Бизнес мнение Как устроена стихийная торговля фруктами на улицах Тюмени. Неудачный эксперимент предпринимателя

Как устроена стихийная торговля фруктами на улицах Тюмени. Неудачный эксперимент предпринимателя

Колонка Владимира Панова — о том, как ему не дали продавать товар около собственного магазина

Предприниматель Владимир Панов рассуждает о том, как власти помогают малому бизнесу в Тюмени

На улицах Тюмени в летнее время часто продают фрукты и овощи прямо из коробок. Все операции идут без кассы, никаких чеков покупателям не выдают. Какова прибыльность такого бизнеса, можно только гадать. Тюменский предприниматель провел эксперимент и открыл такую торговлю около своего магазина, но к нему тут же пришли проверяющие. Почему так происходит и помогает ли государство малому бизнесу, в авторской колонке рассуждает бизнесмен из Тюмени Владимир Панов. Далее — от первого лица.

В один солнечный летний день я обнаружил возле своего магазина парня, который разложил на дороге ящики с фруктами и бойко торговал прямо у моего входа. На мой вопрос, зачем он стоит на трафике, созданном моим магазином, я ведь тоже торгую овощами и фруктами, он пояснил, что он «мобильный торговля» и торгует, где захочет. На мое предложение отойти метров на 50 в сторону он заявил, что стоял и будет стоять здесь.

Я позвонил в полицию, полиция не реагировала. Но когда я начал звонить регулярно утром, в обед и вечером, комментировать происходящее, зная, что разговор записывается, а после еще дублируя звонками в дежурную часть, полиция зашевелилась. Учитывая, что в районе Дома Обороны было около десятка нелегальных точек, торгующих овощной продукцией, «взбадривать» начали всех.

Через пару дней появился парень, как мне потом сказали, — смотрящий за нашим районом. Не знаю, куда он смотрит, надеюсь, в наше светлое будущее, но парень мне разъяснил, что лучше бы я шел к себе в магазин и не мешал людям работать. Я ответил, что, пока у входа в мой магазин торгует этот «товарищ», я буду регулярно звонить в полицию. Другие «трудящиеся» меня не интересуют, но я же не могу их сортировать.

И надо отдать должное: через пару дней моего «друга» не стало, проблема решилась, на Обороне воцарилось спокойствие, овощи и фрукты начали массово продаваться везде, кроме моего магазина.

И тут меня осенило, ведь я же убираю территорию возле моего магазина, плачу налоги и коммуналку, создаю рабочие места, наверно, я имею право торговать своей продукцией возле своего входа? Ведь это же логично! В отличие от всех остальных нелегальных торговцев, я легальный предприниматель, родился и вырос в этом городе и даже в этом районе.

Почему им можно, а мне нельзя?

На следующий день я вынес товар на улицу и посадил продавца рядом со своим входом. Я даже представить не мог, каким будет оборот, притом что торговая наценка у меня в магазине была 25%, а на улице все крутят 80–100% и иногда и больше. Фрукты — это импульсный товар, и достаточно расположить свежую черешню или клубнику на пути следования населения, человек будет совершать покупки, часто не задумываясь. Доходность одной такой точки в хорошую погоду соизмерима с выручкой небольшого продуктового магазина формата «у дома», имеющего лицензию и торгующего алкоголем, а вот затраты в десятки раз ниже и, если быть точным, стремятся к нулю. Это вам совсем не доходы бабушек, торгующих редиской из своего огорода.

Но здесь началось самое интересное. Недолго я радовался жизни. Через пару недель пришли ребята из городского департамента потребительского рынка, составили на меня протокол и доходчиво объяснили, что я могу и дальше подметать территорию возле моего магазина, но торговать здесь нельзя, так как земля эта — муниципальная, а посему торговля моя — незаконная. И если я что-то не понял, то в следующий раз они составят протокол на юридическое лицо и штраф будет сотни тысяч рублей.

Одновременно появились сотрудники полиции и разъяснили мне, что, если я быстро отсюда не уберусь, весь мой товар будет конфискован, а если я появлюсь здесь снова, то разговор будет уже совсем другим. На мой вопрос к этой компании: «Почему же вокруг все свободно торгуют?» — они ответили: «Не переживай, мы их тоже контролируем».

Пришлось мне свернуть свой бизнес, а нелегальная торговля овощами и фруктами по улице Ямской бесперебойно продолжалась до самой глубокой осени, как, впрочем, и по всему городу. Аналогичная картина была и в прошлые годы.

Пора обратить внимание на местных предпринимателей

Мне хочется спросить наших полицейских, директора департамента потребительского рынка Елену Ерёмину: «Какая же такая сила не дает вам навести элементарный порядок на улицах нашего города, которые каждое лето превращаются в восточный базар? Это становится уже визитной карточкой лучшего города земли».

Почему есть силы и средства бороться с местным легальным бизнесом, а не с незаконной торговлей фруктами и овощами? Я сейчас говорю не о бабушках, торгующих редиской, они были и будут во все времена. Уличная торговля фруктами — это совсем другая история с несоизмеримыми доходами.

Все эти незаконные торговцы располагаются не где-то в глубине дворов, а прямо вдоль дорог, на трафике местных продуктовых магазинов, которые несут убытки. При этом местные магазины, имея всё необходимое оборудование, создают рабочие места, платят коммуналку и налоги, из которых начисляются заработные платы сотрудникам администрации, полиции и прокуратуры.

«Вся эта торговля велась в пятистах метрах от отделения полиции, вблизи управы Калининского округа, прямо возле проезжей части!»

Не нужно только рассказывать про законодательство, которое связывает вам руки. У меня есть друзья и знакомые, бывшие сотрудники полиции. По их словам, пресечь все эти правонарушения элементарно — нужно просто захотеть и начать регулярно проверять. Почему же ваши ребята, Елена Михайловна, ежедневно не выезжали на проверки? Чем они вообще занимаются в департаменте потребительского рынка? Да и чем, собственно, занимается ваш департамент? Разве вы не понимаете, что часть доходов от этой торговли уходит в наши бывшие братские республики?

Спит крепким сном и городская прокуратура в тиши своих новых кабинетов. Ау, где вы все? Земля же муниципальная! Или, может, здесь совсем не бессилие чиновников и силовиков?

Чипирование обуви и одежды привело к закрытию местных магазинчиков, в первую очередь в сельской местности, но рынок заполнили нелегальные торговцы, которые прекрасно себя здесь чувствуют, почему? Федеральные торговые сети не оставляют шансов местной рознице, разоряя местный бизнес и создавая безработицу в регионе.

Помнится на одном из бизнес-форумов я обратился с этой проблемой к тогдашнему нашему губернатору Якушеву. Владимир Владимирович внимательно выслушал и сказал, что есть такая проблема и он согласен на эту тему поговорить. Уважаемый Владимир Владимирович, прошло уже пять лет, может быть, уже поговорим на эту тему?

В одном здании с моим магазином три точки федеральных сетей. В 30 метрах — большой магазин, через дорогу — еще больше. С высоты своей новой должности (Владимир Якушев стал полпредом президента в УрФО. — Прим. ред.) обратите внимание на то, как федеральные торговые сети разоряют и уничтожают местный малый бизнес, плодят безработицу. И поверьте, такая ситуация во всем Уральском округе.

Сейчас департамент потребительского рынка курирует полковник полиции Пётр Вагин. Хочу пожелать ему успехов на новом месте работы и выразить надежду, что по этой теме мне с ним не придется общаться следующим летом. Надеюсь, департамент и полиция пресекут нелегальную торговлю фруктами в нашем городе, вспомнят о местной легальной рознице, задавленной торговыми сетями и приезжими коммерсантами. Может, уже пора всем чиновникам вместо болтовни о господдержке и нашей значимости обратить внимание на состояние местного предпринимательства.

Как вы считаете, власти должны помогать местным предпринимателям?

Да, им сложно, нужно помочь
Нет, пусть рынок сам всё регулирует
Воздержусь и просто посмотрю ответы

Редакция 72.RU отправила официальные запросы в полицию и департамент потребительского рынка Тюмени. В полиции отметили, что этой сферой занимается департамент. Сотрудники УМВД участвуют в совместных рейдах по местам уличной торговли, которые организовывают муниципальные чиновники. Ответ из департамента ожидается.

Малый бизнес, по данным налоговой, пока чувствует себя удовлетворительно, отрицательной динамики в регистрации и снятии с учета ИП в ведомстве не фиксируют. За год в Тюменской области закрылось около пяти с половиной тысяч ИП, но зарегистрировалось чуть больше. Тяжелыми для всего бизнеса были первые месяцы пандемии, когда в стране были введены карантинные ограничения. Тогда власти закрыли ТЦ, кафе, рестораны, детские развлекательные центры, предпринимателям оказывали финансовую поддержку. Сейчас ограничения касаются лишь заведений общепита, им запретили работать по ночам. Рестораторы надеются, что решение о полном закрытии принимать не будут. Впрочем, в сравнении с полным локдауном частичные ограничения — не худший вариант. Об этом в своей колонке рассуждал Артём Рахмеев.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем