За годы существования в Тюмени театра кукол случился переезд из прежнего здания в новое, в начале нулевых — реконструкция здания нынешнего. Менялись актерский состав и руководство, исчезали старые спектакли, и появлялись новые.
Одно остается неизменным: есть в здании театра пространства, куда зрителей обычно не пускают. Но не во время эксклюзивной экскурсии «Люди театра и его закулисье» (16+), к которой мы охотно присоединились. Показываем и рассказываем, какие театральные тайны заботливо скрыты от посторонних глаз.
Обновление зрительного зала и те, кого вы никогда не увидите на сцене
Проводником по театральному закулисью и не только стал его директор Роман Явныч. И первым делом он пригласил пройти… в зрительный зал. Казалось бы, чего мы там не видели. Но, как выяснилось, недавнее преображение этого пространства оценить успели еще далеко не все.
— Летом нам удалось сделать [в зрительном зале] косметический ремонт, поменять напольные покрытия и кресла. С ними долгая история, которая длилась почти год. Я сам ездил на фабрики, смотрел, выбирал. В итоге ребята из омской мебельной фабрики сделали нам опытный образец, демоверсию наших кресел. И когда мы всё утвердили, заключили договор. До этого было 393 места, а сейчас их 409, — начал рассказ театральный глава.
Всего в театре кукол сейчас работает порядка 65–70 человек, большинство — в штате, остальные — по договорам ГПХ. Все знают, что в состав коллектива входят артисты, режиссер, руководитель, а кто еще?
— Есть специалисты звукоцентра и светового цеха. На сцене работают машинисты сцены (у нас их четверо), которых в театрах по всей России обычно называют просто «монты». Они выносят декорации, собирают и разбирают их, работают во время спектакля. Могут, если нужно, опустить какое-нибудь солнышко или поднять облака. Есть реквизиторы — люди, которые приносят и уносят кукол. Артисты выходят на сцену, как хирург с мытыми руками в операционную, и начинают творить. Мы приходим к такому стандарту, — говорит Роман Явныч.
Интересный факт: актеры-кукловоды наравне с артистами балета имеют право выйти на пенсию, имея 25 лет трудового стажа. Эта норма появилась во времена СССР и действует до сих пор.
— Артисты полжизни проводят на ногах, еще и с поднятой вверх рукой. И это не только спектакли, которые длятся в среднем по 45–50 минут, есть еще долгие репетиции. Поднимите руку вверх и попробуйте подержать. Сколько продержитесь? Минут 5–7. А тут надо держать куклу, которая весит от двух до пяти килограммов. И не просто держать, а делать так, чтобы эта кукла шевелилась, «разговаривала». Режиссер это понимает, и специально подстраивает сцены так, чтобы артист смог убежать в кулисы, стряхнуть руку, вздохнуть и снова бежать творить. А мы сидим в зале и ничего этого не замечаем. Нам кажется, что это легко, но на самом деле это колоссальный труд, — уверен Явныч.
Необычная тайная яма и штакетное хозяйство
Сцена в кукольном театре — намного больше, чем кажется. Авансцена (передняя часть сцены. — Прим. ред.) — около 4–4,5 метра, и основная — еще 11 метров вглубь. Основная ее фишка — так называемая яма.
— Центральная часть сцены раздвигается, выставляется грядка (верхний передний край ширмы, за которой работают артисты-кукловоды. — Прим. ред.) где-то сантиметров на 50. И люди, находясь там, на полу ямы, поднимают кукол на уровень ширмы, — объясняет директор театра, показывая сцену со стороны кулис.
На полу есть специальная разметка. У каждого спектакля есть свои метки, которые знают и артисты, и монтировщики, и все остальные. Важно на верное место поставить декорации, направить свет и так далее, чтобы случилась та самая магия. Если кто-то ошибется — всё пойдет наперекосяк. Оказывается, управлять куклами нужно не просто уметь, а делать это правильно. А как?
— Под юбкой куклы находится палочка, к которой крепится голова — гапит, такая кукла называется тростевой. Ручки куклы управляются металлическими спицами. Кажется, ничего такого, берешь куклу, пошевелил [ее] головой, и всё, молодец. Но, как мы уже выяснили, это физически тяжело, и научиться просто держать куклу легко и играючи — не так-то просто. Этому учатся как минимум четыре года, — продолжил рассказ Роман Явныч.
У артистов-кукольников, к слову, есть специальная дисциплина — кукловождение. Важно не просто держать куклу ровно (как говорят театралы — держать пол. — Прим. ред.), но и сделать так, чтобы она «пошла». То есть двигалась так, чтобы зритель поверил, что кукла умеет ходить и говорить совсем как человек.
Из зрительного зала не видно, но за кулисами под потолком ровными рядами тянутся специальные металлические трубы, на которые крепятся одежда сцены и другие декорации. Всё вместе это — штакетное хозяйство. Тут, в театре кукол, оно полностью на ручном управлении: специальных кнопок, которые облегчили бы работу механикам сцены, пока нет.
