранных компаний. Это для нас большая честь. А ведь, как ни странно, не все хотят такого труда, потому что он порой изнурителен. По 10, 20, 30 вариантов приходится делать, прежде чем выберут всего один. Здесь нужны железные нервы.

В-третьих, это настоятельная рекомендация всем сотрудникам компании работать над собой, чтобы приближаться к такому же уровню развития, как наши клиенты и читатели. Но, к сожалению, это происходит только путем непрерывного труда. А он нынче не в моде.

– Через некоторое время обещают полную смерть печатных СМИ.

– Я однажды лично задал этот же вопрос Яну Арту, главному редактору портала Bankir.ru. Он ответил: «Это красивый бред. Умирает не пресса, умирают неэффективные предприятия. Есть такой закон: дурость не выживает под давлением. Поэтому если кто-то умер, он был дурак». Очень радикальный ответ, конечно. Также подходил к бывшему редактору Forbes Максиму Кашулинскому и попросил комментарий. Он сказал: «Статусная пресса нужна статусным рекламодателям, потому что во многом именно она одна способна задавать lifestyle». Примерно те же выводы я сделал после завершения своей диссертации «Особенности восприятия глянцевых журналов».

Когда я был год назад в аэропорту Вены и зашел в киоск прессы, чуть не сдурел, увидев в 10 раз больше журналов и газет, чем в наших московских точках. Все толстые и все свежие. Но это не значит, что так будет и дальше. Ян Арт прав – наименее эффективные будут умирать, а наиболее – трансформироваться, перекочевывать в IPad, IPhone и так далее. Наша задача – оставаться в числе ведущих СМИ, и тогда Смерть, пока до нас дойдет, вынуждена будет отстоять уж слишком длинную очередь.

– Почему вы решили запустить журнал «Тюмень»? Чем он будет лучше тех журналов, которые вы выпускали раньше?

– Я вижу его не лучше, я вижу его другим. Принципиально иным продуктом не только на российском, но и на других рынках, хотя до них нам еще расти и расти. О содержании концепции говорить не хочу. Мы еще над ней не один год будем работать и ошлифовывать. А о причинах: у меня стойкое ощущение, что на территории Тюмени и Тюменской области (включая ХМАО–Югру и ЯНАО) в ближайшие пять–десять лет могут произойти колоссальные изменения.

– Какие у вас есть основания так думать?

– Недавно я натолкнулся на следующие любопытные факты. В 1820 году на долю США, Западной Европы, Канады и Австралии приходилось 25% общемирового ВНП, а на долю Азии – 58%. В 1950 году цифры были обратными: на Запад приходилось 56% мирового дохода, а на Азию – 19%. В 2000 году их доли сравнялись. В соответствии с прогнозами Гарвардского университета, к 2025 году на Азию придется 55–60% общемирового ВНП, а на Запад – 20–30%. Что видим? Мир, к которому все привыкли, полностью меняется. Мы на пороге колоссальных трансформаций, которые сейчас пока для нас, жителей этого региона, никак не проявляются. Но это пока.

Таким образом, все восточные страны начинают раздуваться, как опарное тесто. И если посмотреть на карту мира, то заметим, что они так или иначе находятся недалеко от Сибири или вплотную примыкают к ней. А что такое Сибирь? Это единственное, подчеркиваю, единственное место в мире, где находятся самые большие на Земле запасы природных ресурсов. И области эти до сих пор инфраструктурно не освоены. Но природа не терпит пустоты – рано или поздно начнется масштабное освоение Сибири. Однако при вступлении России в ВТО сюда в течение пяти-десяти лет зайдут и здорово обживутся крупнейшие западные игроки. И если даже десятая часть этого предположения сбудется, то из тихого спокойного места Тюмень может превратиться в форпост освоения Сибири.

Существуют еще два факта. Первый: Тюмень – это бренд, известный на всю Россию и даже на весь мир. Второй – российские регионы начинают интенсивнее развиваться, уже меньше и меньше становится таких мыслей, что «все деньги в Москве». Наша область стабильно входит в пятерку по всем показателям, каким только можно, и это до сих пор одно из самых благополучных мест в России для жизни. За последние 10 лет местные власти проделали гигантскую работу, которую многие к стыду своему даже не видят. Сегодня Тюмень и Тюменская область переживают невиданный расцвет, и если сравнивать с другими областями, то нам действительно повезло.

