Образование мнение «Мы заплатили деньги, а воспитывайте вы». Колонка педагога из Тюмени о безучастных и охамевших родителях

«Мы заплатили деньги, а воспитывайте вы». Колонка педагога из Тюмени о безучастных и охамевших родителях

Тюменка рассказала о конфликтах в детсадах, которые возникают из-за жалоб взрослых

По мнению воспитателя, родители пользуются своим положением и всегда знают, что за их жалобами идет наказание для педагога

Вопрос воспитания всегда стоит особо остро. Родители недовольны подходом педагогов, а педагоги говорят, что мамы и папы стали равнодушны к своим детям. В этой колонке воспитатель из детского сада Тюмени рассуждает о конфликтах родителей и педагогов, резком росте детей с нарушениями в развитии и выгорании на работе. Далее — от первого лица.

«Я маме расскажу, она тебя отругает»

Я работаю воспитателем в детском саду два года. В профессию пошла, потому что хочу и могу работать с детьми. Я сама многодетная мама. У меня дома четверо детей и на работе — 35. Такое количество ребят в группе — это минимум. Численность по спискам минимальная — 36 детей. Есть детские сады, где гораздо больше ребятишек, многое зависит от квадратуры помещения. Кто-то не ходит из-за болезни, кто-то по другим причинам, но в среднем 25–30 человек регулярно посещают детский сад. Конечно, это большая нагрузка, дети 3–7 лет еще несамостоятельные. Но это лишь одна проблема из множества.

Сейчас педагоги столкнулись с тем, что сначала они должны воспитывать мам и пап, а потом — детей, потому что ребенок — их отражение. Я стараюсь лояльно относиться к родителям и в первую очередь расположить их к себе, а потом уже ребенка. Нужно быть хорошим психологом: подобрать грамотно каждое слово, чтобы родитель вдруг не воспринял это как за оскорбление своего малыша. Каждый раз нужно лавировать. Человек, будучи грамотным педагогом, когда сталкивается с давлением родителей, может не выдержать.

Сейчас, наверное, меняется поколение и детей, и родителей. На второй план уходят нравственные ценности. Я вспоминаю себя в детстве: для нас педагог был человеком возвышенным, авторитетным, интеллигентным. А в наши дни — это лишь тот, кто оказывает услугу.

Ответственность за воспитание в первую очередь несут мама и папа, а это всё стали перекладывать на педагога. Отдали ребенка в образовательный центр, на кружки и сняли с себя ответственность: мы заплатили деньги, а вы развивайте, воспитывайте. Даже когда просишь помощи элементарной: поучаствовать в утренниках, нарисовать рисунок, родители абстрагируются. Они не понимают, что взаимодействие с ребенком дома — тоже часть воспитания. Сталкиваемся с тем, что дети на наши замечания отвечают: «Я маме расскажу, она тебя отругает». Это значит в семье родители при ребенке обсуждают, как могут воздействовать на воспитателя. А дети это впитывают и уже с детского сада не воспринимают педагога.

Множество детей из-за недостатка внимания со стороны родителей развивается медленнее

Родители-жалобщики

Нет защиты и от руководства. Любой директор не хочет, чтобы конфликты выходили за рамки школы или детсада. Самый простой способ погасить спор внутри — сказать, что будет дисциплинарное взыскание с педагога. Родители этим пользуются и знают: любое их слово — и воспитатель наказан. Жалобы сыплются по любому поводу. Из практики коллег: доходили разбирательства до департамента образования из-за того, что один ребенок поцарапал другого. «А где был воспитатель?» Так-то у него еще 25 детей, он мог просто отвести ребенка в туалет. Жаловались даже, что ребенку не надели капюшон на прогулку, хотя на улице +15. И все равно, что ребенок мокрый, потеет и может простывать. Жаловались, что потерялась игрушка, хотя постоянно говорим, что свои не надо приносить: в саду все игрушки моем, обрабатываем.

Почему много детей с ОВЗ?

Сейчас появляется шквал справок с психолого-медицинской комиссии. В первую очередь идут нарушения речевого развития, которые влекут за собой всё остальное. Если ребенок не понимает смысл слов, не может выстроить коммуникацию, общение, он начинает физически воздействовать. Не объяснил словами — ударил. Ударил — начинаются разборки и жалобы. Пару лет назад была ситуация, когда один ребенок стукнул другого, родители сняли побои и обратились в полицию.

Представляете, когда в группе 25 детей и среди них есть один с ограниченными возможностями здоровья. Ему нужно уделить больше внимания, в это время остальные дети им обделены. В этом никто не виноват, если только наше правительство, которое ни разу не работало с детьми, а создавало документы, регламентирующие деятельность. Если бы только они встали на место педагога. Ладно, если это просто нарушение развития речи, а если алалия (патологическое состояние, характеризующееся недоразвитием или полным отсутствием речи. — Прим. ред.) или задержка психического развития?