— Нет у нас и светодиодного экрана, который сейчас так популярен в разного рода ДК и даже в театрах. И я считаю, что у нас [в таком экране] совершенно нет нужды: при необходимости мы пользуемся проектором, — уточнил глава кукольного театра.
Магия света и звука: что внутри крошечных, но очень важных цехов
Возможно, вы замечали небольшие окошки в зрительном зале театра: они находятся наверху, позади кресел. Там находятся звуковой и световой центры или попросту цеха, в которых суммарно трудятся семеро специалистов.
— Цеха, за исключением светового, имеют в арсенале обычный персональный компьютер. Именно с него включается музыка для всех спектаклей. В прошлом году всеми правдами и неправдами нам удалось купить MacBook: я нашел денег под эту историю. Все-таки лучше этой техники пока еще никто не придумал: не зависает, бесперебойно работает, и слава богу, — считает Роман Явныч.
Сейчас так, а раньше в звукоцехе стояли бобинные магнитофоны. На пленку записывали отрезки музыки по 15, 35 секунд, иногда на минуту. Потом это всё нужно было отмерить, отрезать и склеить так, чтобы даже пауза была нужной протяженности.
— Здесь были горы пленок, которые собирались в единую фонограмму. А потом настала эпоха так называемых мини-дисков. Это были такие маленькие лазерные диски (размером с печенюшку. — Прим. ред.) с хорошим качеством звука и возможностью перезаписи. Какой будет передача звука позже — никто не знает. Возможно, нужные мелодии будем запускать силой мысли, — в шутку предположил директор театра.
Обновление театрального оборудования требует огромных денег. В прошлом году благодаря миллиону спонсорских рублей появились 14 новеньких микрофонов телесного цвета, которые крепятся на лица артистов с помощью прозрачного скотча. В силу размеров зала и сцены все без исключения спектакли тут играют только с микрофонами: иначе зрители попросту ничего не услышат.
Еще одной важной частью художественного оформления является световое. Поэтому заглянем и в светоцех: он тут рядом.
— Активно в последнее время привлекаем к постановкам спектаклей художника по свету. И его работа заключается вовсе не в том, чтобы сделать там светлее, там — темнее, и чтобы было видно. Задача его в том, чтобы усилить воздействие, которое режиссер хочет оказать на зрителей. Световых приборов у нас штук 100, и каждый во время спектаклей светит в конкретную точку: у каждой постановки — своя световая партитура, — объяснил Роман Явныч, и экскурсия продолжилась.
Зал, куда не пускают зрителей, и обновление гримерок
Не так давно в театре кукол появился малый зрительный зал, где красуются новые красивые кресла. Но в полной мере этот зал еще не функционирует — по веской причине.
— Там [в отличие от большого зала] отсутствует прямой эвакуационный выход. Пристальное внимание к таким выходам, к их наличию стали обращать после трагедии в «Зимней Вишне». Мы уже ведем работу в этом направлении: сделали ремонт, купили свет и звук, — рассказал глава театра, ведя к гримеркам.
Комнат для подготовки артистов к выходу на сцене всего восемь: семь — в одном крыле здания, и одна — в другом. В прошлом году пару гримерок обставили новой современной мебелью, остальные — на очереди: всё упирается в финансы. К тому же всё постоянно и стремительно дорожает.
— Каждая из гримерок рассчитана на 2–4 человек, а артистов сейчас в штате — 23. В конце 90-х годов гримерок было всего две — мужская и женская, в них тогда еще курили. Были другие стандарты жизни, так сказать. Был маленький столик со шкафчиком, где лежали грим, какие-то салфеточки, ваточки, и всё. Напротив — фанерный шкаф, куда тебе вешают костюм. Надо сказать, во многих театрах до сих пор так живут, — заверил Роман Явныч.
Есть еще одна гримерка — непосредственно у кулис, рядом с выходом на сцену. Называется она 1.7 — по номеру помещения, перед спектаклем здесь собираются артисты.
— После второго звонка, который звучит для зрителей, помощник режиссера звонит в специальный звонок — для всех гримерок. Это означает готовность для артистов. Они спускаются сюда, и когда помощник режиссера видит, что все артисты собрались, он звонит администратору. Администратор звонит звукорежиссеру, а тот дает третий звонок, и начинается спектакль, — раскрыл еще одну тайну закулисья театра его директор.
Где создают роскошные костюмы, декорации и самих кукол
Первым делом заглянули в швейный цех, похожий на обычное небольшое ателье. На обычных швейных машинках тут делают уникальные костюмы, вся красота и лоск которых становится видна на сцене, в свете софитов. Около 95% костюмов театр кукол изготавливает самостоятельно, лишь в редких случаях обращаясь за помощью извне.
Дальше по коридору — бутафорский цех, задача которого — делать головы кукол, выразительные лица и прически — при необходимости. Мастера тут работают уже много лет. При этом, что интересно, профильного образования художника-декоратора нет ни у кого из них. Приобретенный опыт тут решает.
— Нам часто пишут мастера, создающие авторских кукол, с просьбой взять из в штат. Но они не понимают, что у нас куклы — совершенно другие. Не те, что поставил на полку и они там красиво стоят. Театральные куклы — это рабочий инструмент артиста. Иногда [случайно] могут оторвать голову какому-нибудь мишке или зайчику. На каждом спектакле работает дежурный бутафор, который в случае чего всё починит, — объяснил Роман Явныч.
Если в бутафорском цехе делают головы кукол, то всё остальное — руки, механизмы и так далее — в цехе конструкторском. И там тоже есть те, кто не сразу связал свою жизнь с кукольным театром.
— Старший конструктор игровых кукол работает у нас в театре 12 лет. До этого был опером в полиции, тогда еще милиции. Преступников ловил, а сейчас ловит вдохновение делать кукол, — рассказал наш экскурсовод, ведя по коридору дальше.
Там, в самом конце, есть еще одно помещение — для проведения крупногабаритных работ. Смотрим:
Пройдя по лабиринтам коридоров дальше, можно попасть на склад хранения декораций.
— Здесь хранятся декорации, спектакли, которые сейчас наиболее активно и часто играют. Репертуар у нас формируется примерно на три месяца вперед. То есть, соответственно, артисты понимают, что они будут играть сегодня, что — завтра. Позже можно будет что-то вынести поближе, что-то убрать подальше. Еще два склада есть во дворе [театра], — уточнил директор театра и повел дальше — в подвал.
На самом деле всё не очень эффектно выглядит, и это объяснимо. Равно как и театральная кукла, декорации без театрального света, атмосферы света и музыки, без самих кукол выглядят очень беззащитно.
Легенда о призраке и главный театральный секрет
Существует давняя легенда, что в Тюменском театре кукол живет призрак актрисы Нины Вальтонс. Она проработала тут много лет, ушла из жизни в ноябре 1998 года. Есть ли приведение на самом деле — здешний директор утверждать не берется. Но новые артисты труппы в существование призрака верят.
— В этом году мы взяли в штат пятерых выпускников Нижегородского театрального училища имени Евстигнеева. Один из них пришел в гримерку пораньше (чем нужно для подготовки к спектаклю. — Прим. ред.) и прилег отдохнуть. Проснулся от того, что его как будто кто-то гладит по лицу. Огляделся — вокруг никого. Он бывший боксер, ничего не боится. Перевернулся на другой бок — и дальше спать. И снова его разбудило ощущение, что кто-то погладил. Он считает, что ничего плохого не случилось и Нина Ивановна его просто благословила. Хотите верьте, хотите нет, — поделился Роман Явныч.
А что еще? Костюмерная с металлическими шкафами — настоящая директорская гордость. Раньше тут всё было завешано костюмами и заставлено разными вешалками, а сейчас — удобно и аккуратно.
Когда заканчивается спектакль и артисты ушли домой, работа в театре продолжается. Машинисты сцены разбирают декорации, а после ставят новые. Осветители меняют настройки фонарей, помощники режиссера прикинули, кто и где стоит на сцене с куклами.
— Очень большая и кропотливая командная работа для зрителей остается незаметной. Мы с вами приходим [на спектакль], видим только артистов и хлопаем им: «Какие артисты молодцы!» Артисты — это только вершина айсберга, а театр — одна большая команда. Особенно театр кукол, потому что управлять одной куклой могут два, три, четыре, а то и пять человек, — уверенно заявил устроивший необычную экскурсию директор театра кукол и был таков.
В прошлом году в Тюменском театре кукол впервые поставили спектакль для взрослых — «Мастер и Маргарита» (18+), на создание которого ушло не меньше миллиона рублей. Режиссером-постановщиком спектакля выступила Наталья Явныч, которая в мае того же года уволилась по собственному желанию.
Причиной послужили многочисленные жалобы актеров на нее и ее супруга Романа Явныча, который с 2021 года стал директором этого театра, заняв место проработавшего тут более 20 лет Василия Пустыльникова. Изначально он отрицал, что покидает пост, но руководство театра всё же сменилось.
Не все отреагировали на перестановки позитивно, что породило ряд конфликтов внутри театрального коллектива. В январе 2022 года сократили завтруппой с 50-летним стажем Зинаиду Береговую. На ее место назначили Анну Ганичеву. Потом из театра один за другим начали уходить артисты, а в адрес губернатора Тюменской области — поступать жалобы на новое руководство.
В середине мая этого года актриса Анна Ганичева на своей странице в соцсетях высказалась о скандалах, начавшихся после смены руководства театра кукол. Тюменка вступилась за Романа Явныча и его супругу Наталью, которая работает в театре более 25 лет, а также обвинила в коррупции предыдущих руководителей. По поводу этого прокуратура заявила, что начала проверку. Результатов пока нет.