Так что как минимум двух этих факторов для нас оказалось достаточно, чтобы основать журнал «Тюмень» и рано или поздно вывести его на российский уровень. Эта мысль также казалась нам самим абсурдной, пока на встрече с одним из руководителей в New York Times он не сказал: «Мы не городская газета, мы мировая газета, и о Нью-Йорке пишем в последнюю очередь». Так что в очередной раз у нас от сердца отлегло. И мы понимаем, что в ближайшие 5–10 лет содержание местного контента в нашем журнале будет достигать 80%. Но с каждым выходом нового журнала эта пропорция будет уменьшаться и заменяться общероссийской информацией. А когда-нибудь – и общемировой.

– Вы собираетесь жить и работать в Тюмени?

– Именно так. В США уже давно не надо быть в Нью-Йорке, чтобы являться компанией №1 в этой стране или во всем мире. Так что мы реально оцениваем свои компетенции и понимаем, что за пределами МКАДа есть всего лишь единицы компаний по нашему профилю работы, готовых столько вкладывать в разработку технологий и обучение сотрудников, сколько мы. А значит, у нас есть шансы стать в прямом смысле этого слова российской компанией, пусть и микронного размера на начальном этапе.

– Что в вашем понимании означает слово «компания»?

– Люди. И только люди. Даже в словаре слово «компания» в первую очередь означает «общность людей, проводящих время вместе», а не безликий механизм. Те результаты, которые вы можете наблюдать есть проявление таланта отдельно взятых личностей. Если бы многие люди в нашей компании так беззаветно не были бы преданы делу, ничего бы не получилось.

– Рассматриваете ли вы для себя возможность долевого партнерства с иностранцами?

– Рано или поздно это станет необходимым, иначе наши цели так и останутся всего лишь мечтой. Не только из-за дополнительных вложений, прежде всего – из-за наличия у них технологий, которыми не обладают российские СМИ.

– Что для вас Тюмень?

– Место, где я вырос. Я здесь живу с трех лет и все, что испытал, связано с этим городом: и плохое и хорошее. Здесь я встретил свою жену, здесь родились оба моих сына. Так что у меня к этому региону абсолютно зрелая любовь. Я часто слышал о так называемых «особых природных местах», содержащих в себе определенную силу. И мне кажется, что Тюмень – это именно такое место.

Посудите сами. Это первый город в Сибири (1586 год). Это форпост в освоении всей Сибири, именно отсюда выдвигались те отряды, которые позже присоединили российские земли вплоть до Тихого океана, и нефтегазового комплекса России с 1960-х годов, и эта эпопея сегодня признается как одна из самых крупнейших в промышленности XX века: в считанные годы на бескрайних болотах были построены огромные заводы и города. Сюда зачем-то привозили на хранение даже тело Владимира Ленина в Великую Отечественную войну. А наиболее точный предсказатель XX века – Эдгар Кейси считал именно Западную Сибирь одним из самых благоприятных мест для жизни в XXI веке. И еще один приятный нюанс: самой красивой девушкой в мире в 2008 году признали нашу Ксению Сухинову.

Не знаю, как это выразить словами, но сердцем я верю в Тюмень. В то, что эта земля еще проявит себя. И лично буду делать всё от нас зависящее, чтобы Тюмень и дальше развивалась как общемировой бренд.

Иногда на работе зажмуриваю глаза и думаю: «Боже мой, что мы делаем? Ведь вся наша затея выглядит такой нереальной...» И отвечаю себе: «Идем. Просто идем. День за днем. По дороге, на которой нет следов». Мы никого не повторяем. А значит, это наш, только наш путь.

Елена МАШНИНА
Фото: Фото из личного архива Валерия Гута
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
23
ТОП 5
Мнение
Тюменца возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Все скупают масло и сыр»: кондитер из Тюмени — о том, что будет со стоимостью тортов
Анонимное мнение
Мнение
Почему Тюмень превращается в Грязень? Журналист задает вопросы об уборке на улицах
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Где то мерило, достаточно ли ты хорош?»: тюменский акушер-гинеколог — о темной стороне достигаторства
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления