«С лица воду не пить», – гласит русская пословица. Мудрость народная нацеливала человека на то, чтобы о других он судил не по внешним характеристикам, а по внутренним качествам. Однако это не помешало появлению физиогномики (от греч. φύσις – природа, γνώμων – знающий) – научно не обоснованному учению, ориентированному на определение типа личности человека и его душевных качеств, исходя из анализа характерных врожденных и приобретенных особенностей лица и выражения.
Идентификация лица человека началась с того времени, как человек стал складывать в устные предания свои общие наблюдения и выводы, она уходит корнями в традицию житейского опыта, откладывавшуюся в фольклоре и в преданиях разного рода знахарей, гадателей.
Физиогномика считается эзотерическим и оккультным учением, которое, к примеру, в Древней Греции трактовалось как химерическое искусство, так как изучавшие ее софисты хотя и горячо отстаивали тесную связь между внешним обликом человека и его внутренними качествами, но доказать этого положения более или менее наглядно не могли. И тем не менее и по сей день это учение не утратило своей актуальности.
Предмет изучения
Изначально употребляли слово «физиономия», которое в русский язык пришло из французского языка и сначала обозначало искусство распознавать особенности характера и склонности человека по чертам его лица, затем стало употребляться в значении «выражение лица», являясь синонимом слова «физиономика». На сегодняшнее время физиономией называют лицо человека, а для придания большей выразительности вместо «физиономика» употребляют слово «физиогномика».
В широком понимании, предметом физиогномики стали лицо и тело, характерные мины, жесты и поза, телесная конструкция и осанка. Только понятие «физиономика» в древности ассоциировалась с учением о формообразовании всего человеческого тела и его органов как физиологической основы духовных свойств души, характера. Сегодня из древнего понимания «физиономики» выделились отдельные области познания (кинесика, френология, окулесика и так далее), и физиогномика в узком понимании изучает только черты лица человека и выражение.
Получается, что физиономика рассматривает изменяющиеся (динамические) человеческие эмоции и позволяет делать выводы об эмоциональных проявлениях человека. Здесь речь идет о выразительных движениях мышц лица человека – мимике. Физиогномика же рассматривает неизменные (статические) черты лица и позволяет делать выводы о психологии человеческой личности.
И все-таки не наука
Многие ученые пытались доказать необходимость изучения физиогномики, например, Чарльз Дарвин, отвечая на вопрос: «Что есть научного в так называемой науке о физиогномике?», – писал: «Каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, следуя своим личным склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видными», – но дальше слов дело не пошло.
И физиогномика вышла на финишную прямую в XX веке в неопределенно-двойственном состоянии: с одной стороны, физиогномические представления систематизированы, их можно логично изучать, так как они опираются в некоторых своих «исследованиях» на многовековой опыт, но с другой стороны, большинство ученых отрицали прямую зависимость между чертами лица и свойствами характера. И добавляли, что такое оккультное учение, как физиогномика, противоположно науке.
При этом данные, полученные в физиогномике, используются в психологии общения, в управленческой практике, в профориентационной работе при подборе кадров на различные должности. В психиатрии и криминалистике имеется огромное количество данных, подтверждающих полезность обращения к физиогномике. Педагогам и врачам, актерам и политикам, бизнесменам и менеджерам умение моментально снимать информацию с лица делового партнера, собеседника, подчиненного весьма полезно.
Правила физиогномики
При анализе черт лица, во-первых, следует обратить внимание на яркие (особенные) черты, во-вторых, на выступающие его части, как на ту возможность, которая в человеке проявляется, и в-третьих, на его симметрию и асимметрию (в большей степени). Также важно быть беспристрастным к объекту наблюдений и быть совершенно спокойным, а при анализе над любимым или ненавидимым субъектом надо быть вдвое осторожнее.
Выделяют два метода оценки, в зависимости от целей анализа внешних черт лица:
микроанализ – анализ внешних признаков черт лица с целью выявления психологических качеств личности;
макроанализ – выявление взаимосвязи между внешними признаками лица и перспективами человека в профессии, семье, удаче и так далее.
Но вера в физиогномику, как утверждают ее приверженцы, не должна заключаться исключительно в созерцательном понятии ее правдоподобности, она непременно должна быть основана на внутреннем (личный опыт, интуиция, биоэнергетика) и духовном (моральные ценности, этика поведения, манера общения) впечатлении, которое оставляет в душе человек. Ведь мы иногда совершенно верно судим о человеке по первому впечатлению, на основании, быть может, и бессознательно накопленного опыта, в силу ассоциации угадывая в человеке те или иные качества. А потому он сразу становится нам либо симпатичным, либо антипатичным.
Знания же физиогномики могут помочь разобраться в ощущениях и чувствах, что оставляет за собой человек. Она дает возможность одним взглядом подметить характерные признаки объекта созерцания, определяющие склад его души, основы характера, степень даровитости, зрелость ума и прочее. Стоит отметить, что физиогномика по чертам лица определяет не столько действительный характер и возможное поведение, а то, как в первый раз человека в большинстве случаев воспринимает незнакомый человек (или группа людей).
Трудности перевода
Физиогномика является целостной системой, так как черты лица тесным образом взаимосвязаны. И точность результата чтения лица зависит от умения оценить все факторы, которые, в свою очередь, делятся на несколько групп.
Первая группа выделяется в зависимости от воздействий, оказывающих на лицо человека. Современные физиогномисты полагают, что любое изменение в чертах лица связано со значительными внутренними и эмоциональными изменениями. Подобные изменения возможны благодаря двум факторам: внешним (экстремальные условия, опьянение, косметика, операции – блефаропластика и кантопластика, ринопластика, отопластика, хейлопластика, ментопластика или гениопластика, лифтинг или ритидэктомия, липофилинг, ботокс) и внутренним изменениям в организме человека, которые могут вызвать изменения форм черт и выражение лица (напряжение нервной системы – депрессия, стресс, переутомление, возраст.
Вторая группа – в зависимости от культурных особенностей. Есть феномен социального восприятия, основанный на существовании в каждой культуре специфических эталонов для восприятия и оценки внешности другого человека, позволяющих интерпретировать его как определенный тип личности называемый физиогномической редукцией. В каждой культуре свои исторические подоплеки формирования тех или иных материальных и духовных ценностей, традиций, фольклора и обычаев. Применение эталонов культуры к другим этническим группам может привести к неверным представлениям и суждениям.
Третья группа объединяет факторы в зависимости от метода идентификации психологических параметров человеческой личности в контексте аналитической психологии. Например, астрологическая психоморфологическая классификация людей учитывает планету, которая доминирует в гороскопе каждого человека и оказывает влияние на его характер, наклонности, а также морфологию лица. А физиогномическая соционика разделяет типы лиц людей по принципу от психологических черт к соматическим чертам.
Читаем в профиль и анфас
Физиогномика поможет любому человеку проанализировать черты лица, чтобы истолковать их на различных уровнях и приобрести глубокое понимание как собственной личности, так и личности других людей. Начать можно в любое время и заниматься этим практически где угодно: в автобусе, на работе или на улице. Однако начать читать по лицам лучше дома, а самый простой способ – посмотреть в зеркало. После прочтения собственного лица, придет время сосредоточиться на лицах других людей. Привыкание наблюдать за лицами и ассоциировать их черты с определенными формами поведения заметно повышает способности социального общения.
Физиогномика предполагает разделение всех признаков лица на четыре группы: тип лица – формы лица (профиль и анфас) и головы, цвет лица, симметрия и асимметрия, понятие классических пропорций; волосяной покров (волосы на голове – их отсутствие или присутствие, брови, усы, борода и бакенбарды, ресницы); естественные отверстия лица (рот – губы и зубы, нос, уши, глаза); прочие рельефы (костные выступы лица: лоб, скулы, подбородок, мягкие покровы: щеки и морщины и особенности кожи человека – родинки).
Каждое лицо имеет свою форму, что придает ему индивидуальность. Если каждый узнает свой тип, то можно узнать полезные вещи: какая прическа подойдет, через какие солнцезащитные очки смотреть на окружающий мир, как наиболее выгодно подчеркнуть наилучшие черты с помощью косметических средств, какая бижутерия и одежда подойдет.
Формы лиц в анфас делятся на две группы: угловатые и округлые. В каждой из которых существуют по пять основных типов лица. По профилю индивидуальное различие общей формы головы определяется по так называемому лицевому углу. Если провести вертикальную касательную линию между центральными выпуклостями надбровных дуг и местом соединения носа с верхней губой, а горизонтальную линию от этой точки к мочке уха, мы отчетливо можем различить три характерных лицевых угла. Стоит отметить, что помимо разделения форм головы по лицевому углу, рассматривают также по контуру профиля лица: прямой (плоский или приплюснутый), выпуклый и вогнутый лица.
С учетом конституциональных особенностей человека выделяют три формы головы: долихоцефальная длинноголовость, которая характеризуется преобладанием продольных размеров над поперечными; мезоцефальная среднеголовость, характеризующаяся средним соотношением поперечного и продольного диаметров; брахицефальная короткоголовость, характеризующаяся относительно большим поперечным диаметром головы.
Смотрим, говорим, нюхаем, слушаем
Глаза являются самыми сложными для изучения и интерпретации. С точки зрения оценки глаз как материальной структуры (форма, разрез, цвет и так далее) к ним приемлем и духовный оценочный компонент – взгляд. По глазам всегда определяли внутренние переживания людей, возможно, поэтому древние китайские физиогномисты, как и японские, считают глаза важнейшей частью лица, и, если они «благоприятны», то это обстоятельство перевешивает отрицательные свойства всех остальных деталей лица.
Для оценки глаз применяют целый ряд признаков: размер, посадка, профилировка и длина глазных щелей, взгляд, фокусировка, цвет (разработана классификация психологических типов по критерию цвета глаз, которая не носит строго научного характера и возникла, главным образом, на основе житейских наблюдений. Существенным дополнением к характеристике глаз являются брови.
При определении характера и судьбы человека рот является одним из основных, который поддерживает жизнь человека, так как тело получает воду и пищу через рот. Рот действует как аппарат речи и выражает мысли человека, приоткрывая склад его характера, и, наконец, размер и форма рта помогают определить внутреннюю энергию человека. Характеристика рта исходит из следующих признаков – губы, зубы и улыбка (смех).
Архитектурным центром лица является нос, состоящий из костной основы и хрящевых тканей, образующих носовую полость. У всех новорожденных, независимо от наследственных признаков, носики маленькие и курносые, но в последующем приобретают доминантные признаки: горбинку, уплощенность, форму, длину и другие. Характеризуют носы по форме, ширине, длине, по его кончику, переносице, крыльям носа, по основанию и спинке. Разнообразие всевозможных сочетаний этих признаков легко прослеживается в обыденной жизни и имеет этнические и географические особенности строения и конфигурации.
Физиогномисты важным показателем уровня интеллекта считают угол, образуемый носом и верхней губой. В связи с этим выделяют прямой угол, при горизонтальной линии ноздрей; нос, расположенный под тупым углом по отношению к верхней губе, приподнятый слегка вверх, и опущенный, образующий острый угол. Кроме других признаков существенным являются ноздри.
Подобно другим сложным органам человека, ухо состоит из нескольких частей. Внешняя часть, называемая раковиной или наружным ухом, состоит из гибкого хряща, покрытого кожей. Как и другие важнейшие черты, наружное ухо имеет множество форм. При чтении лица ухо делится на четыре части:
верхний ободок, который схватывает верхнюю часть наружного уха;
средний ободок;
внутренний ободок, прилегающий к скуле;
мочку.
Например, если верхняя часть уха выше уровня бровей, то индивидуум обладает очень высоким интеллектом. Такой человек может достичь широкой известности и/или исключительного финансового успеха. Если верхняя часть выше уровня глаз, но не доходит до уровня бровей, то это говорит, что человек, вероятно, тоже будет иметь значительные успехи, но не настолько разительные. Однако, если ухо расположено ниже уровня глаз, то это показывает, что индивидуум является посредственностью.
В поисках идеала
В мире не существует ни абсолютно симметричных, ни абсолютно асимметричных объектов. Поэтому в любом объекте всегда существует единство симметрии и асимметрии. Попробуем выполнить следующее: сфотографируем общеизвестный эталон красоты – лицо Венеры Милосской, потом вертикальной линией разделим его на две части. К левой половине добавим ее зеркальное изображение, то же самое сделаем и с правой.
Полученные в результате сложения таких двух строго симметричных фотографий лица окажутся непохожими на Венеру. Одно, широкое, округлое, в лучшем случае будет напоминать пушкинскую Ольгу, а другое, узкое, длинное, отдаленно напоминает образ, который мы приписываем пушкинской Татьяне. Ни Ольга, ни Татьяна не претендовали на роль общепризнанных красавиц. А вот изваянная великим мастером античной Греции Афродита (Венера) с ее одновременно и «правосторонней» и «левосторонней» половинами лица вне конкуренции. Напрашивается вывод: строгая симметрия убивает человеческую красоту. Другое дело, что наша асимметрия должна и обычно бывает умеренной.
На протяжении всей истории человечества люди задумывались над тем, как определить и измерить красоту, а следовательно, как сделать возможным ее воссоздание. В силу временных, культурных, этнических и возрастных различий трудно установить универсальные каноны красоты. Известны многочисленные попытки определить пропорции лица, что представляет интерес для объективного суждения о пределах его изменчивости и для выявления патологических отклонений.
Согласно утверждению древнегреческого скульптора Поликлета (V век до нашей эры), который был приверженцем пифагорейской теории золотого сечения, лицо должно составлять 1/10 от длины всего тела. Леонардо да Винчи (XV век) также приходит к пониманию гармоничности структуры человеческого тела и приближается к открытию закономерностей его построения – «божественных пропорций». Однако до сих пор ведутся дискуссии по поводу красоты лица: что это такое и каковы его параметры.