В России, да и за ее пределами, каждому знакома песня «Где ты?» группы «Инфинити». Она стала не только главный клубным хитом, но и одной из самых скачиваемых композиций во всемирной паутине. Мы поговорили с участниками группы Татьяной Бондаренко и Алексеем Кутузовым о том, чем живут лидеры российской клубной музыки, что приносит им прибыль и почему они любят гастроли.
– В каком стиле вам больше нравится работать?
Татьяна: В клубном.
Алексей: В танцевальном. Клубная музыка нам всегда нравилась. В этом направлении, в принципе, и работаем.
– Потому что это интересно вашей публике?
Т.: Это нравится и близко, в первую очередь, нам. И у нашей музыки находится слушатель.
– Как вы предпочитает общаться со своими слушателями, поклонниками?
А.: В Интернете. Мы пользуемся тремя основными ресурсами. Есть наш официальный сайт, который используется для контакта с промоутерами. Есть группа «Вконтакте» и страничка на PromoDJ, где выложена вся наша музыка, и где я веду блог.
– Не утомляют ли вас гастроли в провинции?
Т.: Мы сами из провинции, поэтому нас ничего не утомляет.
– Может, какой-то из городов запомнился вам особенно?
Т.: Да-да, в Сургуте мы однажды всю программу без мониторов отработали. (Смеется.) Пьяный звукорежиссер просто забыл включить мониторы. Я даже напрямую со сцены ему говорила: «Сделай так, чтобы я себя слышала!». А он перекрутил все, что было отстроено на саундчеке, и на последней песне врубил монитор так, что я чуть не оглохла.
– Чем удивляют поклонники? Может оригинальные подарки, признания?
Т.: Интересных признаний было очень много. От пользователя под ником ААА приходят интересные пожелания. Он то поздравляет меня с парадом планет, то говорит, что я его девятая муза. Странные такие, небесные пожелания.
– Какая публика интересней – провинциальная, столичная? Или, может, ваши поклонники за рубежом?
Т.: Публика может быть разной и в провинции, и в столице. Все зависит от места проведения концерта. Где-то зрители очень спокойные, скромно аплодируют после каждой песни, где-то ведут себя, как на рок-концерте.
А.: В Германии, например, публика, застрявшая в 90-х. Они остались такими же, какими уезжали из России в 90-е годы. Слушают ту же музыку: «Русский размер» и «Вирус» по-прежнему собирают там полные залы. В октябре мы поедем туда уже в третий раз. Может быть, дадим концерт и в Израиле.
– В каких зарубежных странах часто бываете?
Т.: В Турции, Германии, Эстонии, Латвии, Украине. В Эстонии публика, кстати, очень хорошая. Они там, как дети, душевные.
– Бывали на гастролях курьезные случаи?
Т.: Был случай в Херсоне. Один из танцоров у нас делает красивое сальто. В очередной раз он не рассчитал расстояние, уронил микрофон и задел меня. Зрители были в шоке, но я всех упокоила.
А.: Микрофон отключился, осталась только музыка. Все убедились, что нет никакой фонограммы.
– А где вы учились вокалу?
Т.: У себя в городе Волгодонске, в музыкальной школе имени Шостаковича.
– Вы стали популярными благодаря бесплатным релизам на PromoDJ. Были в таком способе раскрутки отрицательные моменты?
А.: Наверно, отрицательных моментов в этом нет. В последнее время все больше убеждаюсь, что музыка должна быть бесплатной: пусть люди качают музыку из Интернета. А продажи дисков всегда приносили больший доход лейблам, чем артистам. Артист все-таки зарабатывает на своей популярности, а популярность приносят гастроли. Старая схема, когда артист выпускает новый альбом, потом едет с промо-туром, – она сходит на нет даже на Западе. Многие западные артисты выкладывают свои альбомы в Интернете для бесплатного скачивания.
– В вашей гостевой шло активное обсуждение интернет-гонораров для артистов. Вы считаете, российские слушатели готовы скачивать ваши песни бесплатно, но добровольно поощрять вас рублем?