Почему детей с ОВЗ стало больше? Во-первых, экология, питание, наш ритм жизни, обилие электроники — это всё складывается. Во-вторых, выросли возможности современной медицины — у нас умеют поддерживать недоношенных детей, сохранять беременности в критических ситуациях. Если плод сформирован как-то не так, то природа сама борется с этим и такие детки не выживают. Но, учитывая современную медицину, беременности сохраняются, малыши вынашиваются, но патологии при этом никуда не уходят.

Есть и еще один фактор — родители устают от своих детей. Недавно наблюдала такую картинку: пришел папа в детский сад за ребенком, дал ему телефон в руки, чтобы тот тихо сидел, и в этот момент его одевал. Думаю, и дома так же. Дали гаджет — и ребенок не трогает родителей, не беспокоит. В итоге нарушено развитие мелкой моторики, у нас в ходу только один палец. Нет элементарного психоэмоционального развития, потому что ребенок воспитывается и личным примером. Если взрослые перестали читать книги, строить дома из конструктора с детьми, спрашивать у них, как прошел день, что нового дети узнали или запомнили? О каком полноценном развитии можно говорить? Или взрослые сами не хотят, или не могут. Я думаю, первое: «Есть педагог, а я ему плачу деньги».

Педагоги часто сталкиваются с выгоранием и проблемами со здоровьем из-за постоянного давления со стороны родителей и начальства

Кошмар в родительских чатах

В детском саду сейчас нагрузка 36 часов, раньше было 30. За группой присматривали два педагога, а сейчас пять человек на три группы. Нагрузка может увеличиваться, если кто-то заболеет. И всё это — в режиме нескольких дней. Можете представить, как это тяжело? Неудивительно, что где-то бдительность педагога снижается, человек не машина. Зарплата воспитателя без категории со стимулирующими выплатами в нашем учреждении — 36–40 тысяч. Я считаю, что эта сумма не окупает здоровье и нервную систему. На лечение потом приходится тратить гораздо больше.

У меня дети школьники, и, читая родительские чаты, думаешь, какой это кошмар. Педагогу в школе нужно успокоить детей, выдать им материал, заполнить журналы, электронный дневник, записать кучу отчетов. Все эти электронные формы, считаю, расслабляют детей. У ребенка нет ответственности за запись своего домашнего задания. А если взрослые увидели в электронном дневнике, что оно появилось позже, чем ему хотелось бы, или его вовсе нет, — педагог плохой. Ребенок получил двойку не потому что не записал домашнее задание, а потому что учитель вовремя не занес.

Или вот еще пример, когда родитель пишет в чат: «Почему мой ребенок должен нести два комплекта формы на физкультуру?» Ему объясняют: при такой температуре — занятия на лыжах, при другой — в зале. Если ребенок сомневается, может принести два комплекта, чтобы быть готовым. Но в итоге что? Педагог плохой, потому что он с утра должен объявить родителям, где будет проходить физкультура. Извините, градусники и интернет есть у всех. Шестиклассник вполне самостоятельный, чтобы узнать это самому.

Все эти вещи настолько банальны и смешны, но они накапливаются и сказываются на здоровье педагога. У нас в школе у детей уволилась молодая учительница, сказав: «Я всё взвесила и поняла, что здоровье мое дороже». А она пришла не так давно, хорошая девушка, грамотная, но не выдержала этой нагрузки, когда тебе каждый родитель пишет свои претензии. Не должно быть претензий, должно быть взаимодействие.

Радость превышает негатив?

Конечно, есть и некомпетентные педагоги. Я считаю, что, если ты пришел в профессию, нужно максимально выложиться. Но занижая авторитет педагога перед ребенком, вы придете к тому, что и авторитет родителя дети не будут воспринимать. Попробуйте поставить себя на место педагога. Если случаются конфликты, поймите, что вы и ваш ребенок не одни в этом обществе, что нужно стараться прийти к взаимопониманию. Просто быть людьми по отношению друг к другу.

Многие не уходят из профессии, потому что кого-то не отпускает — люди преданы своему делу, болеют и живут им. Возрастные педагоги уже ничего другого и не представляют себе в жизни. В профессии останутся только те, для кого радость от нее превышает негатив.

Недавно мы писали, что в тюменской школе № 94 произошел скандал, где родители жаловались на нехватку учителей и бардак. В конфликт даже вмешался мэр города и поручил провести проверку. К обсуждению присоединились горожане. Некоторые поддержали родителей и рассказали о подобных проблемах в своих школах. Другие же убеждены, что учреждение находится в плачевном состоянии из-за невоспитанных детей. После ответа на жалобы главы департамента образования тюменцы написали встречное письмо, где описали еще множество проблем.

Вы родитель дошкольника или школьника и у вас свой взгляд на работу учителей и воспитателей? Поделитесь им с нами.
Звоните круглосуточно8 (3452) 56-72-72
Мы в соцсетях

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем