Уже четыре года меня не касается тема сборов в школу, потому что мой сын ее окончил. Я прохожу мимо школьных выкладок с тетрадками в супермаркетах и чувствую прилив радости — это больше не про меня! Уверена, многие взрослые поймут и согласятся — школа не является местом, с которым грустно расставаться, ни для родителей, ни для детей.
Знаю, что у тысяч родителей уже дергается глаз, потому что совсем немного осталось до начала учебного года. Да, обеспечивать ребенку досуг в течение целого лета трудно. Но еще сложнее организовывать (а часто — просто тащить на себе) образовательный процесс.
О жизни после 40 Ольга Куликова ведет канал в телеграме.
Самая очевидная нагрузка — финансы. Про дороговизну школьных товаров даже не буду начинать. Самое грустное тут, что почти всё, за редким исключением типа рюкзака, надо обновлять каждый год. Потому что спортивные штаны рвутся, кроссовки теряются, фломастеры высыхают, а у курточки опять короткие рукава.
Вторая тема — вовлеченность родителей в обучение. Не знаю, как так получилось, что из садиков, где родители делают поделки вместе, а иногда и вместо детей, мы оказались в школьной системе, где происходит то же самое. Только вместо поделок — презентации, проекты и доклады, иногда с первого класса, требующие многочасового погружения.
Возможно, за этим скрывается добрая идея — чтобы старшие и младшие проводили больше времени вместе. По факту это требует большого напряжения, для некоторых семейных ситуаций — критичного. Если, например, у вас младенец на руках и нет няни, довольно сложно вкладывать силы в домашку школьника. Родитель, который занимается с ребенком (обычно мама), вынужден проходить школьную программу повторно — ну просто потому что пятиклассник не справляется самостоятельно с уравнениями и написанием сочинений о лирике Тютчева.
И да, есть родители, которые принципиально не делают уроки с детьми, и вероятно, их даже не мучает чувство вины. Но у большинства не так — и уроки делают, и всё равно периодически кажется, что этого недостаточно. Потому что требования к детям высоки, и чем ближе к выпускным классам, тем больше кажется, что нужно что-то еще — награды за хорошие оценки, наказания за плохие, уговоры, репетиторы, консультации, только бы не попуститься. Иначе ты как будто своими руками лишишь ребенка будущего.
Третий кит родительских школьных мучений — необходимость поддерживать мотивацию к учебе у своего чада. Кажется, это самое сложное. Потому что купить вещи, если есть деньги, нетрудно; повторить правила умножения или перечитать «Белого пуделя» — ну ок, не ядерная физика. А вот объяснить ребенку, зачем идти в школу, если там неинтересно и плохо, это задача нетривиальная.
Проблема многих родителей — они сами ощущают неактуальность школьного образования. Школа явно не успевает за меняющимся современным миром. С одной стороны, у нас нейросети, и каждый трехлетка умеет сам включить на ютьюбе «Смешариков», а с другой — на уроке информатики один компьютер на двух учеников. В реальной жизни пригодился бы слепой набор текста на клавиатуре, но второклассникам снижают оценки за чистописание и неправильный отступ клеточек в начале упражнения. Да, я знаю про мелкую моторику и влияние письма на развитие мозга, но совершенно не обязательно ругать детей за плохой почерк, это настоящий архаизм. Мы же больше не учим детей фехтованию, хотя это был обязательный навык для образованного человека в XIX веке. Так может и некоторые другие критерии образованности пора пересмотреть?
И чем старше ваш ребенок, тем сильнее вы ощущаете расхождение между получаемыми в школе навыками и требованиями реальной жизни. Поэтому каждый родитель, который имеет возможность, дополняет базовый школьный курс кружками вроде робототехники или дополнительным изучением иностранных языков. Что не отменяет необходимости эту школу посещать, просиживая часы на неинтересных уроках.
Это лет пятьдесят назад дети росли как трава, учились, как могли, бегали по гаражам, купались в речке без присмотра взрослых, кто выжил и стал приличным человеком, тот молодец. Работа у заводского станка находилась для каждого двоечника. Родители просто работали, их задачей было только накормить-одеть-обуть, мало кто мечтал, что Коля станет инженером, а Маша — химиком. Миссии обеспечить детям будущее в большинстве семей не было.
Сейчас дети даются дорого и сложно. И конкуренция у подрастающего поколения идет не за место у станка, а за дорогостоящие вузы. Нужно вырастить не только разностороннего, высокосоциализированного и адаптивного человека, но желательно и со здоровой психикой. Чтобы он вписался в быстроменяющееся постиндустриальное общество. И есть ощущение, что школа в этом процессе не то что не помогает, а часто действует вразрез с этой прекрасной целью.
Вот и получается, что родитель одновременно вовлечен в систему образования, вкладывая в нее свои разнообразные ресурсы, и при этом должен нейтрализовывать ее издержки и негативные последствия для своего чада. Вложений много, а результаты посредственные, и по-другому не будет. Есть, от чего расстраиваться каждое 1 сентября.
Это не первое высказывание автора. Ранее Ольга рассуждала о том, что после 35 лет женщины боятся своего возраста. Еще была история о принятии себя в зрелом возрасте, а также мнение, почему больше браков с мудаками, чем с хорошими парнями. Здесь вы можете почитать, как полюбить тело и лицо в 40+ без фильтров и макияжа. А еще — о том, что значит быть настоящей красавицей, и о том, что такое неравное воспитание детей в семье. И обязательно почитайте ее колонку о том, почему жалобы для женщин под запретом.
Согласны с автором?
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.