А.: Думаю, российские слушатели еще к этом не готовы. Они сейчас не готовы платить даже за те песни, которые скачивают из Интернета с платных сайтов, а если уже скачали песню бесплатно, то материально помогать исполнителю точно не станут.
– Кажется, вы хотели таким образом распространять свой альбом?
А.: Альбом выложен в сеть. Мы выкладываем в Интернете все свои треки. Сначала для затравки – только фрагмент трека, а когда его скачивают 20–40 тысяч пользователей, заменяем его на полную версию. У нас на PromoDJ уже более миллиона прослушиваний и скачиваний.
– Если треки будут распространятся бесплатно, то чем в век цифровых технологий зарабатывать артисту?
А.: Сейчас основной заработок на всех треках – рингтоны и бэктоны. А фул-треки, как правило, продаются в сети не так активно из-за доступности бесплатного скачивания. Заработать на них конечно можно, но это все мелочи. Один концерт стоит больше, чем полгода продаж треков в Интернете.
– Какова ваша аудитория?
Т.: Разная – от двух до 60 лет. Да, нас слушают люди до 60 лет. Я сужу по концертам, на которые приходят совершенно разные люди, сужу по рингтонам, которые слышу у людей.
– На каких отечественных и зарубежных исполнителей вы ориентируетесь?
Т.: На самом деле мы ни на кого не ориентируемся, мы такие, какие есть. Просто к каким-то артистам у нас особое отношение.
А.: Ну, конечно, в танцевальной музыке есть свои тенденции... Если популярен один стиль, глупо много лет работать в каком-то другом своем стиле: тебя просто перестанут слушать и занесут в артисты-восьмидесятники. За конъюнктурой надо следить всегда. Но все равно у нас свое звучание, она сразу узнается, в каком бы стиле не начали писать, даже если это минимал или хип-хоп.
– Есть ли наполеоновские планы? Желание записать хит, который покорит мир?
Т.: Конечно есть. И такой хит уже написан – песня «Где ты?». Теперь мы хотим перепеть его на английском языке, песню для нас, кстати, уже перевели.
А.: С танцевальной музыкой покорять запад легче, поэтому достаточно спеть на английском качественно и хорошо. И можно жить на «авторских» до конца жизни, как это делают многие артисты.
– Вопрос для Тани: тебе хочется попробовать себя в чем-нибудь новом, сняться в кино, например?
Т.: В кино мечтаю сняться, это будет очень интересно. В фильме про любовь или в комедии, можно и в приключенческом.
А.: Таня очень любит сниматься в клипах!
– У вас два клипа?a
А.: На MTV вышел уже третий наш клип, на песню «Слезы-вода». Таня снималась в нем одна. Уже на днях клип появится на «МузТВ» и других музыкальных каналах.
– В каком из клипов было сниматься интересней?
Т.: Первый клип оставил отпечаток в памяти, потому что он был первым. Тогда мы не успели понять, что такое сниматься к липах, все было, как во сне. А вот в последнем клипе сниматься было очень интересно. Там меня ставили на и ходули, и на край крыши без страховки. Ветер, голова кружится, а тебе кричат: «Расправляй руки и пой!». Эмоций очень много было.
– А сольную карьеру начать хотелось бы?
Т.: Я считаю, что у меня и сейчас сольная карьера. Я вокалистка, Алексей – аранжировщик и композитор, а наши ребята – танцоры. Не считаю, что с кем-то что-то делю.
А.: Кстати, когда поступило предложение в третьем клипе сняться Тане одной, никто не был против. Я сниматься в клипах вообще не люблю: лень работать.
Т. (Похлопывая Алексея по животу.): Конечно, посмотри, какую трудовую мозоль ты уже наработал! (Смеются.)
– Сколько будет существовать ваш коллектив?
Т.: Я не задумывалась об этом. Конечно, когда-то мы перестанем ездить на гастроли, выступать, но обязательно будем заниматься продюсированием, писать кому-то песни. Будем ставить перед собой другие цели, и достигать их.