По Тюмени ездит необычный автомобиль — ярко-красный ретро-«Москвич» в универсальном кузове. Кажется, что такие машины уже давно должны отправиться на свалку или стоять где-то в гаражах дедушек в деревне, но его видят на дорогах нашего города. И всё это благодаря Веронике, владелице автомобиля, которому почти 50 лет. Мы поговорили с девушкой, и она рассказала, как возникла идея покупки машины, почему выбор пал именно на такую модель и как любовь к определенной марке помогла найти мужа.
«Москвич»: дедушка, покраска, девушка
Вероника работает учителем в одной из тюменских школ. Увлечение ретроавтомобилями пришло к ней неожиданно. Девушке просто хотелось водить свой автомобиль, а возможности купить что-то дорогое не было. Будучи студенткой, она скопила немного денег и взяла себе «Москвич-403Э».
— Я просто хотела ездить за рулем, сама. Купила свой первый 403-й «Москвич». Мне задавали вопрос — а почему не другую марку, что-то типа Matiz, Getz или Astra? Ведь где девушка и где ретроавтомобиль? Но это все скучные машины. А в ретро есть своя душа, — рассказывает Вероника.
Но с первой машиной пришлось расстаться. И, когда встал вопрос о новом автомобиле, Вероника сразу поняла, что хочет взять только «Москвич». И она нашла его у дедушки, простого рабочего, который купил его в 1976 году. В этот год только начали выпускать эту версию.
— Я купила его за 45 тысяч рублей и стала второй владелицей. Дедушка любил машину очень сильно, ухаживал. Поэтому единственное, что авто было нужно, — покрасить и немного выправить вмятины. А по технической части — всё прекрасно сохранилось, даже двигатель не вскрывался. И ведь ему уже почти 50 лет! — восхищенно рассказывает Вероника.
«Москвич-2137», который приобрела Вероника, выпускался на московском заводе АЗЛК с 1976 по 1985 год. Он — потомок предыдущей серии «Москвичей», которые делали там же. Конструкторы хотели создать абсолютно новый автомобиль, но из-за импортного оборудования, которое только начало окупаться, приняли решение о модернизации предыдущего поколения. Универсалы выпускали с 1,5-литровым двигателем УЗАМ-412, сконструированным на Уфимском заводе авиационных моторов. Сейчас найти такие машины на вторичном рынке трудно, а для новых хозяев они бесценны.
Девушка гоняет на любимом автомобиле ежедневно, но только в теплое время года. Зимой у нее другой автомобиль, иностранного производства.
— Я «Москвичу» новую резину заказывала из Москвы за 20 тысяч. А «иностранке» — б/у нашли, дошиповали сами, и я езжу так. Почувствуйте разницу в любви к машинам, — смеясь, рассказывает Вероника.
Но ретромашина не только ездит по городу и участвует в различных выставках. Вероника вместе с будущим мужем объездила на ней полстраны — пара побывала на юге, Южном Урале, Горном Алтае.
— Идея пришла в 2020 году, когда были ковидные ограничения. Почему ездим именно на этом «Москвиче» — машина в кузове универсал. Складываешь задние сиденья, и всё, можно жить. В то время (эпидемия. — Прим. ред.) же никуда не пускали, ни в какие отели, — говорит Вероника.
И везде «Москвич» проезжал спокойно, нигде не застревая и преодолевая любые препятствия. По проходимости «Москвич» на уровне УАЗов, на которых ездят по бездорожью нашей страны.
— Самые яркие впечатления у меня остались, конечно, от Алтая. Мы были в глуши, без всего — не работал ни телефон, ни интернет. Просто «Москвич», красивые горы, речки, поля. Дорог там нет, только иногда уазики проезжают. А тут наша машина просто — «хоба!» — и с ними наравне. Даже не застряла ни разу, — говорит Вероника.
Девушка содержит свою рабочую лошадку в полном порядке и постоянно за ней следит.
— С запчастями вообще проблем нет, машина буквально на коленке чинится. Детали до сих пор выпускают. Есть запасы с Советского Союза. Иногда их продают мешками или целыми ящиками. Главное — знать, где искать. Хотя мы решили проблему проще — муж нашел другой автомобиль в качестве донора, — рассказывает девушка.
В семье Вероники и Михаила есть еще пять машин — и все «Москвичи». Все ретро. Даже есть гоночный, на котором девушка участвует в соревнованиях.
— На гоночном «Москвиче» я ездила участвовала в спринте (гонки по прямой на короткое расстояние. — Прим. ред.). Первый раз на нем выехала и перевернулась. Но ничего — поставила на колеса, машина завелась и поехала. В планах сделать в авто упрощенный салон, красивые обвесы и наклейки, — говорит Вероника.
А один автомобиль связан с самыми приятными воспоминаниями в жизни Вероники. Его будущие супруги приобрели за год до свадьбы и очень хотели, чтобы именно он возглавил праздничный кортеж. Но для этого нужно было очень долго потрудиться.
«Москвич»: знакомство, полиция, свадьба
— Я давно начал общаться с ретроводами, а для входа в клуб надо было покупать машину, — рассказывает Михаил, муж Вероники. — У меня в семье был почти весь ряд «Москвичей», но не было 412-го. Искал я его год, в 2011-м нашел в Ирбите. Сторговал до 14,5 тысячи рублей. Он весь в оригинальной краске с выпуска в 1977 году!
Этот «Москвич» Михаил ласково называет «булочка». Однажды он опубликовал фото в интернете, и один из пользователей написал о машине именно так — и с тех пор за ним закрепилось это прозвище.
С будущей женой они познакомились, когда было совместное мероприятие ТюмГУ, где училась Вероника, и автоклуба. У них нашлись общие интересы — как раз любовь к ретромашинам марки «Москвич».
— Организаторы мероприятия попросили нас его поддержать. Мы согласились. У нас совпали интересы. У Вероники в то время был 403-й «Москвич». Ну а дальше — больше, — добавляет Михаил.
Пара всё сильнее объединялась — появилось совместное фото из полиции. Но не произошло ничего страшного — в ГИБДД ребята пытались поставить на учет очередной «Москвич», а инспекторы засомневались, что двигатель оригинальный.
— Нас отправили на экспертизу. А до этого мне пришлось давать показания, что мы не меняли двигатель в машине, — говорит Вероника. — Через две недели позвонили и сказали, что всё хорошо.
В 2021 году пара решила пожениться. Но свадьбу решили провести необычным образом. И здесь любовь к «Москвичам» сыграла свою роль.
— Обычно к свадьбе люди готовят рестораны, меню, список гостей, а мы целый год реставрировали 407-й «Москвич». Купили его за год до свадьбы в Челябинске. Поехали зимой за ним с эвакуатором. Продавцом оказался перекуп. Час пытался завести авто, двигатель ни в какую не хотел работать. Всё закончилось благополучно, — рассказывает Михаил.
Привезли машину в Тюмень в полуживом состоянии. Сразу отдали красить. Другие работы начали выполнять сами — купили много запчастей, поставили их, перепрошили салон. Хромированные части и вовсе привезли из Казахстана, в России таких деталей не было.
— За две недели до важной даты попробовали поездить. И вот в день свадьбы машина возглавила наш кортеж из ретроавтомобилей — поддержали участники нашего клуба, — рассказывает Михаил.
«Москвич»: ретроклуб
Есть у Михаила и Вероники свой клуб любителей ретроавтомобилей «Ретро-Классика». Они ездят на различные выставки, автопробеги или просто все вместе выезжают в какой-нибудь город на экскурсии.
— Была у нас автомастерская, где мы делали свои машины, ребята к нам приезжали. Потом она начала разрастаться и уже вышла за рамки простой мастерской. Мы приняли решение создать свой клуб, — рассказывает Михаил.
Вступить в клуб может любой желающий. Билет — наличие ретроавтомобиля.
— У нас своя атмосфера, своя тусовка. Мы тут доверяем друг другу и даем пользоваться своими машинами другим участникам клуба — если что-то вдруг сломалось или надо съездить на выставку. Кому надо — welcome, берите мой автомобиль, — говорит Вероника.
В планах у Вероники найти американский «Мустанг», конечно же, не новый. И пополнить коллекцию автомобилей.
— А вообще мы не все «Москвичи» еще купили, будем смотреть, — добавляет Михаил.
Тюменцы из ретроклуба проехали по городу — делимся яркими кадрами того, как это было. Смотрите, какие автомобили — многим уже больше 50 лет!
А еще мы писали о новом «Москвиче» — том самом, который производят на мощностях бывшего RENAULT. Протестировали две версии и рассказываем, что такого есть в машинах, которые очень много пиарили.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.